Развитие речи

К началу обучения в специальном детском саду глухие дети, с которыми не проводилась подготовительная работа, как правило, не имеют словесной речи даже на уровне отне­сенного лепета. При этом отмечаются вялость мышц артикуляционного аппарата и поверхностное речевое дыхание. Общение детей с окружающими взрослыми (главным образом, с матерью) осуществляется при помощи предметных действий и отдельных указательных жестов.

Иногда свое отношение к окружающему дети выражают голосовыми реакциями: эмоциональными криками, смехом или плачем. Речь же окружающих оказывается недоступной для понимания необученных глухих детей и спонтанно, вне направленного обучения, не развивается.

Задачи данного раздела программы заключаются:

в координировании всей работы по формированию у глу­хих детей словесной речи;

в упорядочении и приведении в систему всех усваиваемых в конкретных речевых условиях средств общения;

в планомерном развитии значений слов и целых высказы­ваний;

в установлении последовательности и определенного соот­ношения форм речи на всех годах обучения;

в отработке конкретных речевых действий и развитии раз­ных видов речевой деятельности (говорения, слушания, чте­ния, письма, дактилирования, слухо-зрительного восприятия).

В целях реализации задач речевого развития глухих до­школьников программа предусматривает различные условия, в которых обеспечивается работа над речью:

а) речевое развитие детей в бытовой деятельности, в ходе выполнения режима дня (подготовка ко сну, прием пищи, про­гулки, все моменты по организации самообслуживания и т. п.);

б) речевое развитие в процессе ознакомления с окружаю­щим и овладения разными видами деятельности на специаль­ных занятиях (игра, изобразительная деятельность, труд, физическое воспитание и т. п.);

в) обучение разным видам речевой деятельности, работа по усвоению значений слов и фраз, отработка звуко-буквенной структуры усвоенных речевых средств в процессе специ­ально организованных наблюдений над языковым материалом на занятиях по развитию речи;

г) обогащение и развитие сенсорной базы для восприятия речи и отработка ее звуковой стороны на фронтальных и ин­дивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению,

д) закрепление усвоенных речевых навыков и усвоение новых языковых средств (слов, фраз, звуков) в условиях семьи (в соответствии с рекомендациями и заданиями педа­гогов).

Требования к речевому развитию в связи с формированием разных видов деятельности изложены в соответствующих раз­делах программы.

На специальных занятиях по развитию речи работа ведет­ся в следующих направлениях.

1. Развитие языковой способности детей: сенсорной основы восприятия словесной речи (зрительного, слухо-зрительного, тактильно-вибрационного); подражания предметным и рече­вым действиям взрослого; умения применять в общении лю­бые усвоенные речевые действия и средства; умения соотно­сить устное, письменное (а позже – дактильное) слово с обозначаемым содержанием; умения улавливать аналогии в язы­ковых формах.

2. Формирование разных видов речевой деятельности (го­ворения, чтения, письма, слухо-зрительного восприятия, дактилирования, слушания) в соответствии с задачами речевой коммуникации.

3 Отработка содержания ключевых тем и речевого мате­риала, сгруппированного по данным темам и предъявленного в различных условиях практической деятельности и ситуаци­ях общения.

Программа предлагает для каждого года обучения 25 ос­новных тем с учетом интереса детей дошкольного возраста и сферы их деятельности.

4. Специальные языковые наблюдения в целях овладения значениями усвоенных слов, отработки звуко-буквенной струк­туры или грамматической формы слов в структуре целых предложения (четыре типа логической фразы: вопрос, побуж­дение, сообщение, отрицание). Данное направление работы предусматривает условия для переноса усвоенного речевого материала и речевых умений в новые ситуации общения, ов­ладения значениями слов как за счет сопоставления их в раз­ных контекстах, так и в процессе анализа их структуры (от элементарного морфемного анализа до звуко-буквенного).

Постепенное усложнение намеченных тем определяется объемом словаря, отражающего их содержание: первый год обучения – 50–200 слов, второй год обучения – 230–400 слов, за 5 лет обучения – 2000–2300 слов.

Предусмотренные программой слова даются преимущест­венно во фразовом материале и сопоставляются по смыслу при различной их группировке по мере введения в речь новых слов.

Помимо фраз разговорного типа отрабатываются специ­ально подобранные высказывания с типовыми синтаксически­ми структурами, что позволяет детям практически овладевать грамматическим строем языка. В программе, начиная со вто­рого года обучения, представлено 10 типовых структур пред­ложений с их усложняющимися вариантами.

На первом-втором году обучения детей учат глобальному чтению слов на табличках, слухо-зрительному восприятию произносимых педагогами слов, фраз, самостоятельному при­ближенному произношению предъявляемого речевого матери­ала в конкретных речевых ситуациях. Ведется подготовитель­ная работа к усвоению дактильного слова.

На третьем году детей учат аналитическому дактильному чтению слов, данных печатным шрифтом на табличках, устно-дактильному проговариванию, самостоятельному дактилированию усвоенного речевого материала, использованию речи в устной форме Ведется интенсивное накопление новых слов и фраз при их устно-дактильном восприятии и воспроизведе­нии.

В последующие годы идет работа по формированию речи в разных формах в соответствии с условиями их функциони­рования. Дактилология на всех годах обучения используется как вспомогательное средство (для овладения чтением, осо­знанным говорением, письмом).

Все направления работы над речью реализуются на одних и тех же занятиях, виды занятий различаются лишь по темам, а не по направлениям работы. В расписании занятий и в учебном плане занятия по развитию речи не подразделяются на виды, что диктуется необходимостью комплексного подхо­да к обучению всем формам и видам речи и сочетания на каж­дом занятии всех направлений работы над речью.

Ведущей формой работы является фронтальное занятие с подгруппой из шести человек и параллельная работа учителя-дефектолога и воспитателя в утренние часы.

Методами обучения речи являются: побуждение ребенка к говорению по подражанию педагогу при создании игровой ситуации или при возникновении потребности в общении в практической совместной деятельности, в процессе действий с реальными предметами или их изображениями; специальные тренировочные упражнения и дидактические игры, направленные на отработку различных элементов речи.

Данный раздел программы имеет непосредственную связь со всеми другими ее разделами и направлен на обогащение детского развития, коррекцию дефекта, он позволяет также упорядочить накапливаемый стихийно в разных условиях речевой материал, доводит его отработку до уровня речевого навыка. Требования к речи, ко всем ее сторонам и формам, сформулированные в данном разделе, а также объем речевого материала, представленный в общем словаре, являются ори­ентиром для работы по развитию речи во всех остальных раз­делах программы.

Усвоение программы в полном объеме рассчитано на пяти­летний срок обучения. Первый год является диагностическим[1]. Учебный материал в программе представлен для каждого года обучения и внутри года разбит поквартально (три квар­тала в каждом учебном году).

Со второго года обучения для каждого квартала даны темы и словарь, которым строго регламентируется объем ма­териала по той или иной теме. Глаголы в словаре представ­лены, как правило, в двух формах, что показывает последо­вательность их употребления в речи (например, первоначально в словаре дается глагол иди, a через несколько слов – идет как новое слово). Большинство глаголов на первом и втором году обучения используется только в повелительном наклоне­нии (например, поставь, покажи).

Словарь первого года обучения входит в общий объем слов, предусмотренный на весь период обучения (см. перечень в конце программы по развитию речи). Способ расположения слов в этом перечне отражает тематический принцип предъяв­ления учебного материала. Глаголы даны вначале, так как они обслуживают различные виды деятельности дошкольника и часто повторяются. Затем следуют глаголы c более ограни­ченной сферой употребления. Кроме того, в общем словаре глаголы представлены в двух формах: в повелительном накло­нении (если на первом и втором году обучения в течение дли­тельного времени они употреблялись в таком виде) и в инфи­нитиве. Глаголы, данные в словаре в инфинитиве, должны предъявляться во всех необходимых по логике глагольных формах. Предложенный словарный материал обслуживает разные виды деятельности ребенка и должен использоваться на всех видах занятий педагога и воспитателя, а не только на занятиях по развитию речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: