Бакалавриат 050100.62 – Педагогическое образование
(профиль «История»)
Очно-заочная форма обучения
Коллоквиум по материалам лекционного курса и семинарских занятий
В состав рубежного контроля рейтинг-плана входит экзамен, проводимый в формате коллоквиума. Коллоквиум – одна из форм учебных занятий в системе высшего образования, имеющая целью выяснения и повышения знаний студентов. Коллоквиум – это и дискуссия, которая предоставляет возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, и форма контроля, и разновидность устного экзамена, и массовый опрос. Аргументируя и отстаивая свое мнение, студент демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал, что позволяет преподавателю за короткий срок выяснить уровень знаний всей (группы) по изученной теме.
Для подготовки к экзамену студентам предлагается список вопросов, охватывающих всю программу по модулю «Новая история стран Азии и Африки» дисциплины «История Нового времени». Экзаменационное собеседование проводится не по «билетам», а в порядке свободного обсуждения четырёх разделов модуля: Раздел 5 «Афро-азиатский регион в эпоху европейского господства (XIX - начало XX вв.)», Раздел 6. «Колониальный синтез западноевропейского и афро-азиатского мира», Раздел 7. «Формирование многоукладного общества и модернизация в странах Азии и Африки (вторая половина XIX – начало ХХ вв.)», Раздел 8. «Складывание политических культур стран Азии и Африки (вторая половина XIX начало ХХ вв.)» при освоении которых студент не набрал существенного количества баллов.
|
|
В ходе коллоквиума студент должен правильно ответить на восемь вопросов по два на каждый из разделов модуля «Новая история стран Азии и Африки». Успешное прохождение коллоквиума предполагает конкретные знания предмета дисциплины – по модулю «Новая история стран Азии и Африки» дисциплины «История Нового времени». Если трижды дается неправильный ответ – коллоквиум считается не сданным.
Экзамен проводится по расписанию сессии в конце семестра.
Минимальное количество баллов – 6. Максимальное количество баллов – 12.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Специфика капиталистического развития Японии в конце XIX – начале XX вв.
2. «Восточный вопрос»: происхождение, содержание, исторические рамки.
3. Арабские страны Африки: Магриб и Машрик в XIX вв.
4. Египет в эпоху реформ Мухаммеда Али (первая половина XIX в.).
5. Французская экспансия в Магрибе.
6. Английская колониальная экспансия в Египте и Судане в конце XIX века. Восстание Ораби-паши в Египте и Махди в Судане.
7. Специфика прямого и косвенного управления в колониальных странах Африки в XIX в.
|
|
8. Южная Африка. Антиколониальная борьба в конце XIX – начале XX вв.
9. Англо-афганские войны XIX века. Правление эмира Абдуррахмана.
10. Специфика британского колониального режима в Индии в первой половине XIX в.
11. Восстание 1857-1859 гг. в Индии.
12. Ход крестьянской войны тайпинов в Китае и причины ее поражения.
13. Причины и смысл политики «коллективного попечения» над Османской империей со стороны держав.
14. Результаты революции 1905 г. в Иране.
15. Основные центры, руководители восстания 1857-1859 гг. и требования повстанцев в Индии.
16. Движение бабидов в Иране в 1848 – 1850 гг., бехаизм как идеология и практика.
17. Колониальная экспансия в западной Африке в XIX – начале XX века.
18. Результаты и последствия младотурецкой революции.
19. Хун Сюциань, другие руководители тайпинов и цели их политики.
20. «Новые османы» и «младотурки»: их общие черты и результаты деятельности.
21. Революционный подъем 1905 – 1908 гг. в Индии.
22. Младотурецкая революция 1908 г.
23. Синхайская революция 1911 – 1913 гг. в Китае.
24. Революция 1905-1911 гг. в Иране.
25. Влияние колониальной зависимости на развитие капитализма стран Азии в последней четверти XIX в.
26. Зарождение буржуазного национализма в странах Азии в последней трети XIX в.
27. Цели и особенности реформаторства в Османской империи в конце XVIII – начале XIX вв. Танзимат..
28. Зарождение буржуазного национализма в странах Азии в последней трети XIX в.
29. Основные этапы развития младотурецкого движения в конце XIX – начале XX вв.
30. Аграрные отношения, развитие городов, ремесленного производства, торговли в странах Азии в начале XIX в.
31. Религиозное реформаторство в 1870 – 1880-е гг. (неоведанта).
32. План раздела Бенгалии.
33. Основные этапы развития младотурецкого движения в конце XIX – начале XX вв.
34. Основные черты политического и экономического развития стран Востока в доколониальную эпоху.
35. Революция и преобразование Мейдзи исин. Специфика капиталистического развития Японии в конце XIX – начале XX вв..
36. Турция, Египет, Иран в годы первой мировой войны.
37. Иран под властью Каджарской династии и политика европейских держав в первой половине XIX в.
38. Раздел Восточной и Центральной Африки между колониальными державами в конце XIX
39. Вывоз капитала, как особенность колониальной политики в эпоху империализма.
40. Особенности экономического и социально-политического развития Индии в рамках Британской империи во второй половине XIX в.
41. «Опиумная война» в Китае в 1839-1842 гг. и первые неравноправные договоры Китая с державами.
42. Крестьянская война тайпинов в Китае в 1850-1864 гг., их идеология и результаты войны.
43. «Политика самоусиления» в Китае. Либералы и демократы в к. XIX – начале XX вв.
44. Китай в начале XX в. Развертывание национального движения. «Три принципа» Сунь Ятсена.
45. Синьхайская революция в 1911 г. в Китае: причины, основные события, итоги.
46. Избрание Сунь Ятсена президентом.
47. Шиитское духовенство и власть.
48. Понятия «сварадж» и «свадеши».
49. Строительство Суэцкого канала и закабаление Египта.
50. Создание (ИНК) Индийского Национального Конгресса, этапы его деятельности (до 1918
года).
Разработчик: кандидат исторических наук, доцент Никитюк В.А.
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры Новой и Новейшей истории МПГУ от 6 сентября 2014 г., протокол № 2.
Зав. кафедрой доктор исторических наук,
профессор Родригес-Фернандес А.М. _____________
29 августа 2014 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Московский педагогический государственный университет»
(МПГУ)
Исторический факультет
Кафедра новой и новейшей истории