Оформление результатов проверки

По окончании проверки должностное лицо, проводящее проверку, должно оформить акт по установленной форме (ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. п. 58, 59, 83 Регламента).

Типовая форма акта утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. В ней предусмотрена графа, в которой руководитель (уполномоченное лицо) организации проставляет дату и подпись.

Согласно п. 3 ст. 21 Закона N 294-ФЗ, п. 62 Регламента руководитель (уполномоченное лицо) организации может отразить в акте свое несогласие с результатами проверки или с отдельными действиями должностных лиц.

Обратите внимание, что в соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, абз. 1. п. 61 Регламента акт должен быть составлен непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах. Один из них вручают руководителю (уполномоченному лицу) организации под роспись. Если руководитель отказывается поставить свою подпись, на акте делается соответствующая запись.

Если проверочные мероприятия предполагают проведение исследований (экспертиз, и т.д.), то акт проверки должен быть составлен не позднее трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю. Такой акт может быть вручен руководителю организации под роспись или направлен заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

Государственные инспекторы труда при проведении проверок и выявлении нарушений наряду с актом имеют право предъявлять работодателям (их представителям) предписания об устранении нарушений трудового законодательства (ч. 3. ст. 16 Закона N 294-ФЗ, абз. 4 п. 60 Регламента). Такие предписания обязательны для исполнения (ст. 357 ТК РФ). В настоящее время форма этого документа не утверждена. Приказ от 24.12.2009 N 331, которым была утверждена форма предписания, отменен Приказом Роструда от 07.09.2010 N 251.

Обратите внимание, что государственные инспекторы труда при обнаружении нарушений не вправе выдавать предписание, если работник обратился в суд по аналогичному вопросу или по нему уже имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).

В случае проведения проверки по обращению работника в органы Роструда (если работодатель осведомлен о том, что работник подал исковое заявление в суд) следует уведомить об этом инспектора труда в письменной форме. Если работодатель уведомил инспектора, а тот все равно вынес предписание об устранении нарушений, работодатель может подать жалобу. Такое право предоставлено работодателю ст. 361 ТК РФ. Срок обжалования предписания не может превышать:

- 15 дней - при обжаловании вышестоящему руководителю или Главному государственному инспектору труда РФ (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ);

- 10 дней - при обжаловании в суд (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).

Срок обжалования исчисляется с момента получения работодателем предписания, приложенного к акту проверки.

В жалобе необходимо указать, что проверяющему было известно о проведении проверки по факту, в отношении которого есть решение суда либо заявлено исковое требование.

Если в ходе проверки выявлены нарушения трудового законодательства и сроки привлечения к ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, еще не истекли, инспектор в дополнение к акту составляет протокол об административном правонарушении (абз. 6 п. 60 Регламента, п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). При необходимости получить дополнительные сведения о работодателе, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, срок составления протокола может быть продлен максимум на двое суток с момента оформления акта (т.е. обнаружения правонарушения) (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Содержание протокола, порядок его оформления и ознакомления с ним закреплены в ст. 28.2 КоАП РФ.

С момента составления протокола об административном правонарушении дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

В силу п. 9. ч. 2 ст. 23.12 КоАП РФ инспектор труда, который проводил проверку и составил протокол об административном правонарушении, рассматривает возбужденное им дело в порядке, предусмотренном ст. 29.7 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела он может вынести постановление (ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ):

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу (например, если сочтет нарушение незначительным).

Привлечь к административной ответственности могут одновременно как организацию, так и ее руководителя и (или) иных работников, по вине которых было совершено правонарушение (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Работодатель вправе обжаловать постановление государственного инспектора труда как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности (вышестоящему должностному лицу Государственной инспекции труда, в вышестоящий орган - Роструд) (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Срок обжалования не может превышать 10 суток со дня вручения работодателю или получения им копии постановления о назначении наказания (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Сведения о проводимых в организации проверках в соответствии с ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ вносятся в журнал учета проверок.

Типовая форма журнала утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.

Записи в журнал учета проверок заносит должностное лицо, проводящее проверку (ч. 9 ст. 16, п. 13 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, абз. 1 п. 64 Регламента). Внесение записи работниками организации противоречит положениям Закона N 294-ФЗ.

В журнале учета проверок указываются (ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, абз. 1 п. 64 Регламента):

- наименование органа государственного контроля (надзора);

- наименование органа муниципального контроля;

- даты начала и окончания проведения проверки;

- время ее проведения;

- правовые основания проверки;

- цели, задачи, предмет проверки;

- выявленные нарушения и выданные предписания;

- фамилия, имя, отчество и должность должностного лица, проводившего проверку, а также его подпись.

Порядок оформления журнала установлен в ч. 10 ст. 16 Закона N 294-ФЗ: он должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица.

Если проверка была проведена с грубым нарушением установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, то согласно ч. 1 ст. 20 указанного Закона ее результаты не могут являться доказательствами нарушения работодателем обязательных требований и требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами. Такие результаты подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления работодателя.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относятся:

- несоблюдение сроков проведения плановых проверок (ч. 2 ст. 9 Закона);

- отсутствие оснований для проведения плановой проверки (ч. 3 ст. 9 Закона);

- несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона);

- привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций (п. 7 ст. 2 Закона);

- отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки (п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 10 Закона);

- несогласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя (ч. 5 ст. 10 Закона);

- нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (ч. 2 ст. 13 Закона);

- проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя (заместителя) органа государственного или муниципального контроля (ч. 1 ст. 14 Закона);

- затребование документов, не относящихся к предмету проверки (п. 3 ст. 15 Закона);

- превышение установленных сроков проведения проверки (п. 6 ст. 15 Закона);

- непредставление акта проверки (ч. 4 ст. 16 Закона);

- проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план (ч. 3 ст. 9 Закона);

- проведение выездной проверки с участием экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка (ч. 3 ст. 12 Закона).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: