Социальные идеи в немецкой классической философии

Немецкой классической философией обычно называют периодом развития немецкой философии в последней трети XVIII — первой половине XIX столетия, когда Германия стала законодательницей философской, да и вообще интеллектуальной моды в Европе. Наиболее значимые фигуры в немецкой классической философии И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и Л. Фейербах.

Остановимся кратко на некоторых принципах социальных учений И. Канта (1724—1804) и Г. В. Ф. Гегеля (1770—1831).

Значительную часть в грандиозной философии Канта занимал! этика, учения о праве и человеческой истории. Основу этики Кант! составлял знаменитый категорический императив — безусловны! закон, принцип достойного человеческого поведения.

Согласно одной из формулировок категорический императив звучит так: «Поступай согласно такой максиме, которая в то же время сама может стать всеобщим законом». Иначе говоря, поступай так, чтобы все могли следовать твоему примеру. Еще одна формулировка: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, в лице всякого другого как к цели и никогда бы не относился к нему только как к средству». Можно понять этот тезис как утверждение самоценности каждого человека, невозможность пренебрегать чьими-либо интересами. Такой принцип совместим с природой современной демократии.

И. Кант весьма высоко ценил роль государственных и правовых институтов в жизни общества, полагал, что смысл исторического развития заключается в возникновении правового государства, где были бы гарантированы права каждого гражданина. Перу Канта при надлежит трактат «О вечном мире», где он выступал за неотделимость политики от моральных принципов, считал необходимый создание федерации свободных государств, связанных договором исключающим войну между ними.

Не менее важную роль в развитии социальной мысли сыграло философское учение Гегеля. История для Гегеля — реализация духа, сущностью которого является свобода. Соответственно строится им и периодизация истории: Древний Восток, где свободен один, Ан­тичный мир, где свободны некоторые, и Германский мир, где сво­бодны все. История движется действиями великих личностей и на­родов. Свобода, которая реализуется в истории, возможна только в государстве. Государственно-правовое состояние людей оценивает­ся Гегелем как воплощенная свобода. Однако, превознося государ­ство, идеал которого философ видел в прусской монархии, Гегель отдает ему приоритет перед отдельным гражданином, человеком. Не государство существует для человека, по Гегелю, а человек для го­сударства. В этом отличие Гегеля от Локка и даже Канта. В отличие от последнего, критиковавшего войну и мечтавшего о вечном мире, Гегель до определенной степени оправдывает войну как средство осуществления истории. Несвойственно ему также распространять требования морали на политику, как это делал Кант.

Контрольные вопросы:

1. Каков смысл категорического императива И. Канта?

2. Каковы основные социальные идеи Гегеля и в чем их отличие от идей Канта?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: