По используемым средствам общения | По субъектам общения |
Непосредственное — с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и т. д. | Между реальными субъектами (например, между двумя людьми) |
Опосредованное — с помощью специально приспособленных или изобретенных средств — газета, компакт-диск, след на земле и т. д. | Между реальным- субъектом и иллюзорным партнером, которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.) |
Прямое — личные контакты и непосредственное восприятие друг друга | Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека |
Косвенное — через посредников, которыми могут выступать другие люди | Между воображаемыми партнерами — художественными образами произведений (например, литературными персонажами) |
Функции общения
Наименование функции | Ее содержание |
Социализации | Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности |
Познавательная | Познание людьми друг друга |
Психологическая | Осуществление определенного воздействия на психическое состояние человека |
Отождествления (противопоставления) | Выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой» |
Организационная | Организация совместной деятельности людей |
Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков, способов познания и применение полученных знаний для решения новых теоретических и практических задач в форме норм поведения.
|
|
В процессе учения люди приобретают новые знания о материальном мире в целом, о природе как естественной среде обитания человека, об обществе, о человеке. Обучаясь, люди овладевают необходимыми им приемами и навыками познавательной и практической деятельности, способами и опытом поведения в жизненных ситуациях, формируют собственный набор ценностных ориентиров, идеалов.
Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат). Учение может приобрести характер самообразования.
В школьных условиях учение является одной из сторон процесса обучения, руководимого педагогом. Процесс учения зависит от условий обучения (учебный план, программа, методы обучения и др.), а также от индивидуально-психологических особенностей личности учащегося.
Важнейшей разновидностью практической деятельности является материально-производственная деятельность людей (или трудовая деятельность).
|
|
Труд — это вид деятельности, которая направлена на преобразование природного мира и создание материальных благ, на достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда:
· целесообразность;
· нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов;
· наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность;
· получение результата; развитие личности;
· преобразование внешней среды обитания человека.
В структуре трудовой деятельности (в узком смысле этого слова) выделяют:
1) сознательно поставленные цели — производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;
2) предметы труда — те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;
3) 3) средства и орудия труда — все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
4) 4) используемые технологии — приемы и способы, применяемые в процессе производства.
Для характеристики трудовой деятельности обычно используют следующие параметры:
1) производительность труда — количество продукции, произведенной в единицу времени;
2) эффективность труда — соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов — с другой;
3) уровень разделения труда — распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).
О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника.
Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности, зависит от многих факторов, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения
труда. Общие требования таковы:
1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);
2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);
3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (требований трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).
Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат, новые способы и средства их достижения).
Современная наука признаёт, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, её важнейшие механизмы. Важнейшие механизмы творческой деятельности:
v Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний
v Воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании
v Фантазия (от греч. phantasia — психический образ, плод воображения) характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов
v Интуиция (от лат. intueri — пристально смотреть) — знание, условия получения которого не осознаются