После того как список составлен, его необходимо объединить и ранжировать. Сведите все ваши страхи в одну группу (если получилось меньше двадцати, то, по всей видимости, вы не были достаточно внимательны). Теперь перечитайте и спросите себя: «Чего я боюсь меньше всего?». Отыскав соответствующий страх, дайте ему «почетный» первый номер. Перечитайте оставшиеся и задайте себе тот же вопрос: «Какой из оставшихся страхов самый незначительный?». Ему вы присвоите второй номер. И так далее — по всему списку. В результате у вас получится «рейтинг» ваших страхов — от меньшего к большему.
Кому-то может показаться, что у него есть один страх, который беспокоит, а остальные — или не существенны, или же он просто готов с ними смириться. Правда, лично я считаю, что ни с одним из своих невротических страхов (пусть даже он маленький и редкий) мириться нельзя.
Важно другое: технологию борьбы со страхом как раз легче отработать на незначительных страхах. Нам нужно научиться пользоваться психотерапевтическими техниками, о которых пойдет речь ниже. Учиться, как вы сами, наверное, понимаете, легче на простых задачах и малых формах. Когда же мы освоим технологию борьбы со страхом полностью и узнаем ее эффективность на небольших страхах, можно будет смело переходить к тем страхам, которые особенно мешают нам жить и сильно разрослись за последнее время.
|
|
Пример выполнения второго этапа практической работы по борьбе со страхами:
№ «рейтинга» | Страх (от меньшего к большему) |
Страх случайности — стать жертвой давки | |
Страх заболеть тяжелой болезнью | |
Боюсь оказаться несостоятельным в сексуальном плане | |
Устыдился своей фантазии | |
Страх выглядеть неисполнительным | |
Страх, что растеряюсь, не справлюсь со своим волнением во время доклада перед руководством |
Поэтому не пренебрегайте никакими страхами из тех, что вы испытываете, записывайте все. Это нужно для того чтобы, во-первых, быть в курсе всех своих слабых мест, а во-вторых, чтобы знать, на чем натренировать свой навык борьбы со страхом, на чем, так сказать, набить руку.
Теперь временно оставим практические занятия и обратимся к механизмам страха.