Дихотомия индивид-коллектив

Все типы общества в зависимости от преимущественной ориентации на индивида или коллектив (общество) можно поделить на два противополож­ных типа. Разумеется, большинство стран окажется в промежутке между двумя полюсами, поскольку в чистом виде общества, целиком поглощающе­го, растворяющего или уничтожающего индивида (при удобном случае или под благим предлогом), возможно, не существует. Точно так же в реальнос­ти редко встречается противоположный тип общества. То и другое — лишь идеальные типы, теоретические конструкции или идеализации, выпукло подчеркивающие одни черты и затемняющие другие.

Одна и та же страна в разные исторические периоды может быть ориентиро­ванной исключительно или преимущественно на целостность общества, под­миная личность, и ориентированной и не на общество, и не наличность (рис. 3). В современной России государство очень слабое, гражданское общество и де­мократия неразвиты, «утечка мозгов» (интеллектуальной элиты) и квалифи­цированной рабочей силы велики, права человека надежно не защищены (по­добное состояние называют аномией). В СССР царили порядок, жесткая дис­циплина, строжайший контроль, существовали приоритет коллективистских

Рис. 3. Дихотомия индивид-коллектив на примере СССР, России, США

ценностей над личностью. Однако в 1930-е гг. коллектив практически растоп тал личность: человека без суда и следствия могли арестовать, сослать в лагеп ~ расстрелять, и все во благо общества. В 1980-е гг. права человека были в зна<п ' тельной степени восстановлены, демократия расширена, успехи коллекип ■ измерялисьдостижениями личности. В США в 1990-х гг. прагм личности га ран'' тированы всем демократическим устройством. Если американца брали в за чиж ники в чужой стране, на выручку мобилизовывались армия и спецподрапе i * ния. Ни один гражданин не мог быть брошен на произвол судьбы. Встречный поток — от личности к обществу — проявился в высоком уровне патриот s\n и гордости за свою страну. США были крайне привлекательной страной, при'. тягиваюшей мигрантов со всех концов света. Однако в середине и конце XIX и а также в первой половине XX в. ситуация была совсем иной: социальные и граж­данские права минимальны, в обществе царит откровенный индивидуализм правят мафия, алчность, коррупция.

На предлагаемом континууме можно отслеживать историческую эволю­цию не только отдельных обществ, ной цивилизаций. Интересно проследить историческую эволюцию того и другого типа цивилизации. Оказывается, они движутся во встречных направлениях: западная цивилизация ра звивает кол­лективистские ценности без всякого ущерба для личности, а восточная — индивидуалистические. Недавние исследования, проведенные в Японии. показывают, что у молодого поколения индивидуализм в среднем развит практически так же, что и у европейской молодежи. Для поддержании кол­лективистских традиций японскому государству приходится затрачивать специальные усилия, порой весьма ощутимые — традиции уходят в прошлое. Сходные процессы наблюдаются в арабских странах, но в разной степени. Исламский фундаментализм — социальная и политическая реакция на без­возвратно утрачиваемые коллективистские ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: