Какие требования предъявляются к структуре эссе?

К структуре экзаменационного эссе строгих, формализованных требований не предъявляется. По крайней мере их нет в рассмотренных критериях оценивания. Напомним, что своеобразие эссе как литературного жанра проявляется, в частности, в его композиционной свободе. «Из формальных требований к эссе можно принять только одно – наличие заголовка. Внутренняя структура эссе может быть произвольной» (К. Митрофанов, В. Шаповал).
Данное утверждение нуждается в корректировке, если речь идет о письменной работе в рамках единого государственного экзамена по обществознанию. Не будем забывать о временных ограничителях, которые влияют как на написание, так и на проверку эссе. Выбор между композиционной свободой, подчеркивающей художественные достоинства сочинения, и строгой структурой, позволяющей четко высказать и аргументировать личную позицию автора, в данной ситуации в значительной степени предопределен.
Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» (способов выразить свое согласие или несогласие, естественно, очень много).
Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Экзаменаторы должны убедиться в том, что выпускнику ясен его смысл. Не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, определяющий ее содержание и сущность.
Рассмотрим три примера.
1. В качестве темы эссе выбраны слова О. Мандельштама: «Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий». Выпускник передает смысл фразы следующим образом: «Автор придерживается той точки зрения, что способы и пути познания мира многообразны: не только наука, но и искусство (а также мифы, опыт повседневной жизни, здравый смысл, религия) обогащают наши знания о природе, обществе, человеке. Другой вопрос – всегда ли искусство подтверждает («неутомимо работает на пользу», как говорит поэт) науку?»
2. Тема эссе – «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У. Шекспир). Выпускник, выразив свое полное согласие с данным утверждением, продолжает: «И в самом деле, власть опасна, если совесть с ней враждует».
3. Выпускник, избрав тему «Прогресс – отец проблем» (Г. Честертон) и не согласившись с мнением английского писателя, пишет далее: «Да и как можно принять эту точку зрения нам, людям XXI в., слишком хорошо знающим, что такое экологическая катастрофа и угроза термоядерной войны?»
Обратим внимание на разнообразие форм, в которых выпускники представляют мысль автора: изложение с включением дополнительных положений, призванных показать, что тема понята правильно; близкий к тексту пересказ; риторический вопрос. Выбор формы зависит от темы и в еще большей степени от самого автора эссе. Главное, чтобы была достигнута цель: выражено точное понимание смысла высказывания.
С этой точки зрения предпочтительным выглядит первый пример. Точно передав своими словами сущность сказанного, автор ставит вопрос, с одной стороны, показывающий, что он внимателен к нюансам, деталям, а с другой – позволяющий перейти к основной части эссе. Во втором случае остается не вполне ясным, понимает ли выпускник тему. Этот вопрос для экзаменаторов остается открытым. Что касается третьего примера, то приходится констатировать: тема не понята. Выпускник не соглашается с высказыванием, а затем искажает его смысл, приписывая Честертону мысль, которую тот и не думал высказывать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: