Академия социального управления
ЛЕКЦИЯ
По дисциплине: «Социология»
Тема 11. Политические институты общества
Доктор социологических наук,
профессор Григорьев А.А.
Москва - 2014
Тема 11. Политические институты общества
Основные вопросы темы:
1.Государство, его формы и типы. Система государственной власти Российской Федерации
2. Политические партии
3. Общественные объединения, общественные организации и общественные движения
4. Выборы как политический институт
5. Общественное мнение как институт гражданского общества
6. Совершенствование политических институтов российского общества
Сферу жизнедеятельности людей, непосредственно связанную с публичными властными отношениями, называют политической сферой общества. Политика – это многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций и коммуникационных связей между социальными субъектами по поводу власти и управления обществом. Сущность политики можно определить как область отношений между большими группами людей по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественных интересов и потребностей.
|
|
Всякое политически оформленное общество имеет механизм реализации власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой. Политическая система — это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства.
Костяком политической системы выступают политические институты общества. Когда хотят подчеркнуть организационные аспекты функционирования общества, совокупность политических институтов называют политической организацией общества.
К числу основных политических институтов современного общества относятся: государство, политические партии, общественные организации и социальные движения, институт выборов, институт общественного мнения.
Государство, его формы и типы
Государство как субъект власти и управления существует 5-6 тысяч лет, хотя его институциональные признаки, формы и функции в обществе на протяжении истории существенно менялись. Менялись и представления о том, каким должно быть идеальное государство. Вот лишь некоторые из этих представлений:
За тысячелетия ученые выработали десятки, если не сотни, подходов к описанию и осмыслению государства, а также к выяснению специфики данного института. Вот лишь некоторые из основных подходов:
Развитие научного содержания понятия «государство» прослеживается с XIV в., а само становление категории «государство» в нынешнем понимании - как совокупности институтов, обеспечивающих функционирование системы управления обществом, - произошло лишь в XVIII в.
|
|
Начиная с классических работ Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера, в социологии, в противовес государственно-правовому или административно-юридическому пониманию политических институтов, наметился социологический подход к институтам.
Вебер определил государство как «чистый» институт ¾ это сообщество людей, поведение которых основано на рациональных установлениях (нормах конституции, законах и т. д.).
Эмиль ДЮРКГЕЙМ (1858 ¾ 1917)
По взглядам Дюркгейма, институты, с одной стороны, представляют собой некое идеальное образование в виде обычаев и верований, а с другой - такие обычаи и стереотипы материализуются в деятельности социальных организаций различных времен и народов.
Системный подход к изучению сферы политики впервые применил Т. Парсонс. Он подошел к рассмотрению общества в качестве сложной системы, состоящей из относительно автономных частей: экономической, политической, духовной и интегративной. У каждой из этих систем есть свои специфические функции, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Политику в таком контексте можно понимать как подсистему, которая по преимуществу сосредоточена на функциональной проблеме целедостижения, однако в ее рамках проявляют себя все стандартные для любой системы процессы (воспроизводство образца, интеграция, целедостижение и адаптация), постоянно осуществляемые структурными элементами. Могут меняться носители функций, но сами функции остаются неизменными, поскольку в их основе заложены универсальные, по мысли Парсонса, потребности бытия. Идеи Парсонса придали новое измерение анализу политических отношений и процессов, которое позволило точнее определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем.
У государства как политического института есть три фундаментальные характеристики, принципиальным образом определяющие его основополагающие черты: форма территориального устройства, форма правления и политический режим.
Форма территориального устройства государства отражает особенности его территориально-политической организации, распределение властных полномочий между центром и периферией, определяет характеристики других политических институтов общества. Исторически сформировались три базисные модели государственной структуры - унитарная, федеративная и конфедеративная.
Главный признак унитарного государства ¾ сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти. Это целостное образование подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.
Сущностной характеристикой федерации является наличие двух официальных государственных уровней. Распределение полномочий между этими уровнями сводится к тому, что федеративное государство наделяется ничем не ограниченным внешним суверенитетом и частью внутреннего, а субъект федерации ¾ федерированное государство ¾ сохраняет только некоторые атрибуты внутреннего суверенитета. Разграничение компетенций доверено конституционному и договорному урегулированию, в политическом смысле исходящему из реального соотношения сил и возможностей между федерацией как целым и ее участниками. Каждый субъект федерации располагает своей системой законодательных, исполнительных и судебных органов.
Конфедерация ¾ это союз самостоятельных государств, где принцип распределения политических полномочий между государствами-участниками определяется по их согласованию. Ее члены оставляют за собой главную часть своих государственных прерогатив, отдавая в ведение учрежденного ими конфедеративного государства некоторые вопросы, как правило, относящиеся к внешнему суверенитету (валютное регулирование, оборона, дипломатия).
|
|
Важной характеристикой государства является и форма (тип) правления.
Со времен Аристотеля выделяют три основные формы правление (монархию - правление одного, аристократию – правление немногих, демократию – правление большинства) и три извращенные формы (тиранию, олигархию и охлократию).
В учебных пособиях обычно приводится схема, построенная Аристотелем в главе IX «Политики».
Аристотель полагал, что монархия способна выродиться в тиранию, аристократия ¾ в олигархию ради выгоды богатых, а политейя может ориентироваться только на пользу бедных, потому ни одно из выделенных им правлений не занимается всеобщим благом.Философ видел наилучшую («правильную») власть в смешении всех трех форм в их умеренном виде и в зависимости от реальной ситуации. Кроме вышеуказанных, среди форм правления нередко называют также диктатуру (лат. dictatura ¾ неограниченная власть), охлократию (гр. ochlos ¾ чернь, толпа), тимократию и пр.
В современных государствах существуют две основные формы правления ¾ монархия и республика.
Монархии нашего времени делятся на два вида ¾ абсолютные и конституционные. В абсолютной монарху принадлежит вся полнота законодательной и исполнительной власти. Эта форма правления характерна для стран, в которых во многом сохраняются докапиталистические, традиционные политические отношения (Саудовская Аравия, Бруней и др.). В конституционной монархии полномочия главы государства лимитированы.
Самой распространенной в нынешнее время формой правления является республика в ее трех видах: парламентская, президентская и полупрезидентская (смешанная). В основу этой классификации заложена структура отношений между исполнительной и законодательной ветвями власти. В отличие от них у судебной власти ¾ неизменная функция: она обеспечивает соблюдение юридически закрепленного политического порядка.
|
|
В парламентской республике руководящий орган государственной власти ¾ парламент. Правительство формируется на основе парламента и несет перед ним ответственность. В современной политике существует довольно много различных форм организации института парламентаризма; вместе с тем они обладают определенными общими - классическими - характеристиками:
¨ выборы одновременно решают вопрос о составе парламента и правительства, а также проблемы союзов (коалиций) партий и депутатских фракций;
¨ парламент назначает правительство, и он же может его отозвать;
¨ глава правительства входит в нижнюю палату, избранную всеобщим голосованием, и имеет полномочия распустить ее;
¨ раздельная исполнительная власть: представительские государственные функции возложены на главу государства (например, президента), реальная власть принадлежит премьер-министру (в ФРГ - канцлеру и т. д.);
¨ правительство имеет право законодательной инициативы (в отдельных случаях ¾ Великобритания, ФРГ ¾ еще и право вето на законопроекты);
¨ независимость правительства по отношению к главе государства.
В президентской республике самым строгим образом проводится принцип разделения ветвей (центров) власти: президентской, парламентской и судебной, каждая из которых обособленно выполняет соответствующую функцию. Четкое разделение властей позволяет обеспечить их взаимный противовес. Современный институт президентства при некотором разнообразии в принципах разделения властей и их функциях обладает рядом общих характеристик, а именно:
¨ в конституционном порядке разграничены полномочия и обязанности институтов президента, парламента, суда;
¨ исполнительная власть целиком принадлежит президенту, который является одновременно главой государства и правительства;
¨ президент и парламент избираются отдельно, потому они взаимонезависимы;
¨ президент политически ответствен перед народом, а правительство ¾ перед президентом:
¨ парламент не имеет права отзыва правительства и президента (исключая импичмент), но у него вся полнота законодательной власти, бюджетные и контрольные полномочия;
¨ при классической форме (США) президент не вправе распустить парламент, у него нет возможностей для законодательной инициативы, но есть право вето, которое преодолевается двумя третями парламента;
¨ исключено совмещение правительственной должности и парламентского мандата (однако в США вице-президент ¾ председатель сената).
Таким образом, президент не несет парламентской ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона с использованием процедуры импичмента.Президента избирают внепарламентским путем ¾ всеобщим прямым голосованием граждан либо коллегией выборщиков, тоже намеченных всеобщим голосованием (этот непрямой порядок избрания принят в США). Правительство при президенте осуществляет различные исполнительные функции, а также служит совещательным и вспомогательным органом.
Полупрезидентская, или смешанная, форма правления соединяет отдельные характеристики парламентской и президентской республик, однако их совокупность создает новое качество. Подобный тип государственности существует во Франции, Португалии, Финляндии, Шри Ланке, ряде стран Южной Америки, Африки и в других регионах. Для этой формы правления характерны следующие принципы:
¨ глава государства ¾ президент ¾ избирается на всеобщих прямых выборах;
¨ президент назначает правительство, опирающееся на парламентское большинство, и премьер-министра, который политически ответствен перед ним;
¨ правительство не только зависит от президента, но и ответственно перед парламентом и может быть смещено им после вынесения вотума недоверия;
¨ партийная принадлежность президента, премьер-министра и парламентского большинства не обязательно совпадают;
¨ президент вправе распустить парламент (чаще всего нижнюю палату) и назначить новые выборы;
¨ у главы государства есть права отлагательного вето на акты парламента и законодательной инициативы;
¨ у президента и парламента, как правило, разные сроки деятельности.
При полупрезидентской форме правления назначение и увольнение в отставку президентом главы правительства и других министров не имеют формального характера, как в парламентской республике. В определенных случаях президент председательствует на заседаниях правительства, решения которого он утверждает.
Представленные виды республик являются «идеальными типами» правления (по Веберу). В реальном политическом мире существуют и другие, более специфические разновидности республик.
Политический режим характеризует особенности способов, средств и методов осуществления государственной власти. Выделяются четыре основных типа политических режимов: авторитарный – власть одного лица, органа; тоталитарный – всепроникающий, всеподчиняющий; либеральный – предоставляющий гражданские права и свободы; демократический – вовлекающий народные массы в процессы политического управления.
К концу XX века процент населения земли, живущего в демократических странах, где проводятся состязательные многопартийные выборы на основе всеобщего избирательного права резко повысился. доля демократий возросла менее чем с 1/3 стран в 1970 г. до более чем половины в 1996 г. и до 3/5 в 2008 г. Демократические формы правления как правило обеспечивают более высокий уровень развития человеческого потенциала.
Большинство стран в группе с очень высоким ИРЧП являются демократиями. В странах с низким ИРЧП отмечается резкий рывок в сторону демократизации: ни одна из них не была демократической в 1991 г., а в 2008 г. доля демократий среди них достигала примерно 1/3 (См.: Доклад о развитии человека 2010, с. 68).
Более детально современное государство характеризуется следующими признаками:
ü особенностями территориальной организация населения и хозяйства;
ü способами юридического оформления людей, объединённых государством, посредством института гражданства;
ü определением и выражением общих для всех интегрированных потребностей, интересов и целей объединяемого сообщества людей в виде национальных интересов;
ü структурой и механизмом формирования и осуществления всеобщей воли через принятие законов и принуждение при их реализации;
ü способами формирования государственного аппарата, профессионально занятого обеспечением практического исполнения функций государства;
ü механизмами государственного управления и общественного самоуправления;
ü формами представления объединенного сообщества людей в качестве целостности на мировой арене во взаимоотношениях с другими странами и народами, региональными и международными организациями.
Одной из самых сложных проблем функционирования государства является проблема отчуждения между населением и органами государства. Среди самых значительных политических идей, призванных преодолеть отчуждение большинства населения от власти и управления, перевести права и свободы личности из области деклараций в область жизненных реалий, основное место принадлежит идеям демократического, правового и социального государства и гражданского общества. На основе этих идей были выработаны соответствующие идеальныетипы государства: демократическое государство; правовое государство с развитым гражданским обществом; социальное государство.
Демократическое государство характеризуется следующими признаками:
· признанием народа источником власти государства;
· официальным признанием легитимности власти большинства при учете и обеспечении власти меньшинства;
· осуществлением выборности центральных и некоторых других органов власти;
· утверждением верховенства закона, регулирующего реализацию государственной власти, ее взаимодействие с населением;
· обеспечением свободы и равенства граждан между собой и по отношению к самому закону;
· гарантией определенного (необходимого) набора жизненно важных прав граждан, а также фиксацией перечня основных обязанностей индивида перед государством.
Правовое государство. Термин «правовое государство» впервые появился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века. К числу наиболее видных представителей теории правового государства принадлежали: Роберт фон Моль (1799–1875), Карл Теодор Велькер (1790–1869), Отто Бэр (1817–1895), Фридрих Юлиус Шталь (1802–1861), Рудольф фон Гнейст (1816–1895). Правовое государство означало принципиально новый этап в развитии государственности как таковой. В центре концепции правового государства – представления о верховенствующем положении права над государством. Право – это мера свободы, равенства и справедливости.
Основные принципы правового государства:
- Верховенство закона. Закон выше любой власти, закон властвует над всем. На языке практики это означает, что все законы, акты и действия государства производны от права и должны быть с ним согласованы. Закон становится основным инструментом, регулирующим различные стороны общественной жизни, по сравнению с другими подзаконными нормативно-правовыми актами.
- Гарантии и судебная защита прав и свобод человека. В соотношении «человек – государство» приоритетное значение приобретает первый элемент – человек. Правовое государство выступает гарантом по отношению к каждому гражданину: оно призвано защищать интересы человека от всякого произвола.
- Принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную). Суть разделения властей – разделение компетенций и функций между органами государственной власти. Недопустима концентрация всей власти в одних руках, будь то организация, орган, должностное лицо. Безграничная власть, ее монополизация порождают опасность зарождения диктатуры и тоталитаризма.
Одновременно с идеей правового государства было выработано понятие «гражданское общество».
Гражданское общество. Возникнув в середине ХVII в. в Европе, понятие «гражданское общество» претерпело известную эволюцию, породив несколько концепций и интерпретаций. Однако оно неизменно рассматривалось в противопоставлении понятию «государство». Гражданское общество охватывает всю совокупность негосударственных отношений общества, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.
В совокупности гражданское общество представлено такими социальными образованиями: семья, церковь, партии (если они не входят в систему государственной власти), учреждения культуры, экономические организации, кооперативы, ассоциации, союзы, благотворительные организации, клубы по интересам, местные самоуправленческие организации и т.д. Их характерными чертами являются свобода и независимость членов, добровольное вхождение в состав организаций. Главным признаком и основой гражданского общества является юридически свободный индивид.
Гражданское общество выполняет своеобразную функцию «посредника» между государством и отдельным индивидом. Именно гражданское общество защищает личность от государства, обеспечивает гарантии прав человека, ограничивает государство и ставит под контроль его деятельность. Оно же является гарантом стабильности и устойчивости правового государства, во многом способствует нормальному ходу политического процесса в государстве
Неразвитость гражданского общества, а также препятствия власти для его формирования – одна из причин становления тоталитарных режимов в ХХ в. Предпосылками формирования гражданского общества, как свидетельствует мировой опыт, являются: переход к рыночной экономике; появление специфических групповых интересов; повышение уровня и качества жизни; рост «среднего класса» (образованной и социально активной части общества); появление независимых гражданских ассоциаций; создание правовых гарантий для свободной деятельности независимых общественных объединений; установление горизонтальных (минуя государство) связей между коллективами, социальными группами и т.д.
Тоталитарное государство представляет полную противоположность правовому государству с развитым гражданским обществом. Личность и гражданские свободы здесь подавляются, права граждан нарушаются, преследуются инакомыслящие, устанавливается диктатура одной партии, устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни людей.
Социальное государство. История развития общества свидетельствует о том, что, несмотря на возрастающее знание об обществе и человеке, количество и острота социальных проблем не только не уменьшаются, но, наоборот, увеличиваются. На определенном этапе развития общества была осознана объективная необходимость целенаправленно заниматься решением социальных проблем общества. Понимание возрастающей значимости решения социальных проблем привело к появлению концепций и теорий социального государства, которые реализуются в праве и политике ряда развитых стран мира в послевоенный период (Германия, Франция, Австрия, Швейцария и др.), что находит отражение в определении общественного строя в конституциях этих государств. Конституция нашего государства, принятая в 1993 году, также определяет Российскую Федерацию как социальное государство.
Социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что и закреплено в статье 7 Конституции Российской Федерации. Это конституционное положение выдвигает решение социальных проблем одной из центральных задач государства и предполагает оценку любых вопросов управления обществом прежде всего с социальной точки зрения. В социальном государстве уровень развития человека выступает главным критерием эффективности государственной политики и работы органов управления, а освобождение и реализация творческого потенциала человека, раскрытие его индивидуальности становятся главной целью развития общества и совершенствования организаций.
Социальные проблемы, связанные с экономической неоднородностью и расслоением населения, в социальном государстве не могут разрешиться только за счет процессов саморегулирования рыночной экономики и требуют определенного вмешательства государства. В то же время свободная конкурентная борьба остается основным механизмом согласования многообразных потребностей людей, инструментом повышения эффективности производства, средством подъема благосостояния, стимулом выработки стремления к самореализации.
В качестве основных прав в социальном государстве признаются принятые международным сообществом права человека, предполагающие свободное развитие личности, свободу в выборе профессии, обеспечение приемлемых условий жизни, право на участие в управлении обществом, децентрализованную ответственность каждого за себя и свою семью.
В социальном государстве значительная часть государственного бюджета направляется на социальные нужды. В рамках социальной политики выделяется политика социального устройства, устанавливающая правовые и организационные рамки развития занятости, трудовой сферы, совершенствования образования, медицинского обслуживания, жилищного обеспечения, системы социального обеспечения.
Концепция социального государства предусматривает создание системы социальной защиты населения и института социальной работы, деятельность которого направлена на гармонизацию общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и социальным общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании.
Таким образом, демократическое, правовое и социальное государство – не антитезы, а синтез современной государственности, признающей приоритет прав человека и определяющей в соответствии с этим формы и методы своей деятельности.
Предназначение государства как политического института закрепляется в его функциях, посредством реализации которых оно и проявляет свою управленческую роль в обществе.
В современный период государству присущ широкий круг функций, направленных на обеспечение целостности, суверенитета, безопасности, организованности и развития общества. Обычно они делятся на внутренние и внешние.
Основные из внутренних функций:
Политическая функция, состоящая в том, чтобы учитывать интересы различных групп людей в обществе и налаживать отношения солидарности, сотрудничества,а возможные противоречия и конфликты разрешать в рамках законов и посредством судебных процедур.
Охрана правопорядка, включая подавление выступлений противников существующего строя, недопущение покушений на общественный порядок, на государственные устои и институты.
Социальная функция, имеющая своими целями и содержанием обеспечение на всей территории государства прав и свобод каждого человека и гражданина, создание достойных условий для социальной жизни людей. Такого рода деятельность в том или ином виде была присуща государству и в прошлые времена. Например, в Древнем Риме она выражалась в бесплатной раздаче хлеба неимущим, в содержании заведений, способствовавших физическому воспитанию и просвещению граждан и т. п. В современном мире социальная функция получила особенно динамичное развитие. Она охватывает здравоохранение, социальное обеспечение, образование, создание возможностей для более широкого доступа к достижениям культуры, заботу о детях, молодежи и престарелых и т. д.
Экономическая (хозяйственная) функция, выражающаяся в формировании организационно-правовыхпредпосылок и норм, необходимых для упорядоченной, законной и эффективной экономической деятельности общества. Роль этойфункции менялась с течением времени. На заре становления государственности в восточных деспотиях (например, в Древнем Египте) хозяйственные обязанности были одними из важнейших: возведение храмов и других общественных зданий, а главное - строительство ирригационных сооружений, находившееся в ведении государства, обеспечивало воспроизводство общества, так как сельское хозяйство можно было развивать только при наличии искусственного орошения полей. На начальном этапе развития капитализма государство минимально вторгалось в экономику, хотя и тогда хозяйственная функция полностью не исчезала из предназначений государства.
Идеологическая функция продолжает сохранять свое немалое значение для любого государства. При этом в одних случаях официальная идеология вырабатывается государственными структурами, а в других - они воспринимают и поддерживают в качестве официальных концепции, разрабатываемые вне пределов их компетенции (например, конфуцианство или ислам). Государство может более или менее терпимо относиться к несанкционированным им идеологиям или беспощадно подавлять их. Иногда данная функция проявляется в стремлении уничтожить всякую иную, сочтенную антигосударственной, идеологию и ее носителей (так действовали нацистская Германия и фашистская Италия, СССР в период сталинизма). К идеологической функции относятся распространение официальных взглядов, создание пропагандистской машины, в т. ч. государственных СМИ, надзор за образованием, моральная и материальная поддержка идеологов и учреждений, вырабатывающих полезные для государства системы идей.
К внешним функциям государства относятся: отношения с различными субъектами мировой политики - прежде всего с другими государствами и с международными организациями, внешнеэкономическая и военная функции.
Поддержание отношений с другими государствами и деятельность в международных организациях охватывают взаимосвязи, имеющие как чисто политический, так и культурный характер (к примеру, вопросы укрепления мира и доверия, экологии, защиты интересов своих граждан (подданных) и предприятий, работающих за границами данного государства).
Внешнеэкономическая функция заключается в стремлении государства обеспечить, с одной стороны, максимально благоприятные условия для деятельности национальных хозяйствующих субъектов за рубежом, а с другой - учесть все внешние факторы для создания условий развития собственной экономики. Это достигается с помощью односторонних мер (в частности, таможенного регулирования, привлечения иностранных товаропроизводителей и инвесторов, выделения средств на поддержку отечественных экспортеров и т. п.), а также в результате согласования позиций с другими государствами на двусторонней и многосторонней основе.
У военной функции государства две стороны: 1) надежная оборона собственной страны; 2) захватнические и вообще наступательные действия, обеспечивающие интересы совершающего их государства. Сюда же относятся разведка и контрразведка. В последние годы государства на мировой арене выполняют еще и антитеррористические операции, участвуют в борьбе с распространением наркотиков и с иной преступной деятельностью в целом, а также в международных вооруженных контингентах по поддержанию мира в «горячих точках».
В целом смысл внешних функций состоит в обеспечении безопасности, в поддержании свободы, суверенитета и исторического существованиянародов (граждан) своей страны в рамках мирового сообщества.
Все функции государства получают свое выражение в государственной политике, провозглашаемой и проводимой государством. Государственная политика включает в себя выбор целей стратегического развития, обоснования ресурсов и средств (методов) их достижения, определение функций, механизмов и структур, способных ее реализовывать, заинтересовывать и стимулировать активность граждан, развитие человеческого потенциала, создание мониторинговых процедур анализа и оценки результатов продвижения в избранных направлениях и другие элементы, вызываемые ее содержанием и логикой.
В силу природы государства государственное управление распространяется на все общество, имеет в поле зрения всё происходящее в нем, хотя государственное управление не входит во внутреннее содержание личной и коллективной жизнедеятельности людей, если последнее соответствует правовым нормам. Большинство исследователей признают следующую закономерность развития государства: чем более развито государство, тем более оно отделено от общества, приобретающего качество «гражданского», - в противовес «обществу политическому», фактически отождествляемому с государством.