Рассмотрение органами прокуратуры обращений граждан и должностных лиц

Органами прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (п. 1 ст. 10 Закона о прокуратуре), в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством (п. 2 ст. 10 Закона о прокуратуре).

Для установления в органах прокуратуры РФ единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 N 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция).

Обратиться в органы прокуратуры с обращением (запросом) о нарушениях своих прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории РФ могут (п. п. 1.1, 1.3 Инструкции):

- граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства;

- объединение граждан, юридические лица;

- должностные и иные лица (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы) (п. п. 3.8, 3.9, 3.16 Инструкции).

Обращением являются изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство (пп. 1 п. 1.9 Инструкции).

Вид обращения Определение Норма
Предложение Рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах пп. 2 п. 1.9 Инструкции
Заявление Просьба гражданина или иного лица о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц пп. 3 п. 1.9 Инструкции
Жалоба Просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц пп. 4 п. 1.9 Инструкции
Ходатайство Просьба заявителя о признании в случаях, установленных законодательством РФ, определенного статуса, прав, свобод пп. 5 п. 1.9 Инструкции

Органы прокуратуры рассматривают обращения, полученные (направленные) (абз. 1, 2 п. 2.1 Инструкции):

- на личном приеме;

- по почте, телеграфу, факсимильной связи;

- по информационным системам общего пользования;

- через средства массовой информации.

Положения Инструкции не распространяется на обращения, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами установлен специальный порядок рассмотрения (абз. 3 п. 2.1 Инструкции). Например, жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод законами и иными нормативными правовыми актами России рассматриваются Конституционным Судом РФ (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, п. 3 ч. 1 ст. 3, ст. 36 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ).

Порядок рассмотрения обращений состоит из следующих этапов:

1. Регистрация обращения.

Обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в органы прокуратуры (п. 2.3 Инструкции).

2. Предварительное рассмотрение обращения.

По результатам предварительного рассмотрения принимается одно из решений, перечисленных в п. 3.1 Инструкции, например о принятии к разрешению или направлении в другие органы.

Обращение, разрешение которого не входит (входит частично) в компетенцию данной прокуратуры или подлежит разрешению другими органами и организациями в семидневный срок с момента регистрации, направляется по принадлежности одновременно с уведомлением об этом заявителя (п. п. 3.3, 3.4, 3.5 Инструкции).

Обращение может остаться без рассмотрения (без предоставления ответа) в следующих случаях:

- в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ (абз. 4 п. 2.8 Инструкции);

- обращение не содержит сведений, достаточных для его разрешения, либо невозможно понять существо вопроса (абз. 2 п. 2.9 Инструкции). Например, в обращении приведена ссылка на контент интернет-сайта, где хранятся видеозаписи, но не изложена суть заявления или жалобы (абз. 1 п. 2.9 Инструкции);

- содержание обращения свидетельствует о прямом вмешательстве заявителя в компетенцию органов прокуратуры (п. 2.10 Инструкции);

- текст письменного обращения не поддается прочтению, в том числе данные о заявителе (фамилия и адрес) (п. 2.11 Инструкции);

- в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи (п. 2.12 Инструкции).

3. Разрешение обращения.

По итогам рассмотрения обращений принимается одно из решений, приведенных в п. 4.14 Инструкции (например, "удовлетворено", "отклонено").

4. Направление ответа на обращение.

Обращения считаются разрешенными, только если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и заявителям даны исчерпывающие ответы (абз. 1 п. 6.1 Инструкции).

Ответ на обращение, поступившее в органы прокуратуры по информационным системам общего пользования, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу (абз. 2 п. 6.1 Инструкции).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: