Единичное и всеобщее. Любой объект предстает сначала как единичное со своими особенностями, затем обнаруживаются повторяющиеся признаки объектов, выделяются их классы. Черты некоторых объектов данного класса – это особенное, черты, общие у всех объектов данного класса – всеобщее. Пример: береза как дерево – единичное по отношению к лиственным деревьям как особенному, и единичное по отношению ко всем деревьям (и лиственным, и хвойным) как всеобщему. Единичное не существует без всеобщего, всеобщее без единичного, единичное переходит во всеобщее, всеобщее проявляется в единичном.
Часть и целое. В философии существуют три подхода, по-разному трактующих проблему их соотношения, – это меризм, холизм и диалектика.
Сравнение | МЕРИЗМ | ХОЛИЗМ |
Суть целого | Целое представляет собой простую сумму частей | Целое определяет части и не сводится к их простой сумме |
Предшествование | Части предшествуют целому | Целое предшествует частям |
Причинность | Целое причинно обусловлено частями | Целостный подход противоположен причинному и исключает его |
Познание целого | Для познания целого достаточно познания частей | Части могут познаваться лишь на основе знания о целом |
С позиций диалектики:
|
|
· целое не сводится к простой сумме частей и характеризуется новыми качествами, не присущими частям по отдельности, но возникающими в результате их взаимодействия, целому присуще свойство интегративности, подчеркивающее его качественную специфику по отношению к составляющим его частям;
· как показал Г.Гегель, ни одна из сторон не может рассматриваться без другой: целое без (или «до») частей немыслимо; часть вне целого – уже не часть, а иной объект, так как только в рамках целого части выражают его природу;
· по К.Марксу, взаимосвязь частей выступает в виде замкнутого круга, внутри которого каждый элемент является условием другого, поэтому целое является причинным комплексом по отношению к образующим его частям;
· познание частей и целого осуществляется одновременно на основе единства методов анализа и синтеза.
В неорганично-целостных системах (атом, молекула, двигатель) свойства частей отражают свойства целого, но определяющими являются свойства частей. В органично-целостных системах (организм, общество) свойства частей зависят от свойств целого, части – результат развития целого и вне его существовать не могут (любой орган человеческого тела вне организма существовать не может).
Содержание и форма. Содержание – это совокупность элементов системы, форма – способ существования содержания (структура системы). Содержание является ведущей, определяющей стороной объекта, форма изменяется в зависимости от изменения содержания. Однако форма обладает относительной самостоятельностью от содержания, способна оказывать на него обратное воздействие: форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, не соответствующая – тормозит. Изменение структуры объекта, формы, ведет к изменению содержания объекта и его свойств (пример: явление изомерии в химии).
|
|
Сущность и явление. Сущность – совокупность глубинных связей и законов системы, явление – внешнее выражение сущности, конкретные события, процессы, свойства. Пример: зеленый цвет растений – это явление, выработка ими хлорофилла – сущность. Сущность обнаруживается через явление, в явлении есть информация о сущности, но сущность и явление не совпадают: сущность скрыта за явлением. Одна сущность может выражаться во многих явлениях, за сложным явлением может скрываться несколько сущностей. Сущность устойчивее явления, но и сущности могут изменяться в связи с общим развитием материи. Существует иерархия сущностей: одна сущность может входить в состав более высокой сущности, первая по отношению к более высокой будет явлением.