Тифлопсихология является разделом специальной психологии и изучает психическое развитие лиц с нарушениями зрения. Развитие этой области обеспечено исследованиями Т.Геллера, М.Кунца, А.А.Крогиуса, В.С.Свердлова, А.Г.Литвака и многих других.
Объектом тифлопсихологии являются люди с недостатками зрения, т.е. слепые, слабовидящие и дети, имеющие амблиопию и косоглазие.
Амблиопия- слабое зрение без видимых повреждений глаз. В зависимости от смещения фокусного расстояния определяется как близорукость (миопия) или дальнозоркость (гиперметропия).
Тифлология – объединение знаний педагогики, психологии, социологию и др. отраслей науки, имеющее целью изучение жизни и деятельности слепых.
Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную – 1,0, принимается способность человека различать знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пяти метров.
|
|
Можно выделить следующие группы детей с нарушением зрения:
1. Абсолютно или тотально слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений.
2. Слепые - дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение, либо сохранившие способность к светоощущению.
3. Слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2.
В зависимости от времени появления дефекта выделяют две категории детей:
1. Слепорождённые – дети с врождённой тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трёх лет. У них отсутствуют зрительные представления и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного «выпадения» зрительной системы.
2. Ослепшие – дети, утратившие зрение после трёх лет.
Основные причины нарушения зрения: врождённые (генетические, пре- и перинатальные) и приобретённые (травматические, инфекционные, алиментарно-обменные).
Рекомендуемая литература по теме:
Агеев Е.Д. Система реабилитации слепых. М., 1981.
Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей.М., 1980.
Апраушев А.В. Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых детей. М., 1973.
Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика. М., 1983.
Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2008.
Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.- М., 1990.
Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. –СПб., 1998.
Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. М., 2003.
Саенко Ю.В. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2006.
Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.
|
|
Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. –М., 2002.
Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2005.
http // www pedlib ru /Books2/0243/2_0243-63.shtml
http:// chuprov.boom.ru /chuprov/ new
http // www.autism. ru /read. Asp?id=82 &vol=0
http: // www.dislexia.ru/index.php?id=156
http: //psyholog. Pomorsu.ru/spec.htm
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте психологический портрет слепорождённого ребёнка.
2. Сравните особенности развития психических процессов на ранних этапах онтогенеза у зрячих и слепых детей.
3. Сравните особенности развития психических процессов на ранних этапах онтогенеза у слабовидящих и слепых детей.
Вопросы для самопроверки:
1. Что является предметом тифлопсихологии?
2. Каковы основные задачи тифлопсихологии?
3. Какие группы нарушения зрения можно выделить?
4. Каковы основные особенности психического развития слепого ребёнка?
5. Что такое жестовая речь и какие виды жестовой речи принято выделять?