(общие положения).
Юридическое лицо - это организация, которой присущи совершенно определенные обязательные юридические признаки: наличие у организации обособленного имущества в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении; самостоятельная имущественная ответственность; выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени; организационное единство.
Существуют также дополнительные (формальные) признаки, производные от главных: наличие самостоятельного баланса или сметы, расчетного счета, печати.
Способами создания юридического лица являются:
1) явочно-нормативный (юридическое лицо создается на основании волеизъявления учредителей);
2) разрешительный (необходимо получить предварительное разрешение от органов власти).
Несмотря на то, что юридические лица создаются по воле учредителей, государство контролирует данный процесс, требуя проведение обязательной государственной регистрации юридических лиц. В качестве учредителей могут быть любые физические и юридические лица.
В соответствии с ст. 51 ГК РФ государственная регистрация осуществляется органом юстиции.
Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" определено, что моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.
По общему правилу, для регистрации юридических лиц необходимы следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 №319 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ).
Деятельность незарегистрированной предпринимательской организации запрещается, а полученные доходы от такой деятельности взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет. На основании ст. 171 УК РФ лицо (лица), осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации, подлежит привлечению к уголовной ответственности.
Отказ в регистрации организации возможен только по следующим основаниям:
а) непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Никаких ссылок на «нецелесообразность» или на отсутствие каких-либо других документов (справок, гарантийных писем и т.п.) - быть не может.
Отказ в регистрации может быть обжалован в суд с требованием возмещения убытков, нанесенных в результате незаконного отказа в регистрации организации. Более того, за неправомерный отказ или уклонение от регистрации предпринимателя либо коммерческой организации наступает уголовная ответственность по ст. 169 УК РФ.
Юридическое лицо прекращается на основании следующих способов:
1) Реорганизация юридического лица (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации);
2) Ликвидация юридического лица.
Порядок прекращения юридического лица зависит от оснований, по которым производятся эти процедуры, а также от организационно-правовой формы. Причем, следует обратить внимание на то, что Общие нормы прекращения юридического лица изложены в ГК РФ, а специальные - в специальных законах (ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (гл. VIII), «Об акционерных обществах» (гл. II)).
Как указывают ст.ст. 57, 58 ГК РФ реорганизация осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Необходимо отметить, что при реорганизации происходит универсальное правопреемство, т.е. все права и обязанности реорганизуемого лица переходят новому юридическому лицу. Решение о реорганизации в любой из установленных форм вправе принять само юридическое лицо добровольно. Однако в формах слияния, присоединения, преобразования (п.3 ст. 57 ГК РФ) добровольная реорганизация возможна, но с предварительного согласия государственных органов только в предусмотренных законом случаях. И только две формы реорганизации (разделение и выделение) могут быть осуществлены против воли юридического лица на основании решения уполномоченных государственных органов (это касается в первую очередь ситуации, если субъект занимает доминирующее положение на рынке и существенно ограничивает конкуренцию) и решения суда.
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации же юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Ст. 58 ГК РФ определяет документы, на основании которых осуществляется правопреемство при реорганизации:
передаточный акт - при слиянии, присоединении, преобразовании;
разделительный баланс - при разделении, выделении.
Процедуры, направленные на обеспечение прав кредиторов реорганизуемого юридического лица и гарантий их соблюдения предусмотрены ст. 60 ГК РФ. Кредиторов необходимо письменно уведомить о реорганизации юридического лица. При этом кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать:
* прекращения исполнения обязательства
* досрочного исполнения обязательства
* возмещения возникших убытков.
При процедуре ликвидации юридическое лицо прекращается без правопреемства (ст. 61 ГК РФ). Возможны два варианта ликвидации: добровольная и принудительная.
Добровольная ликвидация осуществляется на основании решения учредителей или уполномоченного на то органа юридического лица.
Принудительная ликвидация осуществляется на основании решения суда:
* при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
* при неоднократном или грубом нарушении закона или иных правовых актов;
* при осуществлении деятельности, которая не соответствует уставным целям (для общ. организаций и фондов);
* в результате признания юридического лица банкротом (ст. 65 ГК РФ), что это касается коммерческих организаций (кроме казенных предприятий) и потребительских кооперативов, фондов.
Причем, основания для принудительной ликвидации юридического лица могут быть установлены только самим Кодексом.
Порядок ликвидации приводится в ст. 62, 63 ГК РФ.
Юридическое лицо считается прекратившим существование с момента внесения записи об этом в государственный реестр (п.8 ст. 63 ГК РФ).
Прекращение юридического лица при банкротстве регулируется Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Однако банкротство - это не обязательно ликвидация юридического лица, т.к. ликвидация в результате банкротства может привести и к неблагоприятным последствиям: рост безработицы, рост социальных выплат безработным и членам их семей, в конце концов, социальный взрыв. Поэтому прежде чем ликвидировать юридическое лицо, применяются предупредительные меры, предусмотренные законом.