Художественный образ есть, конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности. Образ передает реальность и в то же.время создает новый вымышленный мир, который воспринимается нами как существующий на самом деле.
По характеру обобщенности художественные образы можно разделить на индивидуальные, характерные, типические, образы - мотивы, топосы и архетипы.
Индивидуальные образы характеризуются самобытностью, неповторимость... Они обычно "являются плодом воображения писателя. Индивидуальные образы чаще всего встречаются у романтиков и писателей-фантастов (например, Квазимодо в "Соборе Парижской Богоматери" В.Гюго, Демон в одноименной поэме М.Лермонтова, Воланд в "Мастере и Маргарите" М.Булгакова).
Характерный образ, в отличие от индивидуального, является обобщающим. В нем содержатся общие черты характеров и нравов, присущие многим людям определенной эпохи и ее общественных сфер (например, герои романов Ф.Достоевского, пьес А.Островского, "Саги о Форсайтах" Дж.Голсу-орси и пр.).
|
|
Типичный образ представляет собой высшую ступень образа характерного. Типичное - это наиболее вероятное, так сказать, образцовое для определенной эпохи. Изображение типичных образов было одной из главных целей, равно как и достижений, реалистической литературы XIX века. Достаточно вспомнить отца Горио и Гобсека Бальзака, Анну Каренину и Платона Каратаева Л.Толстого, мадам Бовари Г.Флобера и др. Порой в художественном образе могут быть запечатлены как социально-исторические приметы эпохи, так и общечеловеческие черты характера того, или другого героя (так называемые "вечные" образы) - Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Обломов, Тартюф и др.
Образы – мотивы и топосы выходят за рамки индивидуальных образов-героев.
Образ-мотив ~ это устойчиво повторяющаяся в творчестве какого-либо писателя.тема, выраженная в различных аспектах с-помощью варьирования! наиболее значимых ее элементов (например, "деревенская Русь" в; поэзии С.Есенина, "Прекрасная Дама" у А.Блока).
Топос (от греч. topos - место, местность; буквальное значение "общее место") обозначает общие и типичные образы, создаваемые в литературе целой эпохи, нации, а не в творчестве отдельного автора. Примером может служить образ "маленького человека" в творчестве русских писателей - от Пушкина и Гоголя до М.Зощенко и А.Платонова.
Архетип (от греч. arche - начало и typos - образ). Впервые этот термин встречается у немецких романтиков в начале XIX века, однако подлинную жизнь ему в различных сферах знания ему дали работы швейцарского психолога К.Юнга (1875-1961). Юнг понимал "архетип" как общечеловеческий образ, бессознательно передающийся из поколения в поколение. Чаще всего архетипами являются мифологические образы. Кроме этого Юнг включает в понятие "архетип" общечеловеческие символы - огонь, небо, дом, дорогу, сад и т.п.