Хагерстром относится к реальности как к тому, что существует прежде субъекта в каждом когнитивном акте. Мысль Хагерстрома была основана на различии между «uppfattning» (нем. Auffasung – понимание, восприятие) и «föres-tällning» (нем. Vorstellung – представление): upp-fattning суть понимание, деятельность субъекта; föreställning (чей английский эквивалент, ‘representation’ не передает идею в той же мере полноты как немецкое Vorstellung) есть то, что стоит перед субъектом (то, что Мейнонг называет объектом) и есть, таким образом, нечто отличное от субъекта. Согласно Хагерстрому принцип противоречия суть принцип реальности. Объект, который нельзя представить себе как внутренне согласованный, не может существовать как объект: представление (föreställning, Vorstellung), отмеченное внутренним противоречием, будет четко обнаруживать субъективность своего содержания***.
Мы можем различать в онтологии Хагерстрома три основных смысла термина «реальный» и тем самым три вида объективности. Я предложу пример для каждого: лилипуты реальны; эта страница реальна; ваше восприятие этих страниц реально.
|
|
(i) В первом смысле «реальный» означает «определенный». Любой вид реальности должен быть реальным, по крайней мере, в этом смысле слова «реальный».
(ii) Во втором смысле «реальный» означает то, что нечто принадлежит к определенному контексту – который реален в первом смысле слова «реальный». В этом случае мы имеем нечто реальное в двух смыслах: в первом смысле, поскольку представляет собой нечто определенное; и во втором смысле, поскольку принадлежит без противоречий к определенному контексту. Этот контекст, соответственно, реален в первом значении, поскольку он определенный.
Лилипуты реальны в обоих упомянутых смыслах: в первом смысле, поскольку они определены, и во втором, т.к. они непротиворечиво принадлежат определенному контексту, обусловленному «Путешествиями Гулливера». В свою очередь, контекст, обусловленный «Путешествиями Гулливера» реален, поскольку он определен (реален в первом смысле).
Определяющий контекст, к которому принадлежит нечто и по отношению к которому нечто реально во втором специфическом смысле, может быть, либо не может быть всего лишь содержанием сознания. Так:
(а) Контекст, к которому принадлежат Лилипуты (обусловленный «Путешествиями Гулливера»), является просто содержанием сознания (репрезентацией).
(b) Напротив, контекст, к которому принадлежит эта страница, является частью внешнего мира, например, книги, в которую он помещен и, таким образом, не является всего лишь содержанием сознания.
(с) Наконец, контекст читательского восприятия этой страницы принадлежит к совокупности переживаемым им восприятий и ощущений.
|
|
Контексты (b) и (с), а именно, как часть внешнего мира и как совокупность восприятий, реальны в первом смысле – они определенные либо объективные сами по себе – независимо от их бытия в качестве содержания сознания, то есть, независимо от любой их репрезентации. С другой стороны, (b) и (с) могут также стать содержанием нашего сознания в силу их представления себе. Если это происходит, они реальны (в первом смысле слова «реальный»: определенные) двумя способами: независимо от бытия в качестве содержания сознания, и как содержание сознания.
Напротив, контекст, которому принадлежат лилипуты (обусловленный «Путешествиями Гулливера») реален в первом смысле – он определен – только как содержание сознания: только поскольку кто-то представляет этот контекст себе.
(iii) В третьем смысле «реальное» обозначает нечто, что принадлежит к пространственно-временному контексту. «Реальное» здесь лишь то, что непосредственно принадлежит к пространственно-временному контексту.
То, что принадлежит к этому контексту реально во всех трех смыслах. Реально, поскольку оно (i) определенное, (ii) принадлежит к определенному контексту, и (iii) этот контекст, к которому оно принадлежит непосредственно, суть пространственно-временной контекст.
В третьем смысле лилипуты не реальны. Они непосредственно не принадлежат к пространственно-временному контексту, ни один лилипут не является независимым элементом этого контекста. Они принадлежат к пространству и времени лишь опосредованно, поскольку они часть содержания сознания (как репрезентация) в сознании кого-то, кто непосредственно принадлежит к пространственно-временному контексту (как его независимый элемент).
Эта страница реальна в третьем смысле, т.к. она суть независимый элемент, непосредственно принадлежащий к пространтвенно-временному контексту.
Восприятие этой страницы читателем не реально в третьем смысле, поскольку восприятие принадлежит пространственно-временному контексту лишь опосредованно. Восприятие суть внутренний опыт: это ощущение чего-то живым организмом, оно принадлежит к пространству и времени как модификация или детерминация данного организма, который принадлежит к пространственно-временному контексту непосредственно как независимый элемент*.