У к о р е н е н н о с ь через братство или инцест

Рождение человека в качестве человека есть начало его исхода из естественной родины, начало ос­вобождения от ес­­­тественных связей. Но это освобождение вызывает страх. От своих ЕСТЕСТВЕН­НЫХ корней человек сможет отказаться лишь тог­­­да, когда он найдет новые ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ корни, и только после того, как он найдет это человеческое укоренение, он сможет ­­­снова почувствовать себя дома в этом мире. Поэтому неудиви­­­тельно, что мы можем наблюдать стремление людей сохранить естественные связи и защититься от того чтобы быть оторван­­­ными от природы, матери, крови и почвы.

Самая элементарная из всех естественных связей - это связь ребенка с матерью. В первый решаю­щий год жизни ребенок ощущает мать как источник жизни, как всеобъемлющую, хранящую и кормя­щую силу. Мать - это питание, она - любовь, она- тепло, она - земля. Быть ею любимым означает для ребенка быть жи­­­вым, укорененным, чувствовать себя дома.

Как рождение означает, что ребенок лишается всеобъемлю­­­щей защиты материнского тела, так и его подрастание означа­­­ет, что он должен покинуть защитную среду матери. Однако даже у взрослых лю­дей никогда полностью не исчезает тоска по это­­­му состоянию, имевшему когда-то место, и это не­смотря на большое различие между взрослым и ребенком. Взрослый человек должен найти другие возможности для новой укорененности (тя­­­желые неврозы возникают из конфликта между глубоким же­ланием человека остаться в утробе матери и его возросшей личной частью, которая хотела бы жить нормальной жизнью).

Патологические феномены в жизни отдельного человека имеют свои параллели в жизни челове­ческой расы. Особенно четко это проявляется в универсальном распространении ин­­­цестуальных табу, которые мы находим в самых примитивных об­­­ществах.

Инцестуальное табу - необходимая предпосылка любого че­­­ловеческого развития, причем важное значение имеет не столь­­­ко сексуальный аспект6 сколько аффективный. Для того, чтобы родиться, чтобы идти вперед человек должен отделиться от пу­­­повины; он должен преодолеть глубокое стремле­ние остаться связанным с матерью. Инцестуальное стремление приобретает силу не вследствие сек­суальной привлекательности матери, а в силу потребности остаться (или возвратиться) во всеобъемлю­­­щую материнскую утробу, остаться на груди ВСЕ-КОРМЯЩЕЙ мате­­­ри. Инцестуальное табу есть не что иное, как два херувима с огненными мечами, которые охраняют вход в рай и препятствуют людям вернуться в свое доиндивидуальное состояние единения с природой.

Однако проблема инцеста не ограничивается привязан­­­­­­ностью к матери. Связь с ней является лишь элементарнейшей формой всех естественных кровных связей, которые дают чело­­­веку чувство УКО­РЕНЕННОСТИ и принадлежности. Кровная связь может быть распространена и на другие отноше­ния кровного родства, соответствующие определенной системе.

СЕМЬЯ, РОД, а позже государство, нация или церковь пе­­­ренимают функции, которые первона­чально имела индивидуально каждая мать в отношении своего ребенка. Одиночка примыкает к этим институтам, он чувствует себя укорененным внутри них, он идентифицирует себя с ними и чувствует себя частью их, а не существующим отдельно от них индивидом. Кто не принадле­­­жит к тому же роду, тот рассматривается в качестве чужого и опасного элемента, как существо, которое не обладает теми же человеческими качествами, что и члены собственного рода.

Фрейд видел в привязанности к матери решающую проблему в развитии как человеческой расы, так и индивида. В соот­­­ветствии со своей теорией он объяснял интенсивность привя­­­занности к матери тем, что маленький мальчик чувствует сек­­­суальное влечение к ней. В этом проявляется присущее чело­ве­­­ческой природе инцестуальное желание. Неослабевающую привя­­­занность к матери на более поздних этапах жизни Фрейд возво­­­дил к неослабевающему сексуальному влечению.

Фрейд, правильно осознав огромную роль привязанности к матери ослабил в то же время значе­ние своего открытия его своеобразной интерпретацией. Он спроецировал на маленького мальчика сексуальное восприятие взрослого мужчины.

Теория Фрейда представляет собой удивительно рациона­­­листическую интерпретацию наблюдае­мых фактов. Поскольку Фрейд придает такое значение сексуальному аспекту инцесту­­­ального жела­ния, он объясняет желание маленького мальчика как нечто вполне разумное. При этом от него УС­КОЛЬЗАЕТ под­­­линная проблема: глубина и интенсивность и р р а ц и о н а ­­­л ь н о й, а ф ф е к т и в н о й привязанности к матери, желание вернуться в ее среду, остаться частью ее, страх пол­­­ностью от нее освободиться. В действительности же это инцес­­­туальное желание находится в противоречии со всеми требованиями взрослой жизни (сексуальное желание, как известно, не­­­определенно в отношении своего объекта, и в целом оно явля­­­ется именно той силой, которая помогает юноше о т д е л и ­­­­­­т ь с я от своей матери).

Таким образом, теория "эдипова комплекса" является од­­­новременно и ПРИЗНАНИЕМ, и ОТРИ­ЦАНИЕМ решающего феномена ­­­тоски мужчины по любви матери. Придавая инцестуальному стремлению исключительное значение, Фрейд признает тем самым важность привязанности к матери, а обозначая эту привязан­­­ность как сексуальную, он отрицает ее подлинное, а именно эмоциональное значение.

Мать в теории Фрейда была низведена с пьедестала высше­­­го объекта любви, и на ее место был воз­веден отец, причем предполагалось, что он играет самую большую роль в эмоцио­­­нальной жизни ре­бенка. Фрейд освобождает для отца место, ко­­­торое в действительности принадлежит матери, и низво­дит ее до предмета сексуального вожделения. Богиня превратилась в проститутку, а отец был поднят до центральной фигуры универ­­­сума (Устранением фигуры матери Фрейд совершил в психологии то же самое, что Лютер совершил в религии. Фрейд является как бы протестантским психологом).

За одно поколение до Фрейда жил другой гениальный исс­­­ледователь - ИОГАНН ЯКОБ БАХОВЕН, раскрывший центральное значение привязанности к матери в развитии человека. Пос­­­кольку Баховен не был ограничен рационалистически-сексуаль­­­ной интерпретацией привязанности к матери, он мог видеть факты глубже и объективнее.

В своей теории матриархального общества он предположил, что человечество до патриархата про­шло стадию, в которой привязанность к матери, крови и почве была важнейшей формой СООТНЕ­СЕННОСТИ как для отдельного индивида, так и для об­­­щества. В этой форме общественной органи­зации мать была центральной фигурой в семье, общественной жизни и религии.

В то время как Фрейд видел в инцестуальной фиксации только негативный, болезненный эле­мент, Баховен ясно разли­­­чал как негативный, так и позитивный аспект привязанности к фигуре ма­тери.

ПОЗИТИВНЫЙ аспект состоит в чувствах жизнеутверждения, свободы и равенства, характери­зующих всю матриархальную структуру.

В той степени, в какой люди являются детьми природы и детьми матерей, они все равны, имеют равные права и притяза­­­­­­ния, и это определяет единственная ценность - жизнь. Иными словами, мать любит своих детей не потому, что один лучше другого, не потому, что один больше отвечает ее ожи­даниям, чем другой, а потому, что все они - ее дети, и потому, что в этом качестве они все равны и имеют равные права на ее лю­­­бовь и заботу.

Баховен ясно раскрыл и НЕГАТИВНЫЙ аспект матриархальной структуры: ПРИВЯЗАННОСТЬЮ человека к природе, крови, и почве БЛОКИРУЕТСЯ развитие его индивидуальности, его разума (он остается ребенком и не способен к прогрессу). (465)

Баховен также глубоко и подробно интерпретировал роль отца, указав здесь как на позитивные, так и на негативные стороны его функции.

Мужчина, который от природы не способен производить де­­­тей и не наделен функцией по их воспи­танию и проявлению за­­­боты о них, отстоит от природы дальше, чем женщина.. Пос­­­кольку он меньше укоренен в природе, он ВЫНУЖДЕН развивать свой разум и строить сотворенный мужчиной мир идей, принци­­­пов и всех созданных им вещей, которые заменяют природу как первооснову существо­вания и безопасности.

Отношение ребенка к отцу не отличается такой интенсив­­­ностью как к матери, потому что отец ни­когда не играет роль все-объемлющую, все-защищающую и все-любящую роль, которые играет мать в первые годы жизни ребенка. Совсем наоборот, во всех патриархальных обществах отношение сына к отцу покоит­­­ся, с одной стороны, на подчинении, а с другой - на стихийном протесте, что содержит по­стоянный элемент распада.

Подчинение отцу есть нечто иное по сравнению с привя­­­занностью к матери. Последняя представ­ляет собой продолжение естественной связи, фиксацию природы. Первое же искусственно создано мужчиной и базируется на силе и законе, благодаря чему это отношение имеет менее принудитель­ный и мощный ха­­­рактер, чем привязанность к матери. В то время как мать представляет природу и безусловную любовь, отец представляет абстракцию, совесть, долг, закон и иерархию. Отсюда следует важное различие между материнской и отцовской любовью.

ПОЗИТИВНЫЕ аспекты патриархального комплекса - это ра­­­зум, дисциплина, совесть и индивидуа­лизм; НЕГАТИВНЫЕ аспекты - иерархия, угнетение, неравенство, порабощение ­­­ Особое внимание следует обратить на тесную взаимосвязь между фигурами отца и матери и МОРАЛЬНЫМИ принци­пами. В сво­­­ем понятии "сверх-Я" Фрейд только фигуру отца ставит в отно­­­шение к развитию совести. Он предполагает, что маленький мальчик, напуганный кастрацией, которая грозит ему со сторо­­­ны отца-соперника, воспринимает родителя по мужской линии или скорее, усваивает его заповеди и за­преты в форме совести.

Но есть не только ОТЦОВСКАЯ, но и МАТЕРИНСКАЯ совесть. Есть голос, который повелевает нам исполнять наш долг; и есть голос, который велит нам любить и прощать других людей и самих себя.

Отец и мать говорят в нас на разных языках, их высказы­­­вания иногда кажутся даже противоречи­выми. Однако противоре­­­чие между принципом ДОЛГА и принципом ЛЮБВИ, между отцовским и ма­теринским сознанием - это противоречие, заданное челове­­­ческим существованием, и мы должны при­знать обе его стороны.

Совесть, которая следует только велению долга, является столь же искаженной, как и совесть, ко­торая следует только заповедям любви. Внутренний голос отца и внутренний голос матери выража­ются не только в отношении человека к самому себе, но и в его отношении к другим людям.

Человек МОЖЕТ порицать других в соответствии со своей отцовской совестью, но одновременно он ДОЛЖЕН прислушаться к голосу матери внутри себя, который встречает с любовью все тварные существа, все живое и прощает все ошибки.

КАКИЕ различные фазы укорененности можно наблюдать в истории человечества?

Так как ребенок укоренен в матери, человек в своем ис­­­торическом детстве укоренен в природе. Даже если он отдалил­­­ся от природы, последняя остается его родиной, в ней он все еще укоренен. Он пытается достичь безопасности путем регрес­­­са и идентификации себя с природой, миром растений и живот­­­ных. Попытку ухватиться за природу можно ясно распознать во многих мифах и религиозных ритуалах.

Объединяющим элементом в роде является не только общая кровь, но и общая почва, и только эта комбинация крови и почвы делает род настоящей родиной и ориентиром для каждого его отдель­ного члена.

На этом этапе развития человек все еще ощущает себя ­­­частью мира природы, мира животных и растений. Только после того, как он сделал решающий шаг к выходу из природы, он пы­­­тается провести разграничительную линию между собой и миром животных.

Верования индейцев ВИННЕБАГО - тварные существа сначала не имели постоянного облика: все они были чем-то вроде нейт­­­ральных существ, которые могли превратиться либо в че­­­ловека, либо в животное; в определенный период они оконча­­­тельно решают развиться ли им в человека или нет, с этого времени животные становятся животными, а люди -людьми. Веро­­­вания АЦТЕКОВ - до новой эры, в которой мы теперь живем, мир был населен только животными, пока Кецалькоатд, не открыл эпоху человеческих существ. Верования до сих пор встречающи­­­еся у некоторых мексиканских индей­цев - определенное живот­­­ное соответствует определенному человеку. Верования МАОРИ ­­­определен­ное дерево, посаженное при рождении человека6 соот­­­ветствует этому человеку. Подобное ощущение нашло также свое отражение во многих ритуалах, где человек идентифицирует се­­­бя с животными, либо рядясь ими, либо выбирая животное-то­­­тем. Такое пассивное отношение к природе соответствует опре­­­деленной хозяйственной деятельности человека (468).

До тех пор пока человек идентифицировал себя с природой его боги тоже являлись часть природы. Когда ж человек обрел навыки в ремеслах, он сотворил себе идолов из камня, дерева или золота. Про­двинувшись еще дальше в своем развитии и ощу­­­тив свое могущество, он придал своим богам челове­ческий об­­­раз. Прежде всего возникло божество в образе все-защищающей и все-кормящей Великой Матери. Наконец, он начал почитать отцовские божества, которые представляли разум, принципы, законы.

В образе Бога, невидимого и бесконечного, представляю­­­щего объединяющий принцип всего сущего, был создан противо­­­положный полюс конечному разнообразному миру природы, миру вещей. Создан­ный по образцу Бога человек частично обладает его качествами; он вышел из природы и стремиться к абсолют­­­ному рождению и полноценному пробуждению.

Наша западная культура покоится на двух основаниях: ев­­­рейской и греческой культуре.(470)

Представление о мессианском времени в Ветхом завете оз­­­­­­начает полную победу над всеми инцесту­альными связями и окон­­­чательное сформирование духовного царства моральной и интел­­­лектуальной совести не только у евреев, но и у всех народов на Земле.

Еврейско-христианская традиция подчеркивала МОРАЛЬНЫЙ аспект патриархального духа. Мышление греков, напротив, наш­­­ло свое творческое выражение в его ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ аспек­­­те. В Греции, как и в Палестине, мы находим патриархальный мир, который с общественной и рели­гиозной точек зрения одер­­­жал победу над предшествующей матриархальной структурой.

Греки заложили фундамент интеллектуального развития за­­­падного мира. Они сформировали "пер­вые принципы" научного мышления, они были первые, кто создал "теорию" как основу естествозна­ния и развил систематическую философию в том ви­­­де, в каком она не существовала ни в одной из прежних куль­­­тур. Она создала теорию государства и общества, которая была основана на опыте грече­ского полиса и получила дальнейшее развитие в Риме на базе гигантской объединенной империи.

Поскольку Римская империя оказалась неспособной к свое­­­му дальнейшему общественному и поли­тическому развитию, оно остановилось приблизительно в 4 в.н.э.(почему Советский Союз оказался неспособен к дальнейшему общественному и политичес­­­кому развитию, а Китай оказался способен?)

Если раннее христианство представляло собой духовно ре­­­волюционное движение бедных и обездо­ленных, которое отказы­­­вало действовавшему государству в моральном праве на сущест­­­вование и было верой меньшинства, то теперь (с оформлением католической церкви) в невероятно короткий срок из него возникла официальная религия римского государства.

Важнейшим изменением явилось перемещение акцента с чис­­­то патриархальных элементов в сторону смешения матриархаль­­­ных и патриархальных. Еврейский Бог ветхого завета был строго патриархаль­ным Богом, католицизм же снова ввел идею все-лю­­­бящей и все-прощающей матери.

Историческая функция церкви: а)помощь в создании фео­­­дального общества; б)передача прими­тивной культуре Европы существенных элементов еврейского и греческого мышления. Когда ду­ховное наследие Афин и Иерусалима стало доступно на­­­родам севера Европы и удовлетворило их ду­ховный голод, нача­­­­­­ла разрушаться окостенелая духовная структура и снова насту­­­пил период бурного общественного и духовного развития.

Основами нового развития явилась католическая теология Х111-Х1У вв., идеи итальянского Воз­рождения - открытие инди­­­вида и природы, идеи гуманизма, естественного права и Рефор­­­мация.

Возрождение патриархального духа с ХУ1 в., особенно в протестантских странах, указывает как на ПОЗИТИВНЫЕ (дух рас­­­тущего рационализма и объективизма и усиление проявления ин­­­дивидуальной и социальной совести), так и НЕГАТИВНЫЕ (новое порабощение человека государством и светской властью, все­­­возрастающее значение созданных людьми законов и светских иерархий) АСПЕКТЫ патриархата.

Но матриархальный комплекс в его как позитивных, так и негативных аспектах отнюдь не исчез из европейской действи­­­тельности. Позитивный аспект данного комплекса (идея равенс­­­тва всех людей, святости жизни и права всех на свою на свою долю в том, что нам даровано природой) нашел свое вы­ражение в идеях естественного права, гуманизма, философии Просвеще­­­ния и постановке целей демо­кратического социализма.

Перечисленные идеи содержат представление о том, что все люди - дети матери Земли, они имеют право кормиться от ее щедрот, быть счастливыми и при этом не обязаны доказывать свое право с по­мощью определенного рода занятий. Братство всех людей предполагает6 что все они являются сы­новьями той же матери и имеют неотъемлемое право на любовь и счастье. Из этого представления устранена инцестуальная при­­­вязанность к матери. Через господство над природой, как оно проявилось в промышленном производстве, человек освобождает себя от уз крови и почвы, он гуманизирует при­роду и натура­­­лизует самого себя.

Негативный аспект матриархального комплекса - регрессия в сторону привязанности к крови и почве. Человек, освободив­­­шийся от пут средневековой общинной жизни, устрашился новой свободы, превратившей его в изолированный атом. Он нашел прибежище в новом идолопоклонстве крови и почве, к самым оче­­­видным формам которого относятся национализм и расизм

Однако новые тоталитарные режимы - ни в коем случае не единственные проявления инцестуаль­ных связей нашего времени. ­­­Крушение наднационального мира средневековой католической церкви могло бы привести к более высокой форме "католициз­­­ма", к гуманному универсализму, который бы преодолел преодо­­­лел бы почитание рода и клана, если бы развитие и дальше пошло в том направле­нии, как это предлагали духовные вожди гуманистического мышления со времен Возрождения. Од­нако, несмотря на то что наука и техника создали предпосылки для такого развития, западный мир снова изобрел новые формы по­­­читания клана. На смену феодализму и абсолютизму пришел - с прису­щими ему связями - национализм

Кто не освободился от привязанности к крове и почве, тот еще не вполне родился как человече­ское существо; его способность к любви и разуму изуродована он не переживает ни самого себя, ни окружающих его людей во всей полноте челове­­­ческой реальности.

Национализм - это наша форма инцеста, наше идолопок­­­лонства, наше безумие.

После того, как великим европейским революциям ХУ11-ХУ111 вв. не удалось превратить "свободу от" в "свободу для", национализм и почитание государства стали симптомами регрессии в инцестуальную фиксацию. Только когда человеку удастся развить свой разум и свою любовь больше, чем это ему удалось сделать до сих пор, только тогда он сможет построить свой мир, который поко­ится на человеческой солидарности и справедливости, только тогда он почувствует свою укоренен­­­ность в переживании универсальной человечческой любви, он найдет дорогу к новой форме чело­веческой укорененности, превратит свой мир в действительно человеческую родину.

4. П е р е ж и в а н и е с а м о т о ж д е с т в е н­­­ н о с т и через

индивидуализм или стадный конформизм.

Человек можно определить как живое существо, которое может сказать "Я", которое может осоз­нать самого себя как самостоятельную величину. Животное живет в природе и не тран­­­сцендирует себя, оно не осознает себя и у него нет потреб­­­ности в САМОТОЖДЕСТВЕННОСТИ.

Человек вырван из природы, наделен разумом и представ­­­лениями, он должен сформулировать пред­ставление о самом се­­бе, должен иметь возможность говорить и чувствовать: "Я есть Я". ПОСКОЛЬКУ он не п р о ж и в а е т, а живет, поскольку он утратил первоначальное единство с природой, должен принимать решения, осознавать себя и окружающих его людей в качестве разных лиц, у него ДОЛЖНА БЫТЬ развита спо­­­собность ощущать себя с у б ъ е к т о м своих действий.

Наряду с потребностью в соотнесенности, укорененности и трансценденции его потребности в са­мотождественности является настолько жизненно важной и властной, что человек не может чувство­вать себя здоровым, если он не найдет возможность ее удовлетворить.

Самотождественность человека развивается в процессе ос­­­вобождения от "первичных связей", привя­зывающих его к матери и природе. Ребенок, который чувствует свое единство с ма­­­терью, не может еще сказать "Я", и у него нет этой потреб­­­ности. Только когда он постигнет внешний мир как нечто от­­­дельное и обособленное от себя, ему удастся осознать самого себя как отдельное существо, и "Я" - это одно из последних слов, которые он употребляет, говоря о самом себе.

В развитии ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РАСЫ степень осознания челове­­­ком самого себя как отдельного существа зависит от того, насколько он освободился от ощущения тождества клана и нас­­­колько далеко продвинулся процесс его индивидуализации.

Член примитивного клана выразит ощущение самотождест­­­венности в формуле: "Я есть Мы". Такой человек не может еще понять себя в качестве "индивида", существующего вне группы.

В средневековье человек идентифицирован со своей об­­­щественной ролью в феодальной иерархии. Крестьянин не был человеком, который случайно стал крестьянином, а феодал не был человеком, который случайно стал феодалом. Он был крестьянином или феодалом, и чувство неизменности его сос­­­ловной принадлежности являлось существенной составной частью его самотождественности.

Когда впоследствии произошел распад феодальной системы, ощущение самотождественности было основательно поколеблено и перед человеком остро встал вопрос: "Кто я?", или, точнее сказать: "От­куда я знаю, что я - это я?"

Это именно тот вопрос, который в философской форме сформулировал Декарт. На вопрос о са­мотождественности он от­­­­­­ветил: "Я сомневаюсь, следовательно, я мыслю, следовательно, я сущест­вую". В этом ответе сделан акцент только на опыте "Я" в качестве субъекта МЫСЛИТЕЛЬНОЙ дея­тельности и упущено из виду то обстоятельство, что "Я" переживается также в про­­­цессе ЧУВСТВО­ВАНИЯ и ТВОРЧЕСКОЙ деятельности.

Западная культура развивалась таким образом, что создала основу для осуществления полного опыта индивидуальности.

Посредством предоставления индивиду политической и эко­­­номической свободы, посредством его воспитания в духе самос­­­тоятельного мышления и освобождения от любой формы автори­­­тарного дав­ления ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ дать возможность каждому от­­­дельному человеку чувствовать себя в ка­честве "Я" в том смысле, чтобы он был центром и активным субъектом своих сил и чувствовал себя таковым. НО ЛИШЬ меньшинство достигло та­­­кого опыта "Я". Для большинства индивидуализм был лишь фаса­­­дом, за которым скрывался тот факт, что человеку НЕ УДАЛОСЬ ДОСТИЧЬ индивидуаль­ного самоотождествления.

Предпринимались попытки и были найдены некоторые СУРРО­­­ГАТЫ индивидуального самоото­ждествления. "Я - американец", "я" - протестант", "я" - предприниматель - таковы те форму­­­лы, кото­рые помогают человеку отождествить себя после того, как им было утрачено первоначальное ощуще­ние тождества кла­­­на, и до того, как было найдено НАСТОЯЩЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

са­­­моотождествление.

До тех пор пока я не отклоняюсь от нормы, пока я явля­­­юсь таким же, как другие, я признан ими в качестве "одного из нас", я могу чувствовать себя как "Я". Вместо доиндививи­­­дуалистического тожде­ства-клана развивается новое тождество, которое покоится на чувстве несомненной принадлежности к стаду.

За страстным стремлением к статусу и конформизму скры­­­вается та же потребность, и иногда она даже сильнее, чем потребность в физическом выживании. Явное тому доказательст­­­во - готовность людей рисковать своей жизнью, жертвовать своей любовью, отказаться от своей свободы и собст­венного мышления только ради того, чтобы быть членом стада, идти в ногу и достичь таким образом самотождественности, даже если оно ИЛЛЮЗОРНО.

­­­ ­­­­­­


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: