В случаях искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся.
Для этого государство использует широкий спектр санкций:
- предупредительные меры (например, запрет слияний крупных фирм);
- крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами);
- прямая демонополизация, т. е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.
Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка:
1) либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы;
2) либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами, что проявляется в картеле, или системе участий (все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга), или личной унии (одни и те же лица управляют разными компаниями-конкурентами).
При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения антимонопольной политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма. Для измерения рыночной доли ведущих фирм и уровня концентрации рынка экономистами предложен ряд показателей.
|
|
1. Пороговая доля рынка - показатель размера крупнейших фирм (безусловным монополистом признается предприятие, контролирующее более 65% рынка. Фирма, имеющая на рынке пороговую долю от 35% до 65%, также может быть признана монополистом, если антимонопольные органы докажут, что она занимает доминирующее положение на рынке и злоупотребляет им.)
2. Индекс концентрации (concentration ratio) CR - характеризует долю нескольких (трех, пяти, десяти и т. п.) крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Определяется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке.
3. Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI) можно также рассматривать как индекс концентрации, однако он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими компаниями, а распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка. Показатель рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме.
В отечественной практике оценка состоянии концентрации на товарных рынках определяется по значениям индексов концентрации для трех крупнейших фирм и Герфиндаля-Гиршмана. В зависимости от имеющихся значений этих показателей выделяют три типа рынка:
- I тип – высококонцентрированный рынок: при 70% < CR < 100%; 1800 < HHI < 10000
- II тип – умеренноконцентрированный рынок: при 45% < СR < 70%; 1000 < HHI < 1800
- III тип – низкоконцентрированный рынок: при CR < 45%; HHI < 1000