Ширина полосы безопасного движения Вб.д. в стесненных условиях плавания (в каналах, по фарватерам ограниченной ширины и т.д.) принимается равной:
(5.25.)
где Вм – маневровая полоса движения, м;
В – запас, равный ширине судна, м.
Маневровая полоса движения в общем случае может быть определена из следующего выражения:
(5.26.)
где Lц – длина цилиндрической вставки судна, м;
α – угол ветрового дрейфа, град;
β – угол сноса от течения, град;
γ – угол дрейфа от волнения, град;
V – скорость судна, м/с;
φ – угол рыскания, град;
t – период рыскания судна, с.
Значения углов ветрового дрейфа можно выбрать для глубокой воды (считая глубокой водой, когда глубина превышает три осадки судна) из табл. 1.
Таблица 1
Величина ожидаемых углов дрейфа a
при отношении площади парусности надводной и подводной части
и отношении скорости ветра к скорости судна, град
КУ ветра | Значения a при отношении площади парусности надводной и подводной части судна Ан/Ап, град. | ||||||||
0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1,0 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | ||
30° | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1,0 | 1,25 | 1,5 | |
0,5 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | ||
1,0 | 1,5 | 1,5 | 2,0 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 4,5 | ||
1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | ||
1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 5,5 | 7,0 | 8,0 | ||
60° | 0,5 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,5 | 2,5 | 2,5 | |
1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,0 | 2,5 | 3,5 | 4,5 | 5,0 | ||
1,5 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 5,5 | 6,5 | 8,0 | ||
2,0 | 3,0 | 4,0 | 4,5 | 5,5 | 7,5 | 9,0 | 10,5 | ||
3,0 | 4,0 | 5,0 | 5,5 | 6,5 | 9,5 | 11,5 | 13,5 | ||
90° | 0,5 | 1,0 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | |
1,5 | 2,0 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 5,5 | ||
2,0 | 2,5 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 6,0 | 7,5 | 8,5 | ||
2,5 | 3,5 | 4,5 | 5,0 | 5,5 | 8,0 | 10,0 | 11,5 | ||
3,0 | 4,5 | 5,5 | 6,5 | 7,0 | 10,0 | 12,0 | 14,5 | ||
120° | 0,5 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | |
1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,0 | 2,5 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | ||
1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 5,0 | 5,5 | 6,5 | ||
2,0 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 6,5 | 7,5 | 9,0 | ||
2,5 | 3,5 | 4,5 | 5,0 | 5,5 | 8,0 | 9,5 | 10,5 |
Ан/Ап – отношение площади парусности надводной к площади проекции подводной части судна на диаметральную плоскость.
|
|
Площадь погруженной части диаметральной плоскости судна найдем по формуле:
Ап = σДLd
где σД – коэффициент полноты диаметральной плоскости судна, погруженной в воду;
L – наибольшая длина судна, м;
d – средняя осадка судна, м.
(5.27.)Значения углов сноса от течения β можно выбрать из табл. 5.4.
Значения углов сноса от течения β можно выбрать из табл. 2.
Таблица 2
Значения углов сноса β в зависимости от соотношения скоростей течения и судна vт/V и курсового угла qт
qт | vт/V | |||||||||
0,03 | 0,05 | 0,07 | 0,10 | 0,13 | 0,17 | 0,20 | 0,30 | 0,40 | 0,50 | |
1,0 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,5 | 7,0 | 11,5 | 17,0 | 24,0 | |
1,5 | 2,5 | 3,5 | 5,0 | 7,0 | 9,0 | 11,0 | 17,0 | 23,5 | 30,0 | |
1,5 | 3,0 | 4,0 | 5,5 | 7,5 | 9,5 | 11,5 | 16,5 | 22,0 | 26,5 | |
1,5 | 2,5 | 3,5 | 4,5 | 6,0 | 7,5 | 9,0 | 12,5 | 16,0 | 19,0 | |
1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,5 | 4,0 | 5,0 | 7,0 | 8,5 | 10,0 |