1. Раскройте содержание этапов античного риторического канона.
2. Что является основой изобретения содержания речи? Дайте определения основных «внутренних» топосов. Приведите свои примеры.
3. Какова роль «внешних» топосов в организации социальной жизни и ведении «информационной войны»?
Задания
Задание 1. Прочитайте и проанализируйте приведенные ниже отрывки речей. Какие внутренние и внешние топосы использованы в них? Как они связаны между собой? Попытайтесь составить смысловые схемы данных отрывков.
Из беседы Василия Великого,
Отца церкви (IV в. н. э.) «О смиренномудрии»
... А ты никогда не превозносись ни перед кем, даже и пред великими грешниками. Смиренномудрие часто спасает и того, кто сделал многие и великие грехи. Не оправдывай себя больше другого, чтоб оправдавшись по собственному приговору, не быть осужденным по приговору Божию.
... Но как же снизойдем до спасительного смиренномудрия, оставив пагубное надмение гордыни.
– Да будут у тебя и наружный вид, и одежда, и поступь, и состав пищи, и приготовление постели, и дом, и все домашние сосуды доведены до того, чтоб в этом не было никаких излишеств; и слово, и песнь, и обращение с ближним да будут направлены более к скромности, нежели к надмению. Да не будет у тебя софистических прикрас в слове, речей горделивых и решительных, но во всем отсекай величавость. Будь добр с другом, кроток со слугою, не памятозлобив на дерзких, человеколюбив к смиренным, утешай злосчастных, посещай болезнующих, совершенно никого не презирай, приветствуй с приятностию, отвечай со светлым лицом, ко всем будь благосклонен, доступен, не пускайся в похвалы самому себе, не вынуждай и других говорить о тебе, не принимай неприличного слова, а в грехах сам себя обвиняй и не жди обличения от других, чтоб тебе, по примеру праведного, самого себя первым осуждать.
|
|
Авраам Линкольн