Вопрос 5. Основные принципы организации исполнительной власти

Органы исполнительной власти в своей деятельности руководствуют­ся следующими принципами.

1. Принцип народовластия. Закрепленный в Конституции принцип на­родовластия означает, что народ является единственным источником власти, он осуществляет свою власть непосредственно и через органы исполнительной власти. Контроль за деятельностью органов исполни­тельной власти осуществляется как со стороны органов законодатель­ной и судебной власти, так и со стороны народа. С этой целью установ­лен порядок предоставления отчетности должностных лиц органов исполнительной власти населению.

2. Принцип законности. Принцип законности проявляется прежде всего в том, что все органы государственной власти, должностные лица обя­заны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Одной из основ полдержания законности и правопорядка является персональ­ная ответственность должностного лица и гражданина за нарушение закона. Принцип законности заключается и в обязательности строгого соблюдения положений Конституции Российской Федерации о соот­ношении актов органов государственной власти и ее субъектов. В част­ности, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Россий­ской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией.

3. Принцип разделения властей. Принцип разделения властей выражает существование и самостоятельность трех ветвей власти – законодатель­ной, исполнительной, судебной. Каждая ветвь государственной власти осуществляет свои функции в установленных пределах.

4. Принцип федерализма. Компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе норматив­но-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Кон­ституция Российской Федерации регламентирует соотношение право­вых актов государственной власти и ее субъектов (законные акты фе­деральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов Российской Федерации; законные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти).

5. Принцип гласности. Конституцией Российской Федерации установ­лено, что законы подлежат официальному опубликованию. Норматив­но-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности че­ловека, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

6. Принцип приоритета и гарантированности прав личности. Права лич­ности являются высшей ценностью, и все государственные органы, в том числе органы исполнительной власти, несут ответственность пе­ред гражданами. Права граждан должны быть защищены от произвола органов государства и должностных лиц.

7. Принцип сочетания централизации и децентрализации.

Принцип централизации – сосредоточение большей части государствен­ных функций в ведении центральных органов федеральной исполни­тельной власти. Централизация вытекает из единства системы испол­нительной власти, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместном ведении с органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации. Централизованное осуществление испол­нительной власти сосредотачивается в руках федеральных органов и субъектов Российской Федерации в пределах, определенных законо­дательством.

Принцип децентрализации означает закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществ­лять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих орга­нов. Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненно­му органу.

Т е м а 3. Административное и административно-процессуальное право – отрасли российского права


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: