Оценка – это характеристика, даваемая субъектом объекту с позиции какой-либо ценности

Примеры. Когда человек утверждает об автомобиле, что тот развивает скорость до 200 километров в час или выкрашен в бежевый цвет, это ещё не оценка, так как здесь нет соотнесения с ценностью. Если же взглянуть на свойства автомобиля с позиций ценностей красоты, комфорта, эффективности в качестве средства быстрого преодоления расстояний и т.п., то мы получим оценку: «Это красивый автомобиль», «Это удобный автомобиль» и т.п.

Ещё примеры оценки: «Этот поступок справедливый (несправедливый)», «Это утверждение правильное» или «Это утверждение не выдерживает критики», «Это обращение оскорбительно» или «Это обращение почётно».

Относительно многих высказываний можно поспорить, являются ли они оценками или нет, по той причине, что характеристика, которой они касаются, может быть воспринята как ценностно окрашенная, а может трактоваться без отсылки к какой-либо ценности. Возьмём утверждения: «Этот автомобиль быстрый», «Это перекрытие прочное». Оценки ли это? Быстрота автомобиля и прочность перекрытия – это их объективные характеристики. Но если учесть, что быстрота и прочность могут быть рассмотрены как утилитарные ценности, восходящие к ценности пользы, то суждения можно интерпретировать как оценочные. В результате оценочность суждения зависит от контекста, от ситуации, в которой было высказано суждение. То есть в каких-то случаях, произнося «Этот автомобиль быстрый», мы хотим тем самым сказать: «Этот автомобиль быстрый, и это хорошо (а если бы был не такой быстрый, было бы хуже)». Другой пример: «Государство А недемократично». Здесь речь идёт об объективной характеристике, которая может быть легко доказана или очевидна вне зависимости от каких-либо ценностных пристрастий (например, если государство А – абсолютная монархия). В то же время, если те, кто обсуждают этот вопрос, единодушно считают демократичность положительной ценностью, то обсуждение имеет шансы стать оценочным, если только субъект, высказывающий суждение, намеренно не приложит усилия к безоценочному, фактографичному описанию объекта. Такой неоднозначности избегают только суждения о характеристиках, затрагивающих самую «сердцевину» мира ценностей: «добрый» / «злой», «красивый» / «безобразный», «праведный» / «грешный» и т.п. При употреблении подобных характеристик оценочный компонент составляет сущность понятия, от него нельзя абстрагироваться, как, например, от полезности при разговоре о скорости автомобиля или от нравственности при обсуждении демократичности политического режима[5].

Существует способ, активно применяемый науками о культуре и обществе, когда можно указать на соотнесение объекта с ценностью и при этом избежать оценки. Для этого нужно словно бы описать процесс оценки со стороны: «С позиции такой-то ценности такая-то характеристика объекта оценивается отрицательно». Например, исследователь религии может указать на то, что с позиций требований определённой религии употребление мяса определённого животного в пищу считается грехом. Это суждение не будет оценочным, так как в нём безоценочно, как факт, описывается оценка, данная кем-то другим. Очевидно принципиальное отличие такого рода суждения от оценочного суждения, высказанного проповедником соответствующей религии: «Употребление в пищу мяса такого-то животного греховно».

Идеал


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: