Будь терпелив в минуту гнева и век не будешь знать печали.
Китайская пословица
Одна из моих клиентов, Кэти, — директор по разработке проектов в одной крупной некоммерческой организации. Кэти за тридцать, она умна и амбициозна, делает успешную карьеру менеджера проектов как в корпорациях, так и в некоммерческой сфере. На сеансе коучинга она рассказала о том, как проводила собрание, на котором ее команда сообща обсуждала новые идеи и предложения по обслуживанию крупного потенциального клиента. В самом разгаре собрания Том, менеджер, которому было уже за пятьдесят, поднял руку и заявил, что не понимает, зачем они тратят столько времени на этот «мозговой штурм».
Кэти тут же «завелась»: пока Том говорил, ее мышцы напряглись, а лицо покраснело — ее обуревал гнев; она хотела уже наброситься на Тома, но понимала, что это неуместно и неконструктивно. Затем практически сразу ее гнев сменился сомнениями в себе, ей казалось, что она утрачивает свою привычную уверенность; она чувствовала себя ребенком в женском теле, и ей хотелось заплакать, но она сдержалась.
|
|
Рассказывая об этом событии на следующий день, Кэти отметила знакомую тенденцию; когда я спросил, что она испытывала во время собрания, она сказала: «Мне казалось, Том меня совсем не ценит, сомневается во мне, как будто я для него пустое место». Она признала, что нечто подобное испытывала уже множество раз.
Я предложил Кэти закрыть глаза, расслабиться и сделать несколько глубоких вдохов; я спросил, может ли она припомнить подобные ощущения в прошлом; на ее глазах тут же выступили слезы, и она стала рассказывать о том времени, когда была маленькой девочкой, девяти-десяти лет: как-то она сидела за обеденным столом в кругу' семьи; ее отец выражал свое неодобрение и разочарование ее успеваемостью в школе; она чувствовала себя непризнанной, почти невидимой.
Это классический пример воздействия па болевые точки: некто произносит нечто, и в нашем теле происходит что-то вроде химической реакции; сначала мы охвачены реакцией «борьбы или бегства», тело напрягается, и дыхание становится неглубоким. Поднимается гнев, сменяемый тревогой, тоской или сомнениями в себе; мы застываем, словно олень под ярким светом фар, и теряем способность адекватно реагировать на ситуацию. Как правило, это происходит потому, что мы становимся заложниками старой схемы поведения, реагируя па давно прошедшее событие, часто — случившееся еще в детстве. Мы чувствуем, что нас «заклинило», и не можем отреагировать на происходящее иным или более приемлемым образом, не можем удержаться от этой реакции всякий раз, когда это повторяется.
|
|
Существует множество способов воздействия на болевые точки. Когда мы говорим, что кто-то нам «давит на больную мозоль», мы имеем в виду именно это: мы не можем не реагировать на данный раздражитель, даже если наша реакция совсем неприемлема. Болевые точки формируются на основе наших ложных убеждений, домыслов и предположений, которые делают пае несчастными. Эти предубеждения могут являться образцами самозащиты, скопированными с ситуаций из прошлого, или привычными реакциями защитного характера.
Постарайтесь вспомнить о тех случаях, когда вы реагировали подобным образом. В каких конкретно ситуациях это происходило? Осознание того, что вы уязвимы, дает определенную свободу: осознавая то, что происходит, мы имеем возможность выбирать, хотя бы в какой-то степени, как отреагировать иначе, чем это было раньше.
Первый позитивный шаг, который следует предпринять в «болевой» ситуации, — это озвучить для себя происходящее: «Ну вот, это происходит снова». Следующий шаг — обеспечить себе пространство и успокоиться. Подвергаясь болевому воздействию, лучше всего никак па это не
реагировать, поскольку наши сильные эмоции относятся скорее к неразрешенным конфликтам в прошлом, чем к тому, что только что стимулировало наши переживания. Сделайте паузу, сходите в уборную, выйдите на воздух; хотя бы остановитесь и сделайте несколько глубоких вдохов. Сейчас не самое лучшее время принимать решения или сдаваться на милость эмоций. Можете сказать человеку, что вам необходимо обдумать его слова, и назначьте следующую встречу; используйте это время для размышлений о том, что вас так задело; можете также поговорить с близким другом или надежным коллегой, чтобы иметь более ясное представление о своих болевых точках, чтобы взглянуть на проблему шире. Когда вам все станет более-менее ясно, снова назначьте встречу с «проблемным» человеком — можете говорить или не говорить ему о том, что он сумел задеть вас (в любом случае этот человек наверняка сам это почувствовал), но дайте ему понять, что вы заинтересованы в том, чтобы услышать больше; затем слушайте то, что человек произносит в данный момент, — это может сильно отличаться от ваших предположений.