Культура Индии в гуптскую эпоху

Последний этап расцвета древнеиндийскойхудожественной культуры приходится на IV— Vвв. н.э., когда Северная и отчасти Цен­тральная Индия были объединены в большую централизованную империю под властью династии Гуптов. Одно­временно яркий и сложный, этот период стал переходной ступенью от древности к средневековью в культуре Индии. В это время вновь возросло значение брахманизма, ужесточилось деление общества на касты. Усилилось и поклонение изображениям брахманских богов, сопровождаемое пышными ритуалами, что в свою очередь оказало воздействие на характер оформления храмов и развитие ремесел, с ним связанных. Вместе с тем весь долгий путь предшествующего развития индий­ской культуры не прошел бесследно. Объединение страны, появление в ней новых культурных центров, равно как и длительный мир, повлекли за собой большой подъем художественного творчества, которое тогда отличалось как высоким мастерством, так и светским характером. Ин­дия в IV—V вв. прославилась расцветом драматургии, поэзии, сцениче­ского искусства, музыки, но, кроме того, в этот период подлинного рас­цвета достигла и индийская живопись, украшавшая храмы.

Обновление и расцвет культуры гуптской эпохи были обусловле­ны не только политическими и историческими причинами, но и по­явлением новой, самой распространенной религии — индуизма. Индуизм стал результатом своеобразного религиозного синтеза, конеч­ным итогом длительного религиозно-философского поиска, он объе­динил в себе старые божества ведийской Индии, ритуалы брахма­низма, а также ряд местных культов. Он принял идею о нетленной душе, подчиняющейся закону кармы, и возможности спасения ее из круговорота сансары достижением мокши. Как и в брахманизме, со­хранялась аскетическая практика как один из путей спасения.

Спецификой индуизма является отсутствие разработанной дог­матики, а также единой церковной организации. Это, с одной стороны, придавало гибкость индуизму, с другой — приводило к его тер­пимости, пассивности, так как он спокойно смотрел на проникнове­ние в Индию других религий, считая веру в богов личным делом каж­дого человека. По сути дела, индуизм стал образом жизни, совокуп­ностью жизненных принципов, норм, социальных и этических цен­ностей, верований и представлений, обрядов и культов, мифов и ле­генд. Индуистом нельзя было стать, им можно было только родиться. Индуистские боги принципиально отличаются как от христиан­ского Бога, имеющего три ипостаси, так и от Аллаха, предопределяю­щего судьбу каждого мусульманина. Они приближены к земным усло­виям, конкретизированы в своих качествах и постоянно находятся в центре земных событий. В индуистском пантеоне — и священная река Ганг, и священные животные (корова), и священные растения (лотос). Важнейшими из многочисленных богов индуизма являются три (тримурти) высших божества — Брахма (создатель мира), Вишну (его хранитель) и Шива (разрушитель). Культ Брахмы не получил широ­кого распространения в Индии, ему поклоняются едва ли в десятке храмов во всей стране. Подавляющее число индуистов являются сто­ронниками вишнуизма (почитателями Вишну) или шиваизма (по­клонниками Шивы).

Особое место Вишну в тримурти было определено благодаря концепции аватары — учения о том, что бог Вишну нисходит в мир и, перевоплощаясь, является в различных образах. В ранних индуи­стских текстах говорится о десяти аватарах (нисхождениях) Вишну: первая — рассказ о потопе, когда для спасения людей Вишну принял образ рыбы; вторая — о перевоплощении его в черепаху, чтобы дос­тать напиток бессмертия (амриту); третьим воплощением Вишну стал вепрь, который победил демона и спас землю от гибели; в результате четвертого воплощения Вишну предстает в виде человека-льва, кото­рый также одолел демона; пятое воплощение — в виде карлика (сим­вол хитрости), который обманул царя демонов и отвоевал у него зем­лю...; шестое — в виде Парашурамы (героя — победителя кшатриев), когда Вишну одолел кшатриев, захвативших власть на земле; седьмое воплощение — в виде Рамы, победившего демона Равану; в восьмой аватаре Вишну предстает в облике Кришны — героя племени ядавов; в девятом «нисхождении» — в образе Будды; десятая аватара пред­ставляет Вишну в виде Калки — всадника на белом коне, который придет на землю в конце очередного мирового цикла, победит все несчастья и восстановит порядок и справедливость.

Вишну воспринимается как универсальное божество, всепрони­кающее, приносящее процветание, покровительствующее всем суще­ствам и мирам. Он считается охранителем, богом счастья и благопо­лучия. Вся вселенная воспринимается как результат его творческой силы. Он рисуется возлежащим на цветке лотоса или на змее. Его жена — богиня Шри-Лакшми, идеал верности и красоты, — также почитается в индуизме.

Образ Шивы очень противоречив. С одной стороны, это грозный бог-разрушитель всего мешающего мировому порядку. Поэтому он изображается с тремя глазами (третий глаз на лбу обычно закрыт, так как из открытого глаза вырывается все испепеляющее пламя), вокруг тела — змеи, на шее — ожерелье из черепов. Но, с другой стороны, он и покровитель учености, разгульной жизни и любовных утех. Поэтому Шива обычно изображался в состоянии эротического возбуждения.

У Шивы есть жена, имеющая много имен и много обликов. Сре­ди них — богиня Дэви, мать-защитница, культ которой очень попу­лярен в Индии. Но это — и богиня Кали, богиня истребления и смерти, приверженцы которой приносили ей человеческие жертвы.

Соединение Шивы со своей женой было очень важным момен­том в индуистском культе. Считается, что вся сила и мощь гигант­ских потенций Шивы заключены в его шакти — духовной энергии, которая тесно сплетена с его мужской животворящей силой. В мо­мент соединения Шивы с его женской половиной эта энергия мно­гократно усиливалась. Постепенно силу шакти стали считать исклю­чительно женской энергией, ей стали поклоняться, что и привело к распространению в индуизме культа камы. В нем нашли общий язык индуизм и тантрический буддизм.

Культ камы — искусство любви — был возведен в Индии на вы­сокую ступень серьезного социального значения. Искусство камы никогда не рассматривалось как что-то низкое, пренебрежение им — тяжкий грех. Оно рассматривалось как символ упорядоченных взаи­моотношений людей, имевших целью наисовершеннейшее удовле­творение мужчины и женщины.

Карма не запрещает негу и наслаждение, чувственные удовольст­вия, общение с куртизанками. Искусству любви нужно было учиться. Именно так появилось знаменитое стихотворное произведение «Ка­ма-сутра», созданное поэтом Махараши Ватсаяной в V в. В поэтиче­ской форме автор изложил культуру половой жизни, отношений ме­жду мужем и женой, методы и способы усиления физической красо­ты и чувственных наслаждений. Сегодня это одна из самых популяр­ных индийских книг в странах европейской культуры.

Поклонение Каме отразилось в архитектуре и в скульптуре. В это время уже сложилась форма классического индуистского наземного храма кубической формы с плоским покрытием, к которому добав­лялась башенная надстройка с большим количеством украшающих его скульптур. Образцом пещерного индуистского храма служит хра­мовый комплекс в Эллоре. Так, один из его храмов (храм Кайласа) весь — от высокого цоколя, украшенного фигурами слонов и львов в натуральную величину, до пирамидальных башен — высекался из одного цельного куска камня на протяжении ста пятидесяти лет, представляя собой по сути гигантскую скульптуру.

Одним из интереснейших сооружений в Индии являют­ся храмы в Кхаджурахо, по­строенные в конце X — нача­ле XI в. Среди них — шиваи­стский храм Кандарья-Махадева. Главным его элемен­том является шикхара, глав­ная башня, возвышающаяся на высоту более 35м над зем­лей. Наружное оформление храма архитектурными де­талями и декоративными ук­рашениями создает эффект облегчения массы здания. Изящность и разнооб­разие пластического оформления как поверхности храма, так и его интерье­ра создают богатую живописную игру света и тени, а бесконечное количе­ство грациозно изогнутых фигур апсар, небесных красавиц, танцовщиц и музыкантш, влюбленных пар и целых групп образует необыкновенно пла­стичный орнаментальный фриз. Все девятьсот скульптур и все горельефы этого храма проникнуты эротикой, являясь в каком-то смысле иллюстра­циями к «Кама-сутре».

В выражении идеалов и ценностей индуизма (как и буддизма) ис­кусство скульптуры сыграло, пожалуй, большую роль, чем архитекту­ра. Древнеиндийская скульптура династии Гуптов оставалась в ос­новном религиозной, но мастера старались передать и внутреннее состояние персонажей, даже второстепенных. В работе над статуями Будды их заботило изображение не только силы, красоты и здоровья, но и высокой одухотворенности персонажа. Даже по внешности он уже не просто человек, а высшее существо, отрешившееся от всего мирского. Примером такого художественного решения служит статуя Будды из Сарнатха. Будда изображен проповедующим дхарму (свод предписаний и запретов). Его лицо с полузакрытыми глазами обра­щено не к миру-страданию, а к будущему освобождению, к нирване. Формы тела сглажены, мускулатуры совершенно не чувствуется, чер­ты лица правильны, поза свободна, от всей фигуры веет безмятежно­стью и отрешенностью.

В Древней Индии существовало несколько скульптурных школ, из которых наиболее крупными были гандхарская (северо-западная Индия), матхурская (в долине Ганга) и школа Амаравати (в г. Андхре). Большинство из дошедших до нас скульптур того времени имеют культовый характер, но уже тогда существовала и светская скульпту­ра. О значимости искусства скульптуры в художественной культуре свидетельствует тот факт, что были созданы специальные руковод­ства по скульптуре, которые содержали правила создания скульптур, прежде всего для храмов и других культовых сооружений. Были раз­работаны и приемы скульптурной иконографии, отличавшиеся в разных религиозных традициях; существовали буддийский, джайнский и индуистский типы скульптурной иконографии.

Среди всех направлений древнеиндийской художественной куль­туры особое место занимала литература, которая стала важнейшим источником в изучении всей индийской культуры. Древнеиндийская литература очень разнообразна и по своим жанрам, и по языково-культурным традициям; она поражает и глубиной, и оригинально­стью содержания, исключительно поэтична. Историю древнеиндий­ской, литературы принято подразделять на несколько этапов — ве­дийский, эпический, период санскритской художественной литера­туры. Для первых двух этапов было характерно преобладание устной традиции передачи текста. Но решающее значение для появления древнеиндийской литературы имело создание классического литера­турного языка санскрита (означает «стройный», «упорядоченный»). Дело в том, что это был специально сконструированный язык, воз­никший на основе ряда североиндийских языков и диалектов, хотя ни один из живых языков не был его непосредственным предшественником. Этому языку суждено было стать основным, классическим языком индийской литературы. На нем наиболее полно и универ­сально были выражены в слове религиозные, философские, эстети­ческие, социальные и другие идеи и идеалы индийской культуры. Естественно, что после создания санскрита развитие литературы по­лучает совсем иной характер.

Наиболее известным произведением древнеиндийской санскрит­ской художественней прозы является «Панчатантра» (пятикнижие) — сборник сказок, басен, притч и рассказов нравоучительного толка. Все поучения имеют практический характер и сопровождаются описания­ми, иллюстрирующими их примерами из жизни. На страницах «Панчатантры» разворачиваются события повседневной жизни Древней Индии, поскольку действующими лицами выступают цари, их совет­ники, слуги, отшельники, купцы, ремесленники, воины. В рассказах тесно переплетаются реалистические и фантастические элементы. Да­ются они обычно в виде беседы двух персонажей (людей или живот­ных). Прозаический текст перемежается стихотворными изречениями, обычно назидательного характера. В ней широко отражена жизнь Древней Индии, всех ее сословий, воззрений индийцев, их взглядов на порок и добродетель, богатство и бедность и т.д. По своему воздейст­вию на мировую литературу «Панчатантра» выдвигается на одно из первых мест. Свыше двухсот переложений на более чем шестидесяти языках способствовали тому, что уже в Средние века ее знал арабский мир, Европа и Русь. Ее содержание и сюжеты нашли отражение в но­веллах Боккаччо, в баснях Лафонтена и Крылова и даже в произведе­ниях Льва Толстого.

В древнеиндийской литературе особого внимания заслуживает творчество поэта и драматурга Калидасы (IV—V вв.). Его перу при­надлежит много известных драм, в том числе и высшее достижение древнеиндийской драмы «Шакунтала» (узнанная по перстню Шакунтала). В его драмах, сюжеты которых заимствованы из эпоса, рас­крывается прежде всего внутренний мир героев, их чувства, пережи­вания. Фоном человеческих переживаний служат поэтически одухо­творенные пейзажи, описания сказочных царств, мудрость доброде­тельных и справедливых правителей. Такой акцент в произведениях Калидасы был обусловлен тем, что согласно религиозной установке того времени нельзя было выводить читателя и зрителя из душевного равновесия. Запрещались изображения борьбы, лишения власти, всеобщих бедствий, несчастливые развязки. Поэтому высокого со­вершенства Калидаса достиг именно в изображении любовных пере­живаний, которые не запрещались религией.

К концу периода древности относится расцвет религиозной по­эзии. В стихах этого жанра восхвалялись идеал аскетической жизни, отрешенность от всего мирского, иллюзорность бытия. Калидаса же, воспевая жизнь со всеми ее радостями и горестями, противостоял аскетическим религиозным представлениям своими идеями о гармо­нии человеческой личности и оптимистическим взглядом на жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: