Трудовой потенциал порта
Обобщающим показателем процесса становления и развития человека в трудовой деятельности является трудовой потенциал общества.
Трудовой потенциал - ресурсная категория. Включает в себя источники, средства, ресурсы труда, которые могут быть использованы для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи, возможности отдельного лица, общества, государства в конкретной области.
Во всем мире пришли к признанию, что главной производительной силой является человек. Каждый работник, отдельные группы и общество в целом располагают возможностями и способностями осуществлять и совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность.
Термин «потенциал» был введен в научный оборот около 20 лет назад. Трактовка данного термина означает наличие у кого-либо (отдельно взятого человека, первичного трудового коллектива, общества в целом) скрытых, еще не проявивших себя возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности. Определяя данную экономическую категорию, следует иметь в виду, что потенциал (экономический, производственный, трудовой) представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени.
|
|
Возможности людей по осуществлению в процессе общественно полезной деятельности широкого комплекса функций (производственных, организационно-управленческих, общественно-политических идр.) определяются качествами человека как:
· специфического (трудового) ресурса и основы производства (качествами индивида как части населения);
· главной производительной силы и субъекта производственных отношений (качествами индивида как работника — носителя способности к труду, создателя материальных и духовных благ);
· члена общества (качества индивида как социально формируемой личности, члена ассоциации трудящихся, участника управления государственными делами).
В силу этого совокупная способность к труду, определяющая меру возможного участия любого человека в общественно полезной деятельности, может быть охарактеризована не только со стороны психофизиологической пригодности и профессиональной подготовленности к выполнению конкретных трудовых функций, но и по времени и затратам труда, а также по степени гражданской и духовной зрелости личности.
Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:
· первый уровень, отражающий прошлое, т.е. представляющий собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее возможность функционирования и развития;
|
|
· второй уровень, характеризующий настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей;
· третий уровень, ориентированный на развитие: в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои способности, но и приобретает новые навыки.
Компоненты ТП должны характеризовать:
1. Психофизиологические возможности участия в общественно - полезной деятельности;
2. возможности нормальных социальных контактов;
3. способности к генерации новых идей, методов, образов,
представлений;
4. рациональность поведения;
5. наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения
определенных обязанностей и видов работ;
6. предложение на рынке труда.
Приведенным аспектам соответствуют следующие компоненты трудового потенциала:
1. здоровье;
2. нравственность и умение работать в коллективе;
3. творческий потенциал;
4. активность;
5. организованность;
6. образование;
7. профессионализм;
8. ресурсы рабочего времени.
Показатели, характеризующие эти компоненты, могут относиться как к отдельному человеку, так и к различным коллективам, в том числе к персоналу предприятия и населению страны в целом.
В 1990г. в международной терминологии появилось новое определение – Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или сокращенно- Индекс человеческого развития (ИРЧ).
Важнейшие парадигмы ИРЧП (греч. – пример, образец):
- продуктивность как результат эффективной деятельности, направленной на повышение дохода и экономического роста;
- равенство, понимаемое как равенство возможностей в реализации способностей пользования благами;
- устойчивость, позволяющая обеспечить доступ к достжениям цивилизации не только нынешним, но и будущим поколениям;
- расширение возможностей, предполагающее, что развитие осуществляется не только в интересах людей, но и благодаря их усилиям.
Ведущие показатели ИРЧП:
- ожидаемая продолжительность жизни;
- уровень образования;
- реальный душевой валовый продукт (ДВП).
Вместе они отражают три главных качества: здоровую жизнь, уровень знаний, достойный человека уровень жизни.