По улицам Слона водили, Как видно напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас — Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши3 Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться, Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, —
Ей шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает». —
«Эх, эх! — ей Моська отвечает, —
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!» (И. Крылов).
------------------- г---------------------------------------------------------- <#>
Cutuiicuccuc
Синтаксис как раздел грамматики
Мы переходим от одного раздела грамматики к другому: в морфологии рассматривали грамматические значения слова и его формы, выражающие эти значения; в синтаксисе будем иметь дело с употреблением форм слова в предложении, с их связями, отношениями, с собственными грамматическими значениями предложений.
|
|
Нужен другой взгляд, другая работа мысли. Необходимо видеть формы слова как инструмент образования предложения. Изучая синтаксис, нельзя отрываться от морфологии, забывать ее. Настоящая жизнь слова, его форм проявляется в предложении. Привыкайте к новому понятию «словоформа»: в предложение входит не слово целиком — со всеми его формами и значениями, а одна из его форм.
Слово называет предметы, признаки, действия и пр., а предложение обозначает событие или ситуацию (положение). Для этого используются различные средства языка — не только формы слов, их связь, но и порядок расположения словоформ в предложении, служебные слова, интонация.
Основные единицы синтаксиса — словосочетание и предложение.
Словосочетание
Словосочетание имеет следующие признаки: 1) наличие не менее двух самостоятельных слов; 2) их смысловое единство; 3) их грамматическая связь: чудное мгновенье, явилась
передо мной и пр. Наиболее цельными по значению являются словосочетания, обозначающие предметы с их признаками (майский полдень, бегущий олень, девичьи лица, дорога в лесу и пр.).
Состав словосочетания
Словосочетание является двучленным. В нем имеется грамматически господствующий член (главная словоформа) и грамматически подчиненный член (зависимая словоформа). Так, в словосочетании холмистый берег главная словоформа — берег, зависимая — холмистый.
Минимальное словосочетание, включающее два самостоятельных (знаменательных) слова, называется простым (встреча друзей, встреча с друзьями, дружеская встреча, встретил друзей). Сложные словосочетания образуются при распространении простых (встреча старых друзей, встретил брата и друга, написал письмо брату). Сложное словосочетание может быть разделено на простые (встреча друзей, старых друзей; встретил брата, встретил друга; написал брату, написал письмо).
|
|
Простые и сложные словосочетания не употребляются в речи сами по себе, а только в составе предложения. Из предложения они и могут быть выделены.
При определении состава словосочетания надо иметь в виду, что слова одной части речи могут выступать в одном словосочетании в роли главного элемента, а в другом — в роли зависимого. Так, имя существительное или господствует, или подчиняется; ср.: дом (кого? чей?) отца — отец (кого? ч е й?) солдата; дерево возле дома — дом возле дерева. Имя прилагательное чаще выступает как зависимый от существительного член словосочетания (хотя обычно располагается перед ним), но может быть' главным, а имя существительное — зависимым; ср.: Какая-то красивая полная дама беседовала с военным в красной фуражке (Ч.); Океан, весь полный бле-ска, из постели виден мне (Бальм.) — полная дама (существительное + прилагательное); полный блеска (прилагательное + существительное); в первом случае прилагательное — зависимый член, во втором — главный.
Отношения между членами словосочетания
В словосочетании проявляются три основных типа синтаксических отношений между господствующим и зависимым членом: атрибутивные (определительные), объектные, обстоятельственные. Содержание этих отношений зависит: 1) от принадлежности господствующей словоформы к определенной части речи; 2) от ее (словоформы) обобщенного значения (предмет, действие, качество, состояние); 3) от формы зависимого члена. Установить тип отношений помогают смысловые вопросы (от господствующего к зависимому члену).
Атрибутивные (определительные) отношения: предмет (значение господствующего члена) — его признак (значение зависимого члена); этому содержанию соответствует вопрос какой? — молодой дуб, выразительное чтение, наш дом, летящий самолет, лодка с парусом.
Объектные отношения: действие (значение господствующего члена) — его объект (значение зависимого члена); это содержание соответствует вопросам к косвенным падежам имени существительного — люблю (к о г о?) брата, копаю (ч т о?) землю, размахивал (ч е м?) палкой, дотронулась (до ч е г о?) до стекла, чтение (ч е г о?) книг, полный (ч е-г о?) воды, играющий (в о ч т о?) в мяч.
Обстоятельственные отношения: действие, признак (значение господствующего члена) — его признак, характеристика (значение зависимого члена); это содержание соответствует вопросам к наречиям и к обстоятельствам разных разрядов — поет (к а к?) красиво; устал (наскольк о?) очень; сильный (насколько? в какой степей и?) слишком; вернулся (к о г д а?) вчера; еду (к у д а?) в Москву; остановились (для чего? с какой цель ю?) отдохнуть, для отдыха; устал (почему? от чег о?) от ходьбы; влажный (от чег о?) от росы и т. п.
Виды связи слов в словосочетании
Форма словосочетания — это связь образующих его словоформ. Подчинение одной словоформы другой (господствующей) выражается окончаниями. Форма зависимого члена выбирается под влиянием господствующего; например, употребив существительное в форме в дом, необходимо поставить
в такой же форме относящееся к нему прилагательное и пр. — в дом родной, в мой дом, а при форме в доме — в родном доме, в моем доме и т. п. При глаголе войти следует употребить существительное в нужной форме: войти в дом, а поселиться — в доме; выйти из дома.
Способ подчинения (выбора зависимой формы) называют видом связи; это согласование, управление, примыкание.
Согласование — это уподобление форм рода, числа, падежа прилагательного формам господствующего существительного: из темного леса, в темных лесах, к темному лесу. Так же уподобляются имени существительному формы причастий, порядковых числительных, местоимений-прилагательных: спящая красавица, на первое место, в другую сторону, в моем доме. Количественные числительные согласуются только в косвенных падежах (кроме В. п.): в двух шагах, из трех домов, с четырьмя деревьями (рода и числа эти числительные не имеют!); но: один билет, в одно место, одной книгой, в одни руки, из одних саней — во всех падежах.
|
|
Аналогично согласуются зависимые словоформы с прилагательными и причастиями, перешедшими в существительные или употребленными в значении существительных: лишняя запятая, лишнюю запятую; студенческая столовая, студенческой столовой; первые отдыхающие, первых отдыхающих; моя любимая, моей любимой; ваши родные, вашими родными; все лишнее, всем лишним; первый встречный и т. д. С неизменяемыми словами, употребленными в значении существительного, согласуемые словоформы употребляются в среднем роде: громовое ура, долгожданное завтра; с помощью этих согласуемых словоформ обозначается и падеж: громовым ура, долгожданного завтра. Такое согласование является «условным», так как главные слова ура, завтра (междометие, наречие) рода и падежа не имеют. Не путайте с этими случаями согласование прилагательного и местоимения с несклоняемыми существительными (они имеют род!): надежное метро, справочное бюро, прекрасная леди, моя Мери и т. п.
По особым правилам согласуются зависимые прилагательные и др. с местоимениями-существительными, указывающими на лицо или предмет. Личные местоимения, кроме он (она, °но), не имеют рода, поэтому в тех редких случаях, когда они являются главным членом словосочетания, форма рода прилагательного и др. выбирается в зависимости от пола лица, на
которое указывает местоимение я, ты; например: я весь, я вся; ты весь, ты вся [Ты вся вековая истома (Н.)]; ты первый, я первая и пр. (см. также согласование сказуемого с подлежащим, выраженным личным местоимением я, ты). Ср. особое согласование с ты и вы как формой вежливого обращения, прилагательное и др. употребляются в среднем роде: вежливое Вы, фамильярное ты; например: Пустое вы сердечным ты она, обмолвясь, заменила и все счастливые мечты в душе влюбленной возбудила (П.).
|
|
Местоимения кто, что и все производные от них — никто, ничто, некто, нечто, кто-то, что-то и др. не имеют рода. Согласование с ними прилагательных и др. по роду является условным: с кто и др. они употребляются в мужском роде, а с что и др. — в среднем: кто первый, что важное, нечто необыкновенное; например: Кто-то тайный тихим светом напоил мои глаза (Ее).
Надо иметь в виду, что не все формы прилагательного связываются в словосочетании с главной словоформой существительного по способу согласования. Форма сравнительной степени качественных прилагательных (простая) не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам. Как зависимый член словосочетания с существительным она связывается по способу примыкания; например: Налымов взял комнату подешевле (А. Т.) — в словосочетании комнату подешевле связь примыкание; ср.: дешевую комнату — согласование.
Управление — выбор падежной формы имени существительного (или местоимения) под влиянием грамматической формы или семантики господствующего члена: любила музыку, склонный к размышлениям, жажда славы, мечты о подвигах. Так, некоторые разряды или формы глагола употребляются только с определенными падежами зависимых существительных — переходные с винительным падежом без предлога (написал повесть, вскопали грядку, решает задачу); страдательные с творительным падежом (смываются дождем, наполнены водой, любимый всеми). Имена существительные с семантикой отношения требуют дательного падежа с предлогом к (любовь к отечеству, презрение к подхалимству, внимание к детям, уважение к старикам, отвращение к лентяям). Такую обязательную связь называют сильным управлением. Слабое управление допускает употребление раз-
ных падежей (жили — в лесу, возле озера, недалеко от поселка, рядом с рекой).
При одной и той же господствующей словоформе могут быть употреблены и сильноуправляемая и слабоуправляемая падежные словоформы существительного. Например: Только удары лошадиных копыт о камни еще несколько мгновений нарушали мертвую тишину летней уральской ночи (М.-С.) — в словосочетании нарушали мертвую тишину сильное управление, а в словосочетании несколько мгновений нарушали слабое управление: эта зависимая словоформа является для глагола нарушали (тишину) необязательной.
Влияние главного члена на выбор формы зависимого существительного может быть минимальным или даже вовсе не проявляться; например: дом у дороги, девочка с косичками. Сама зависимая словоформа (особенно с предлогом) выбирается по свойственному ей значению — состояния, пространства, времени, причины и т. п. Например: И обоим рисуется белая, тихая ночь в лесу (Купр.); Но этот первый рассказ в поезде запомнился мне особенно резко (Пауст.); Стол с фруктами уже готов (Ч.); В приемную вошел человек в ватнике (Пауст.) — в словосочетаниях ночь в лесу, рассказ в поезде, стол с фруктами, человек в ватнике управляемые предложно-па-дежные словоформы не диктуются, не мотивируются главным членом, а выбираются по значению.
Зависимым членом словосочетания может быть несклоняемое существительное: станция метро, едет в депо, надела пальто, поставят трюмо и пр. Эти существительные не изменяются по падежам (не склоняются), но имеют значение того или иного определенного падежа (в указанных словосочетаниях: метро — Р. п., в депо — В. п., пальто — В. п., трюмо — В. п.). Поэтому их связь с господствующей словоформой — управление; например:
С людьми в дороге надо сжиться,
Чтоб стали как свои тебе
Впервые встреченные лица
Твоих соседей по купе (А. Твардовский).
В словосочетании соседей по купе связь управление, падеж дательный; ср.: соседи по дому, соседи по квартире. Падеж несклоняемых существительных выражается также согласуемы-
ми с ними словами: восхищались московским метро, работал в трамвайном депо.
Примыкание — это зависимость неизменяемых слов; она не выражена формами. Цельность словосочетания создается порядком слов и интонацией. Примыкают (как правило, к глагольным формам или к прилагательным) наречия, деепричастия, инфинитив (говорил громко, шел спотыкаясь, очень горячий, необыкновенно быстро, приехала учиться, приказано ждать, боязнь ошибиться).
Типы словосочетаний
Тип словосочетания определяется тем, какой частью речи является господствующий член. От этого зависит и выбор подчиненной словоформы, и содержание отношений, и вид грамматической связи.
Основными типами словосочетаний в русском языке являются глагольные, именные, наречные.
Глагольные словосочетания являются самыми разнообразными и самыми употребительными. В них выражаются отношения между действием и его «участниками» (объектные) или разнообразные характеристики действия (обстоятельственные). Эти значения и грамматическая связь одинаково проявляются в глагольных словосочетаниях, в которых господствующим членом являются различные формы глагола: говорить громко, говорят громко, говорившие громко, говоря громко; всматриваться в лица, всматриваются в лица, всматривающийся в лица, всматриваясь в лица и т. д.
Именные словосочетания имеют несколько разновидностей — по выражению господствующего члена разными частями речи.
Словосочетания с именем существительным (субстанти: ные) в основном имеют определительное (атрибутивное) соде^ жание («предмет — признак»): майский день, бегущий олен изба рыбака, час пик, прибывший поезд, моя улица, кофе п турецки. В словосочетаниях с отвлеченными существител" ными могут быть выражены отношения объектные, простра ственные, причинные и т. п.: разговор с фининспекторе о поэзии, встреча на Эльбе, опоздание из-за мороза (но: весе-
лый разговор, памятная встреча, непредвиденное опоздание — определительные).
Словосочетания с прилагательными (адъективные) в основном выражают качественную или количественную характеристику признака (по-детски наивный, очень любопытный), другие — обстоятельственные значения (всегда веселый, годный для работы, румяный от мороза), а также объектные (полный до краев, бедная влагой)..
О словосочетаниях с числительными (количественными) мы уже говорили. Особенность их в том, что господствующим членом числительное является только в форме именительного—винительного падежей (пять городов, трое друзей), в других падежных формах числительные являются подчиненными.
Словосочетания с местоимениями очень малочисленны (кто-то тайный, каждый из ребят, некоторые из жителей).
Наречные словосочетания тоже редки (наречию более «привычно» зависимое положение — при глаголе). Наречие в качестве господствующего члена сочетается с существительным или с другим наречием (далеко от города, незаметно для глаза, очень громко).
Господствующий член определяет и вид связи: глагол управляет падежными формами, имя существительное диктует согласование и т. д.
393. Выпишите словосочетания. Укажите главную и зависимую
словоформы.
Ясность1 воздуха придавала какую-то необыкновенную силу и первозданность окружающему, особенно по утрам, когда все было мокро от росы и только голубеющая туманка лежала в низинах.
А среди дня река и леса играли множеством солнечных пя
тен — золотых, синих, зеленых и радужных. Потоки света то
меркли, то разгорались,и превращали заросли в живой, шеве
лящийся мир листвы. Глаз отдыхал от созерцания могучего и
разнообразного зеленого цвета. '
Полет птиц разрезал этот искристый воздух: он звенел от взмахов птичьих3 крыльев (К. Паустовский).
394. Выделите словосочетания. Обратите внимание на соедине
ния слов, которые не являются словосочетаниями (фразеологические
единицы, глагольно-именные обороты, сочетания имен со вспомогательными словами, сочетания знаменательных слов с частицами).
1. Из уцелевших бревен на скорую руку сколотили избенку, покрыли ее барочным тесом, купленным лет за десять для построения павильона на готический манер (Т.). 2. По улице, с горы Св. Давида, стремительно катилась мощная река, выворачивая2 камни улицы. Вой ветра, сердитый плеск воды, грохот каких-то разрушений сотрясал дом (М. Г.). 3. В лесах становилось все сумрачнее, все тише (Пауст.). 4. Дверь в столовую была приоткрыта (М. Г.). 5. Лес тянулся до самого горизонта (С.-Ц.). 6. Вдруг Захар занедужился, недельку-дру-гую помаялся и отдал богу душу (М.-П.). 7. Иной скажет мне слово, меня всего проймет; другой то же самое слово скажет или еще красивее, — я и ухом не поведу (Т.).
395. Выделите простые словосочетания. Определите тип синтак
сических отношений между членами словосочетания (атрибутивные,
объектные, обстоятельственные).
1. Все, что нравилось, ласкало, давало надежду — шум дождя, раскаты грома, мысли о счастье1, разговоры о любви, — все это стало одним воспоминанием (Ч.). 2. На камень панелей тяжко падают с крыш капли воды, звонко бьет подкова о булыжник мостовой (М. Г.). 3. Улицы были полны бегущих, но на валах толпа стояла густо и безмолвно; она оцепенела от бури (Пауст.). 4. Каштанка взвизгнула от восторга, но в это время старик-кот зевнул и, потеряв равновесие, свалился с гуся (Ч.).
396. Выделите словосочетания. Определите вид синтаксической
связи- между членами словосочетания (согласование, управление,
примыкание).
1. С каждым годом все крепче3 овладевала людьми привычка к одиночеству (Пауст.). 2. С своим новым положением Мишка освоился с необыкновенной быстротой (М.-С). 3. Намерение мое не возвращаться в канцелярию, а начать новую рабочую жизнь было во мне непоколебимо (Ч.).
397. Выделите глагольные словосочетания. Определите тип син
таксических отношений и вид связи между членами словосочетания.
1. Пантелей Прокофьевич еще что-то бессвязно говорил о недомолоченном хлебе, о своей хромоте, о брошенном хозяйстве, но есаул движением руки заставил его замолчать (Ш.).
2. Лошаденка его засунула голову по самые уши в торбу с овсом, торопливо жевала и прислушивалась2 к бормотанию деда (Пауст.). 3. Само место обязывало к тишине и благочинию и располагало к тихим, серьезным мыслям (Ч.). 4. С каждым днем Мишка работал все менее охотно, все чаще уходил из дому, а вечерами допоздна сидел на крыльце, курил... (Ш.).
398. Выделите словосочетания с главным словом существитель
ным и прилагательным. Определите тип синтаксических отношений
и вид связи между членами словосочетания. л
1. Никогда я еще не видел блеска такой напряженности и
чистоты. Венера переливалась, как капля алмазной влаги, на
зеленеющем предрассветном небе (Пауст.). 2. Дама движени
ем головы выразила одобрение разъяснению своей мысли
(Л. Т.). 3. Весь воздух вокруг был полон влажного блеска (Па
уст.). 4. Если вы склонны к простуде, можете поймать лег
кий насморк, а так вообще здесь местность довольно здоровая
(С.-Ц.). 5. Все это было невыразимо3 нудно и не возбуждало
интереса к театру (М. Г.). 6. Мысль лишиться хотя бы одной
из дочерей была для него несносна (А. Т.).
__________________________________________________________ <#>
I Синтаксический разбор
словосочетания
При синтаксическом разборе не нужно смешивать значение словосочетания (функцию зависимого члена) и форму (способ связи). Первое определяется с помощью вопроса, а для определения способа (вида) связи вопрос не требуется, — он даже может помешать: идем (к у д а?) в лес — обстоятельство места, связь управление; идем (к у д а?) вперед — обстоятельство места, связь примыкание.
1. Выделить (выписадъ) словосочетания из текста.
2. Определить состав словосочетания: чем выражен главный и зависимый член; простое словосочетание или сложное.
3. Установить способ (вид) связи: согласование, управление, примыкание.
4. Определить тип отношений (значение второстепенных членов).
Образец:
Яркий, почти солнечный свет мешается с клубами черного дыма (Ч.).
1. Яркий свет, солнечный свет, черного дыма: существительное (главное) + прилагательное (зависимое); простые; связь согласование; определение;
2. Почти солнечный: прилагательное (главное) + наречие (зависимое); простое; связь примыкание; обстоятельство меры и степени;
3. Мешается с клубами дыма: глагол (главное) + существительное (зависимое); сложное; связь управление; дополнение;
4. С клубами дыма: существительное (главное) + существительное (зависимое); простое; связь управление; определение несогласованное.
399. Выпишите словосочетания. Выполните их полный синтаксический разбор.
В толпе идущих на станцию пригородной дороги она шла медленным, но спорым, нисколько не отстающим шагом своих негнущихся длинных ног, вполне готовая и к поездке в вагоне электрички, и к посадке в вагон московского трамвая, и к долгой зиме со всеми ее метелями и морозами (С. Н. Сергеев-Цен-ский).
Предложение
Понятие о предложении
Предложение, как и слово, и словосочетание, имеет две стороны — содержание и форму.
Содержанием предложения является высказывание о событии или положении, обозначение этого события, положения; например: Лиза вошла в сумрак рощи (П.) — событие; Улицы маленького городка были пустынны. (Бальм.) — положение.
Содержательная сторона предложения включает: 1) конкретный информативный смысл; 2) обобщенную семантику; 3) общие грамматические значения.
Конкретный смысл непосредственно сообщается и воспринимается участниками речи. Он является индивидуальным для каждого конкретного высказывания. В грамматике он не рассматривается.
Обобщенная семантика предложения обусловлена его составом, употреблением определенных словоформ. Например, предложение, состоящее из существительного и спрягаемого глагола, имеет семантику 'предмет (лицо) и его действие': Мальчик читает; Листья падают; Ветер опрокинул палатку; из существительного и прилагательного — 'предмет (лицо) и его признак': Утро было туманное; Мальчик был веселый; предложение В лесу было светло имеет семантику 'состояние среды', а Мальчику было весело — 'состояние лица' и т. д.
Общие грамматические значения выражаются в каждом предложении, при любом его строении, при любом конкретном смысле:
1) оценка реальности действия или признака — выражается формами глагольного наклонения и интонацией;
2) отношение высказывания к моменту речи — опирается на глагольные формы времени;
3) отношение высказывания к лицу говорящему — выражается с помощью личных форм глагола, личных местоимений.
Эти значения в грамматике называются: 1) синтаксическое наклонение (модальность); 2) синтаксическое время (темпо-ральность); 3) синтаксическое лицо (персональность). Они образуют предикативное значение предложения.
Предикативное значение выражается с помощью словоформ, составляющих грамматическую (предикативную) основу предложения; это главные члены предложения (Лиза вошла; листья падают; ветер опрокинул; утро было туманное; было светло и т. п.). Для выражения предикативного значения безразличен конкретный смысл главных членов, важны только их формы — показатели наклонения, времени, лица в сказуемом, именительного падежа в подлежащем.
Предложения в русском языке строятся с помощью синтаксических средств: это формы слова, служебные слова, порядок слов, интонация. Формы слова — главное средство: они связывают члены предложения, выражают отношения между ними, а также могут непосредственно пере-
давать грамматические значения. Например: Редела тень Восток алел (П.) спрягаемые глагольные формы с помощью окончаний числа и рода осуществляют согласование с подлежащим, а посредством суффикса -л- выражают значения реальной модальности (изъявительное наклонение) и прошедшего времени.
Служебные слова являются вспомогательным средством. Одни из них (предлоги, союзы) участвуют в грамматической связи словоформ: От непривычки к плачу и к слезам у него у самого зачесались глаза (Ч.); другие выражают оттенки грамматического значения словоформ, членов предложения (частицы) или общие грамматические значения предложения (связки): Мир все еще не был подписан (А. Т.).
Порядок слов также помогает оформить грамматическую связь или выразить значение члена предложения; например, в предложениях Мой брат — учитель и Учи\ тель — мой брат с помощью порядка слов различаются подлежащее и сказуемое: подлежащее располагается перед сказуемым.
Интонация оформляет предложение в целом, выражает его завершенность, передает эмоциональную окрашенность. Благодаря изменениям высоты тона, силы голоса, темпа, благодаря паузам интонация помогает передать грамматическое и смысловое членение предложения, выделить, подчеркнуть отдельные части. С помощью интонации передаются такие общие значения предложения, как повествование, вопрос, побуждение; ср.: Утро. — Утро? (вопрос); Тишина. — Тишина! (приказ).
Интонация — универсальное грамматическое, семантическое, эмоциональное и стилистическое средство русского языка, характерное только для предложения.
Итак, основными признаками предложения являются:
1) грамматическая форма в виде предикативной основы — главных членов;
2) предикативное значение, выражаемое грамматическими средствами;
3) интонация, имеющая завершенное строение;
4) свободное лексическое наполнение.
Типы предложений по цели высказывания
Предложение выполняет различные задачи общения. Говорящий употребляет соответствующие этим задачам высказывания. Они или выражают сообщение, или направлены на получение информации от участников речи, или побуждают собеседников к действиям. Эти виды высказываний оформляются с помощью соответствующих типов предложений — повествовательных, вопросительных, побудительных.
Форма повествовательного предложения опирается на изъявительное, сослагательное наклонения глагола или связки, а также на инфинитив. Предложение сообщает о реальных или желаемых событиях, положениях; например: Ветер сбрасывал с берез мокрые и пахучие листья (Па-уст.); Правды не переспорить (Поел.); В избе сухо, светло от сада, — сад дает от себя желтое излучение. Села бы у окошка и никуда бы не уходила. Глядела бы на калину в сад, думала бы... (Пауст.). Повествовательная интонация имеет характерный признак — понижение тона в конце предложения; но: Светает; Утро — ровный низкий тон.
Вопросительное предложение используется для получения информации, вопрос предполагает ответ. Для оформления вопроса используются вопросительные местоимения, наречия и частицы; например: — Где это мы завтракали? В больнице, что ли? — Так точно-с (Г.). Частица ли с общим вопросительным значением оформляет предполагаемое высказывание; в ответе оно может быть подтверждено — «Да» или отвергнуто — «Нет». Однако такое предложение может быть построено и без частицы ли; например: [Надежда Антоновна] Можно надеяться вас скоро видеть? [Кучумов] Да, разумеется (Остр.) — ср.: Можно ли надеяться вас видеть? В некоторых случаях употребление ли невозможно; например: [Телятев] Вы, должно быть, издалека приехали? [Васильков] Да, не близко-таки (Остр.); [Глумов] Он хочет женить меня на деньгах. [Мамаева] На деньгах? А невеста вам не нравится? [Глумов] Конечно, не нравится (Остр.).
При употреблении вопросительных местоимений и наречий выражается другой вид вопроса, цель которого — выяснить только те детали высказывания, на которые указывает вопросительное слово, — предмет, лицо, признак, место, время, причину и т. д.; в ответе содержится их конкретное наиме-
нование; например: — Ты кто будешь? — Мещанин... из города... (М. Г.); [Мамаева] Куда же вы? [Глумов] Домой (Остр.).
Для вопросительной интонации характерно повышение тона в конце предложения; это легко установить путем сравнения с повествовательным предложением: Поезд ушел. — Поезд ушел?; Кто-то идет. — Кто-то идет?; Утро. — Утро? Кроме того, тон повышается на слове, в котором заключена суть вопроса: это вопросительное местоимение, вопросительное наречие, а также то знаменательное слово, которое говорящий считает главным для подтверждения или отрицания. Вершина тона в этом случае может перемещаться с одного слова на другое, соответственно меняется содержание ответа; например: Ты прочитал эту книгу? — Да, прочитал; Нет, не прочитал; Ты прочитал эту книгу? — Да, я; Нет, не я.
Всеми элементами вопросительной формы обладают риторические вопросы. Они обращены к явлениям внешнего мира (не к лицам) и поэтому ответа не предполагают. В них выражаются раздумье или чувства говорящего по поводу названного события, положения; например: Куда, зачем стремлюся я? Что мне сулит судьба моя? (П.); Жизнь моя! Иль ты приснилась мне? (Ее).
Некоторые элементы вопросительной интонации (а также, как правило, вопросительный знак на письме) имеют предложения, в которых заключено сообщение в виде усиленного утверждения или отрицания; например: Пять лет прошло с того времени. Какого горя не уносит время? Какая страсть уцелеет в неровной битве с ним? (Г.). В этих предложениях вопросительные слова переосмысливаются, получают обобщенное утвердительное или отрицательное значение; ср.: Любое горе уносит время. Никакая страсть не уцелеет в неровной битве с ним. Эти предложения являются повествовательными. Употребляются они главным образом в художественных текстах в качестве средства выразительности; например: Разве гром бывает немотою болен?! (М.).
Побудительное предложение адресовано говорящим собеседнику; оно передает волю говорящего, называет то действие, которое адресат должен совершить, или тот признак, которым он должен обладать; например: [Хлестаков] Дай жаркое! Там супу немного осталось. Осип, возьми себе (Г.); Скажите же мне какую-нибудь новость! (Л.).
Побуждение выражается глагольной формой повелительного наклонения; используются и другие формы: сослагательное наклонение выражает побуждение в виде совета, это же значение имеет инфинитив с бы; например: Мне за вас стыдно! Вы бы хоть книги читали, что ли... (Ч.). Для выражения приказания, кроме повелительного наклонения, употребляется инфинитив; например: [Городничий] А вы — стоять на крыльце, и ни с места! (Г.).
Интонацию побуждения характеризует средний уровень тона в сравнении с повествовательной и вопросительной; ср.: Тишина. — Тишина! (побуждение) — Тишина? Элементом побуждения является сила голоса, интонация различает побуждение и по степени категоричности; например: Принеси дров! (приказ) — Принеси дров (просьба). Интонация является основном средством выражения побуждения в безглагольном предложении; например: Молодцы! Вперед, ребята! (Тв.); На это последовал краткий военный приговор: — В угол носом. Марш! (Купр.).
Эмоциональная окраска высказывания
Одновременно с сообщением, вопросом или побуждением в предложении может быть выражено эмоциональное отношение говорящего к этому содержанию, т. е. чувства радости, восторга, удивления, негодования, страха, сожаления, грусти и т. д. Эмоциональность высказывания передается прежде всего восклицательной интонацией. Дополнительными показателями эмоциональности являются междометия и восклицательные частицы; например: Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество! (П.); О, как отвратительна действительность! Что она против мечты? (Г.). Предложения с эмоциональной окраской называются восклицательными. По цели высказывания они являются или повествовательными, или вопросительными, или побудительными; например: Да будет жизнь пустынна и светла! (Ахм.) — побудительное (призыв); Ты меня любишь? Да? Да? (Ч.) — вопросительное; примеры повествовательных восклицательных предложений приведены выше. Предложения, не имеющие эмоциональной окраски, являются невосклицательными. Таким об-
разом, каждое предложение при разборе должно быть охарактеризовано по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) и по эмоциональности (восклицательное/невосклицательное).
Строение предложения
Строение предложения имеет две стороны. Во-первых, это средства выражения модальности, времени, лица. Они принадлежат предикативной основе — главным членам. В русском языке оба главных члена имеют обязательные формы: подлежащее — именительный падеж, сказуемое — спрягаемый глагол или связку. Эти формы в различных вариантах проявляются в предикативной основе. Если предикативная основа представлена одним главным членом, то он должен иметь показатели модальности, времени, лица; например: Луна взошла; В доме не спали; Полночь. Во-вторых, к строению предложения относится связь его членов. Главным членам подчинены формально и поясняют их второстепенные члены; второстепенный член может относиться к другому второстепенному члену; например: С голых ветвей каштанов падали последние сухие листья (А. Т.) — второстепенные члены последние, сухие подчинены подлежащему листья, а с ветвей — сказуемому падали; голых, каштанов поясняют второстепенный член с ветвей. Второстепенные члены непосредственно не участвуют в выражении грамматического значения предложения.
Главные члены сами по себе могут составлять предложение; например: Погода будет славная (Т.); Начал падать снег (Ник.) — это нераспространенные предложения. При употреблении второстепенных членов предложение является распространенным.
Второстепенные члены могут быть обязательными или необязательными; например: Холодный дождь восьмые сутки заливал Париж (А. Т.) — второстепенный член Париж является обязательным, без него предложение невозможно; остальные необязательные (факультативные).
Различное строение предложения, его предикативной основы отражено в классификациях. Главными структурными типами в русском языке являются простое предложе-
ние и сложное предложение. Простое предложение имеет одну предикативную основу; например: И скоро звонкий голос Оли в семействе Лариных умолк (П.) — основа голос умолк. Сложное предложение имеет две (или более) предикативные основы, то же число частей, аналогичных по строению простым предложениям; например: Тучи начало сносить, показалась луна (А. Т.).
400. Прочитайте. Укажите, все ли речевые отрезки обладают от
носительной смысловой законченностью и интонационной завершен
ностью и могут рассматриваться как предложения.
1. — Спасибо, говорю, — продолжал мужичок. — А встретишь Ивана Павлыча, так скажи, что, мол, Арсютка тебе поклончик прислал... — Что-о? Да ты... — Я и есть самый Арсютка... Аль не узнал, Степан Никитич? Ну, а теперь прощай... (М.-С). 2. — Что такое ужин? Проза. Вот луна, звезды... — Да что в них хорошего? (Остр.). 3. Хочешь, на колени встану? Я! Перед тобой! (М. Г.). 4. Когда Арсютка скрылся в лесу, Степан Никитич накинулся на кучера. — Ты... ты ведь его узнал?.. — Конечно, узнал... — Так что же ты все время молчал, негодяй... а? — У меня не две головы... Рядом сидели, — ну, как пырнет ножом в бок. Ты его сам посадил, Степан Никитич, твой и ответ... — Я?! Ах, ты... Да я... я... (М.-С). 5. — Отец, не кричи! Я тоже скажу... ну, да! Ты прав... Но твоя правда узка нам... — Ну да! Вы... вы! Как же... вы образовались... а я дурак! А вы... — Не то, папаша! Не так... (М. Г.).
401. Проанализируйте грамматические связи слов в предложени
ях; укажите господствующие и зависимые словоформы. Выделите
главные члены предложения.
1. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью (Пауст.). 2. Тоски не повторялось дома (Л. Т.). 3. Школы у нас на озере не было (Пауст.). 4. Я — никто3 и не хочу быть никем (С.-Ц.). 5. Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей (П.). 6. Только стаи жаворонков метались от крыши к крыше в поисках пищи (Пауст.).
402. Выделите в предложениях показатели модальных значений
(формы глагольного наклонения, служебные слова, интонацию).
Определите способ выражения в предложении отрицания.
1. Пускай же солнца ясный лик отныне радостью блистает... (П.). 2. А городничий дожидается. Пойти сказать ему, чтоб шел домой. Полно, мол, тебе по ночам-то! Иди, мол, старичок убогонький2, домой! Тоже, ведь их дело! Как не пожалеть! Обыватель теперь спит, а он его береги (Остр.). 3. Мировой знай сидит себе дома, а председатель то и дело трясись в бричке в управу (Ч.). 4. Пусть рушатся былые своды, пусть с гулом падают столбы: началом мира и свободы да будет страшный год борьбы! (Бр.).
403. Определите тип предложений (повествовательные, вопроси
тельные, побудительные).
1. — Не сбились ли мы с дороги? — вздыхает инженер
ша, дорога! Не вывороти нас. — Зачем выворачи
вать? Какая мне надобность вас выворачивать? (Ч.). 2. Мне бы
только рублей двести или хоть даже и меньше (Г.). 3. — Ты бы
ушел, дед, — просил Ваня. — Куда мне идти-то? — кричал
дед. — Мне идти некуда (Пауст.). 4. — А вы мастер ужины за
казывать. — Какой это ужин! Здесь клуб, тот же трактир, вот
дома — другое дело! Отчего ж себе и не позволить, коли есть
средства? (Остр.). 5. Что мне поет? Что мне звенит? Иная
жизнь? Глухая смерть? (Бл.).
404. Прочитайте вслух. Выделите эмоционально окрашенные
восклицательные предложения. Укажите дополнительные средства
выражения эмоциональной окраски (частицы, междометия).
1. А, черт возьми, славно быть генералом! (Г.). 2. Как все звонко, радостно, ароматно и красиво3 было вокруг! (Купр.). 3. Что за черт! в самом деле! Целуются! Ах, батюшки, целуются! Точный жених! Ай, Антон! Ай, Антон! Ай, городничий! Бона, как дело-то пошло! (Г.). 4. Что теперь буде-ет, у-ух ты, мать честная! Сбесится у нас хозяин! (М. Г.).
405. Сгруппируйте предложения по цели высказывания и по на
личию или отсутствию в них эмоциональной окраски (восклицатель
ное/невосклицательное).
1. Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? (Ш.). 2. Что же вы не плачете? Кто ж не заплачет об такой женщине? Камнем надо быть... (Остр.). 3. В самом деле, кто зайдет в уездный суд? (Г.). 4. — Вы что читаете? Рома-
ны? — А что же3 еще? (М. Г.). 5. Подождите! Куда вы? Вот спели бы вместе, а? (М. Г.). 6. Голубчик! Зачем делать из себя шута? Зачем унижать себя... Кому это нужно? (М. Г.).
__________________________________________________ <#>
Простое предложение
Простое предложение имеет разное строение, разный объем, различается грамматическими значениями. Среди них обязательными являются значения синтаксического наклонения, времени, лица; они выражаются разными способами.
Это различие в русском языке закреплено в двух типах простого предложения — двусоставных и односоставных.
В двусостав н "ы х предложениях предикативное значение выражается двумя главными членами; например: Клумбы опустели (Купр.); Петенька был неразговорчив (С.-Щ.) — здесь наклонение и время выражены с помощью глагольных форм в сказуемом, а синтаксическое лицо (третье) — с помощью подлежащего. Кроме того, в двусоставных предложениях выражаются грамматические значения «деятель — действие», «предмет — признак» и др.
В односоставных предложениях предикативное значение оформляется одним главным членом, опирается на его формальные показатели; например: В дверь торопливо постучали (А. Т.); Всюду сильно пахнет яблоками (В.); Вот место, где их дом стоял; вот ива (П.) — глагольные формы выражают наклонение, время, неопределенное лицо, безличность; имя существительное в именительном падеже указывает на грамматическое третье лицо, а отсутствие при нем глагола является показателем настоящего времени, изъявительного наклонения.
С помощью словоизменения главных членов создаются формы простого предложения. Формы наклонения и времени образуют парадигму простого предложения; например: Клумбы опустели; Клумбы опустеют; Клумбы опустели бы; Пусть клумбы опустеют; Всюду сильно пахнет яблоками; Всюду сильно пахло яблоками; Всюду будет сильно пахнуть яблоками; Всюду сильно пахло бы яблоками; Пусть всюду сильно пахнет яблоками.
Важнейшими общими логическими значениями простого предложения являются утверждение и отрицание. В утвердительных предложениях выражается связь действия или признака с предметом, утверждается самостоятельный признак или бытие (наличие) предмета; например: Дорога вышла из леса в поля (Пауст.); Расчистило на западе (В.); В вагоне было тесно (Пауст.); Огоньки замигали. Вот и дом (Сер.).
В отрицательных предложениях отрицается связь действия или признака с предметом, наличие независимого признака или бытие предмета; например: Идеализм теперь не в моде (Ч.); На деньги ума не купишь (Поел.); И все больше не сиделось мне дома (В.); Ни тени кокетства (М. Г.). Отрицание имеет специальный показатель — частицу не (ни), но может быть выражено описательно; например: Ступай, ступай — нет работы! Какая зимой работа? (М. Г.); — Куда там сейчас ехать! — сказала она и встала. — Разве отсюда вырвешься! (Пауст.).
При наличии «двойного» отрицания выражается усиленное утверждение; например: Оленин не мог не любоваться конем (Л. Т.).
Двусоставное предложение
Основной грамматический признак двусоставного предложения — это наличие двух главных членов — подлежащего и сказуемого. Они связаны друг с другом по значению и по форме. Подлежащее обозначает предмет, а сказуемое — действие или признак, которые этому предмету приписываются. Подлежащее имеет независимую форму, а сказуемое формально подчинено подлежащему. Каждый из главных членов имеет свои формы и значения.
Главные члены предложения
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
Подлежащее в русском языке имеет предметное значение и независимую форму именительного падежа, они проявляются во всех разновидностях подлежащего.
1. Основная форма подлежащего — имя существительное в именительном падеже; например: Настала осень золотая (П.); С самой утренней зари дождь не переставал (Т.); Любочка еще слишком мала (Л. Т.). Все другие формы подлежащего так или иначе подобны основной.
2. Местоимение в именительном падеже не называет предмет, а только указывает на него, т. е. эта разновидность подлежащего имеет предметно-указательное значение. Кроме того, подлежащее содержит разрядное значение — личное, вопросительное, неопределенное, отрицательное; например: Я продолжал быть беззаботен и нетерпелив (Л. Т.); Кто при звездах и при луне так поздно едет на койе? (П.); Что-то робко треснуло в зале (В.).
3. Формы других частей речи в роли подлежащего получают предметное значение: прилагательные, причастия, порядковые числительные в именительном падеже обозначают предмет по признаку; например: Любимые всегда кажутся нам бессмертными (Пауст.); Сидевшие у огня вскочили (А. Т.). Если в роли подлежащего употребляется наречие, то при нем может быть определение в форме именительного падежа, которое подчеркивает предметное значение подлежащего; например: Настало и роковое «послезавтра» (М.-С).
4. Подлежащее-словосочетание, кроме основного предметного значения, имеет дополнительные:
1) количественное значение выражается сочетанием числительного или существительного в именительном падеже с существительным в родительном падеже, которое называет предмет — носитель признака или производитель действия (два дома, множество книг, десятки птиц и т. п.); например: На столике горели две восковые свечи (Пауст.); На полустанке жило несколько человек (Ч.); Множество картин было разбросано совершенно без всякого толку (Г.);
2) выделительное значение характерно для словосочетаний местоимений или числительных в именительном падеже и существительного в родительном падеже с предлогом из (кто из..., что-то из..., никто из..., многие из..., один из..., третий из..., несколько из... и т. д.); главное слово оформляет независимость подлежащего и вносит в его значение соответствующий оттенок неопределенности, количества и пр., а зависимое существительное называет выделяемый предмет — носитель признака или производитель действия;
например: Смертью праведной и честной пали многие из них (Тв.);
3) метафорическое значение выражает словосочетание, в котором главное слово — имя существительное в именительном падеже — является метафорой, а зависимое в родительном падеже называет предмет — производитель действия или носитель признака (серп месяца, шапка волос и т.п.); например: В саду горит костер рябины красной... (Ее);
4) значение совместности имеет словосочетание существительного в именительном падеже и существительного в творительном падеже с предлогом с, оба они называют предметы, которые являются совместными производителями дей-1 ствия или носителями признака; например: Художник с Васей едва добрались до дому (Пауст.); цельность подлежащего-словосочетания подчеркивается формой множественного числа в сказуемом.
Все разновидности подлежащего имеют общие черты — предметное значение и форму именительного падежа.
Совершенно иными свойствами обладает инфинитивное подлежащее. Оно называет не предмет, а действие^, но действие не совершающееся, а потенциальное; в сказуемом выражается характеристика этого действия; например: Ехать верхом в это время настоящее наслаждение (М.-С). Если вместо инфинитива можно употребить образованное от глагола
i
существительное, то это подлежащее имеет предметное значение; ср.: Обмер оврагов оказался делом трудным (Пауст.). — Обмеривать овраги оказалось делом трудным.
Особую форму представляет составное подлежащее. Оно образуется сочетанием связки глагола в форме инфинитива с именными формами творительного падежа; например: Быть влюбленным — славно! (М. Г.).
СКАЗУЕМОЕ
Сказуемое имеет следующие признаки:
1) называет действие или признак предмета, обозначенного подлежащим;
2) формально подчинено подлежащему (обычно согласовано с ним);
3) выражает грамматические значения предложения — модальность, время;
4) образует парадигму форм двусоставного предложения.
Эти признаки опираются на спрягаемые формы глагола или связки или на их значимое отсутствие, т. е. нулевые формы.
Название действия, признака и грамматические значения могут быть выражены совместно, в одной словоформе, или раздельно, в двух частях. На этом основании в русском языке выделяются два типа сказуемого — простое и составное.
Простое сказуемое может быть только глагольным, так как спрягаемые формы глагола имеют показатели наклонения и времени, поэтому в грамматике этот тип сказуемого обозначается термином простое глагольное сказуемое.
Основной формой простого сказуемого является полнознач-ный спрягаемый глагол. Он называет действие и выражает грамматические значения, образует парадигму форм предложения; например: Утихло все. Татьяна спит (П.).
Простое сказуемое может быть выражено спрягаемой глагольной формой в относительном употреблении, т. е. формой одного наклонения или времени в значении другого, которая имеет дополнительный оттенок; например: Тебе нет дела! Стало быть, я один за всех отвечай (Остр.) — форма повелительного наклонения в значении изъявительного с дополнительным оттенком долженствования (ср.: должен отвечать).
Простое глагольное сказуемое выражается также спрягаемыми формами устойчивых сочетаний глагольного типа, обозначающих действие; например: С Грябова подняла она глаза на Отцова и его облила презрением (Ч.).
В качестве простого глагольного сказуемого может быть употреблен инфинитив в значении изъявительного наклонения; например: Так ты кусаться, окаянная? (Ч.).
Простое глагольное сказуемое может быть осложнено частицами или повторами, с помощью которых выражаются добавочные оттенки интенсивности, полноты действия, длительности и т. п.; например: Все эти неизбежные сцены будущего так и метались перед глазами Арины Петровны (С.-Щ.); Сама дрожмя дрожит старуха (Леек.).
Составное сказуемое имеет две части — основную и вспомогательную. Основная часть обозначает действие или
признак, а вспомогательная выражает грамматические значения времени, наклонения, а также оформляет связь с подлежащим; в состав вспомогательной части обязательно входит спрягаемая глагольная форма; например: Голова его уже начала седеть (Ч.); По истечении года картина была готова
(Г.).
Основная часть составного сказуемого выражается глаголом в инфинитиве или формами имени. В соответствии с этим различаются составное глагольное сказуемое и составное именное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое обозначает действие. Основная часть — это инфинитив полнозначного глагола или устойчивого глагольного сочетания; например:1 Музыканты готовились играть (А. Т.); Я могу от любви свихнуть с ума (Г.).
Вспомогательная часть, во-первых, выражает значение наклонения и времени с помощью спрягаемых форм, во-вторых, обозначает этапы действия или отношение к нему.
Этапы действия — начало, продолжение, конец — обозначаются глаголами начать, продолжать, кончить и др.; их называют фазисными; например: Солнце только что начинало подниматься (Л. Т.); Между тем небо продолжало расчищаться (Т.); Вскоре я бросил писать стихи (Пауст.).
Отношение к действию со стороны его производителя (субъекта) выражается в виде различных модальных значе-н и й вспомогательной части — возможности, желательности, долженствования, привычности, склонности; например: Мы долго не могли сказать ни слова (Б.); Я не хочу печалить вас ничем (П.); Народ гуляет, а я принужден маяться (А. Т.); В свободные вечера Евгений Петрович имел обыкновение рассказывать Сереже сказки (Ч.); Она любила на балконе предупреждать зари восход (П.).
Модальные значения вспомогательной части выражаются спрягаемыми формами глаголов (мочь, хотеть, желать, решиться, согласиться, привыкнуть, любить, предпочитать и т. п.), устойчивых сочетаний глагольного типа (задаться целью, иметь намерение, гореть желанием, дать согласие, иметь обыкновение и т. п.), а также сочетаниями спрягаемых форм связок с именами, причастиями и наречиями (был — рад, готов, должен, склонен, вынужден; мастер, любитель.
охотник; в силах, не прочь и т. п.); например: Музыканты готовились играть (А. Т.); Офицеры изъявили согласие делать все, что угодно будет любезным хозяевам (Л. Т.); Не в силах Ленский снесть удара (П.).
Составное именное сказуемое обозначает признак (качество, свойство, состояние и пр.). Название этого признака заключено в основной части — именной. Вспомогательная часть выполняет только грамматические функции. Она называется связкой.
Связка выражает грамматические значения наклонения и времени, оформляет грамматическую зависимость сказуемого от подлежащего. Эти функции связки опираются на формы спряжения: наклонения, времени, лица и числа; кроме того, в оформлении грамматической зависимости участвуют родовые окончания — в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения.
В качестве связки употребляются неполнозначные глаголы или устойчивые сочетания глагольного типа — быть, являться, делаться, становиться, казаться, считаться, оказаться, представлять собой, иметь вид и др. Кроме того, используется нулевая форма связки быть со значением настоящего времени, которая противопоставлена формам была, будет, была бы, будь, пусть будет.
Связочные глаголы и устойчивые сочетания не называют действия, процесса, они имеют отвлеченное значение. Это значение тоже входит в грамматическое содержание вспомогательной части.
Связки по-разному характеризуют отношения предмета и признака. Это хорошо видно при сравнении именного сказуемого с различными связками. Например, предложения Дни были теплые — Дни стали теплыми различаются значением наличия признака и приобретения признака; Дорога была хорошая — Дорога оказалась хорошей значением наличия признака и обнаружения признака; Книга была интересная — Книга казалась интересной значением достоверного признака и мнимого признака и т. д.
Именная часть сказуемого в выражении грамматических значений не участвует, она обозначает признак — качественный, количественный, а также состояние и пр. Они зависят от употребления различных именных частей речи и их форм.
Самыми употребительными формами именной части являются:
1) краткое прилагательное: Печален будет мой рассказ (П.); Давно ль мы были неразлучны? (П.);
2) краткое страдательное причастие: Манилов был совершенно растроган (Г.);
3) полное прилагательное, а также причастие, порядковое числительное, местоимение в именительном или творительном падеже: Озеро было таинственным (Пауст.); Вершины далекого хребта кажутся точно выкованными из серебра (А. Т.); Тогда вкусы ведь были иные (Бальм.);
4) прилагательное в сравнительной степени: Всё шире свет. Все ярче горный храм (Бальм.); i
5) существительное в именительном или творительном падеже: Дворец казался островом печальным (П.); Отец мой был слесарь (М. Г.);
6) предложно-падежные формы существительных (чаще предложный падеж с предлогом в со значением состояния): Небо было в тучах (В.); Старый князь был в беспамятстве (Л. Т.); Низкая и узкая комната была без окон (М.-С).
Малоупотребительны в качестве именной части устойчивые предложно-падежные формы, наречия со значением состояния; например: Весь город был на ногах (Пауст.); С тех пор при встречах с Федей я был настороже (Пауст.).
Именная часть может быть выражена словосочетанием, если главное его слово не называет конкретный признак (для этого используется зависимое слово); например: Отец был беззаботный человек (Б.); Я тогда, сами представляете, был в трудном состоянии (Пауст.).
Составное сказуемое, глагольное и именное, может быть осложнено (сложные формы сказуемого) путем включения дополнительных словоформ во вспомогательную часть: это глаголы, или устойчивые сочетания спрягаемого глагольного типа, или именные формы со связкой. Они имеют фазис-ное или модальное значение; например: Шубин хотел начать работать, но глина крошилась (Т.) — вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает модальное и фазисное значение; например: Я не должна сметь говорить вам об этом (Т.) — вспомогательная часть выражает два модальных значения. При осложнении сказуемого — как глагольного, так и именного — вспомогательная часть имеет фор-
му составного глагольного сказуемого (хотел начать, не должна сметь и т. п.), но она выражает только грамматические значения, а действие или признак обозначены в основной части {работать, говорить). Осложнение сказуемого не затрагивает основную часть. При осложнении только один глагол имеет спрягаемую форму, все другие, в том числе связочный глагол, — форму инфинитива; например: Остановка эта могла оказаться роковой (А. Т.).
В сложных формах сказуемого имеются две части — основная (полнозначный инфинитив, имя) и вспомогательная, как в составном сказуемом.
Грамматическая связь главных членов предложения
Подлежащее и сказуемое грамматически связаны. Зависимость сказуемого от подлежащего, как правило, формально выражена. Выбор формы сказуемого мотивируется подлежащим; например: Солнце взошло; Луна взошла. Поэтому связь главных членов называют согласованием. Однако уподобление формы сказуемого форме подлежащего — это только один вид согласования — грамматическое согласование. Прежде всего, оно проявляется в формах числа; например: Толпы кипят. Сердца трепещут (П.). Если существительное в подлежащем имеет форму единственного числа, а глагол в сказуемом — форму прошедшего времени или условного наклонения, то проявляется согласование в роде; например: Дождь монотонно шумел за окном (Тел.). Согласуется в числе, в роде не только простое глагольное сказуемое, но и вспомогательная часть составного глагольного и составного именного сказуемого; например: Саша стал ходить в гимназию (Ч.); Бульба был страшно упрям (Г.); Ветер между тем час от часу становился сильнее (П.). Кроме того, в именном сказуемом согласуется с подлежащим в числе и в роде именная часть, выраженная прилагательным и т. п.; например: Городок казался вымершим, заброшенным (Б.); Князь Иван Иваныч был хорошо образован и начитан (Л. Т.).
Условное согласование — это выбор форм сказуемого при подлежащем, выраженном словом неизменяемым или не имеющим числа, рода. При подлежащем-местоимении кто, кто-то и т. д. сказуемое употребляется в форме единст-
венного числа, а в прошедшем времени или условном наклонении — в форме мужского рода: Кто-то пришел?; при подлежащем-местоимении что, что-то и т. д. — в единственном числе, в среднем роде: Что случилось?; Что-то упало; ср. также: Послышалось ау!
Согласование семантическое («согласование по смыслу») — это выбор формы сказуемого по особенности содержания подлежащего. Например, форма рода сказуемого при подлежащем я, ты определяется с учетом пола лица, на которое указывает местоимение: Ты пришла; Я пришел; Временами я был один (Булг.).
В некоторых предложениях согласование имеет варианты: прежде всего, это употребление единственного или множественного числа сказуемого при подлежащем, которое выражено сло