Финансовые средства системы добровольного медицинского страхования формируются за счет платежей страхователей, которыми при коллективном страховании выступают предприятия, а при индивидуальном — граждане. Размеры взносов устанавливаются по соглашению сторон (страхователя и страховщика). Страховые медицинские компании по устанавливаемым тарифам оплачивают медицинские услуги, оказываемые медицинскими учреждениями в рамках программ добровольного медицинского страхования.
ДМС финансируется из собственных средств предприятий и относится на себестоимость производимых товаров (или услуг). Такое положение дел очень выгодно предприятиям и организациям, так как последние обеспечивают предоставление медицинской помощи своим работникам сверх программы ОМС. Страховые суммы по договорам ДМС — самый реальный источник финансирования на сегодняшний день, поскольку объем этих средств ничем не ограничен и превышает объем средств] поступающих в медицинские учреждения от обязательного медицинского страхования.
|
|
Кроме вышеуказанных основных источников денежных средств, медицинские учреждения могут иметь дополнительные источники финансирования, способствующие улучшению медицинского обслуживания населения (перечислены выше).
Таким образом, все вышесказанное подтверждает положение о многоканальном финансировании учреждений здравоохранения.
Каждое самостоятельное медицинское учреждение имеет свой текущий счет в соответствующем банке, куда поступают все денежные средства: из бюджета, от территориального фонда ОМС, медицинской страховой компании и др.
Задача руководителя учреждения (как распорядителя средств) — правильно рассчитать необходимые финансовые средства на медицинское обслуживание населения и целесообразно их использовать.
Главные врачи ЛПУ обязаны правильно составить смету учреждения и использовать все имеющиеся финансовые возможности.
В условиях рыночной экономики механизм обеспечения денежными средствами потребностей здравоохранения в общих чертах действует по изображенной схеме 23.2.
Главными субъектами этой системы являются потребители медицинской помощи, то есть граждане, чье участие в финансировании здравоохранения может проявляться непосредственными платежами при расчетах за медицинские услуги, оказанные в частном порядке, или опосредованной оплатой услуг общественных служб здравоохранения через налоги и страховые взносы.
Схема 23.2. Механизм финансирования здравоохранения в условиях рыночной экономики.
Службы, выступающие в роли поставщиков медицинской помощи, являются в результате и основными получателями денежных средств в системе финансирования здравоохранения.
|
|
В большинстве случаев современный механизм финансового обеспечения здравоохранения предусматривает наличие покупателя медицинской помощи, выступающего своего рода посредником между ее потребителями и поставщиками. Функции покупателя медицинской помощи обычно выполняют органы государственной власти или страховые организации.
Наряду с вышеуказанными основными субъектами финансирования здравоохранения пока важную роль призвано играть и государство, определяющее политику и регулирующее взаимоотношения между основными субъектами посредством издания соответствующих законов и других нормативных актов, правил денежного обеспечения мероприятий по охране здоровья граждан. Кроме государства, активное участие в этой деятельности принимают различные общественные организации, к которым прежде всего следует отнести профессиональные медицинские ассоциации, а также политические партии, профсоюзы, общества защита прав потребителей и другие.