Учебные материалы по теме «Социология потребления»
1. Социально-исторический характер производства и потребления 1
Потребление ………………………………………………………………….1
Производственное и непроизводственное потребление …………1
Общество потребления …………………………………………………..2
Вестернизация потребления ……………………………………………2
2. Социальные факторы потребления …………………………………..2
Модель потребления………………………………………………………. 2
Средний класс как массовый потребитель………………………… 3
Основные черты новой модели потребления ……………………….4
Образ и стиль жизни как факторы потребительского поведения …………………………………………………………………….4
Семья как субъект потребительского поведения …………………6
Социально-исторический характер производства и потребления
Потребление (П)- использование продуктов труда для удовлетворения потребностей людей, в процессе которого эти продукты перестают быть потребительными стоимостями (благами). (за исключением предметов роскоши или продуктов духовного производства).
|
|
Характер П. в том или ином конкретном обществе зависит прежде всего от уровня развития сип производительных и типа отношении производственных. Важную роль в определении характера потребления играют виды хозяйственной деятельности (охота, рыболовство, земледелие и т.п.), а также особенности природной среды; на П. в значительной степени влияли и культурные традиции, которые особенно сильно сказывались на личном П. Люди, находившиеся на одной и той же стадии общественного развития и жившие в одних и тех же природных условиях, но относящиеся к разным народам, по-разному питались, одевались, имели разные жилища, домашнюю утварь, украшения и т.п. С процессом личного П. связано множество различных норм, предписаний, обычаев. У разных народов существуют, напр., не только разные блюда и разные приемы приготовления пищи, но и свои нормы, определяющие, где. когда, с кем и каким именно образом люди должны ее потреблять. Акты П. нередко имели не только чисто утилитарное, но и символическое значение. Этническая. специфика П. была особенно значительной в докапиталистических. обществах. включая первобытное. С переходом к капитализму она начинает утрачиваться, однако этот процесс далек от завершения.
На индивидуальном уровне характер потребления определяется уровнем развития потребностей, стилем и образом жизни.
Производственное и непроизводственное потребление
Непроизводственное - особый процесс, входящий в общественное производство наряду с собственно производством, распределением и обменом. В ходе его произведенные предметы потребления перестают быть потребительными стоимостями. Наряду с использованием вещей оно включает в себя П. услуг. Непроизводственное П. делится на личное, в ходе которого удовлетворяются потребности отдельных людей, и общественное, в процессе которого удовлетворяются потребности социального организма. Непроизводственное П. - это собственно П.
|
|
Производственное же П. - это само собственно производство, но выступающее потребителем средств производства, в ходе к-рого последние перестают быть тем, чем были. В собственно производстве потребляются не только средства производства, но и рабочая сила. П. - необходимый момент общественного производства, без которого последнее существовать не может.
Общество потребления
Термин и концепция, возникшие в связи гипотезой об организации общества модерна на основе принципа потребления. Среди особенностей называют:
1. рост изобилия, возможность для значительной части населения приобретения потребительских товаров и досуг;
2. снижение продолжительности рабочего времени;
3. идентификация индивидов в сязи с практикой потребления, а не трудовой деятельностью;
4. эстетизация повседневной жизни, возможность индивидуального стиля и его выражения в приобретении товаров; потребелние, определенное «мечтой» более, чем необходимостью;
5. потребление как признак социального статуса и индивидуальных различий; потребление как признак и источник социального неравенства;
6. увеличение власти потребителей, распространение этой власти на общество в целом, подмена гражданина потребителем;
7. распространение рынка на все сферы жизни и коммодизация (приобретение формы товара) все большего числа единиц человеческого опыта.
"Общество потребления" может рассматриваться как идеологический лозунг, состояние сознания и ориентация производства.
Вестернизация потребления
Процесс глобализации потребления приводит к его унификации: одни и те же марки (бренды) продукции самых различных отраслей производства имеются на рынках разных стран. Этому способствует совершенствование информационных и прочих технологий, мобильность населения, глобальная стандартизация потребностей и т.д. Однако для всех постсоциалистических переходных обществ характерен процесс вестернизаиии потребления, т.е. модернизации всех сторон повседневной жизни в западном стиле.
«test the West» - реклама определенного сорта американских сигарет, но вполне возможно рассматривать ее как весьма удачную маркетинговую формулу западных компаний, вступивших на ранее закрытые рынки восточной Европы. Этот рекламный слоган мог бы послужить и своеобразным лозунгом российских потребителей в период после начала перестройки. Нельзя сказать, что в последние годы западные жизненные стандарты стали более достижимы для большинства семей. Однако, ознакомиться с ними сейчас не представляет большого труда. Существует большое количество источников получения знаний о западном стиле жизни. Главный и наиболее важный источник - средства массовой информации. Пресса, телевидение, радио, реклама помогают получать новые знания, в этот процесс вносят свою лепту и новые возможности для эзрубежного туризма.