Слон и Моська

По улицам Слона водили, Как видно напоказ —

Известно, что Слоны в диковинку у нас — Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши3 Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться, Ну, так и лезет в драку с ним.


«Соседка, перестань срамиться, —

Ей шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет

Вперед

И лаю твоего совсем не примечает». —

«Эх, эх! — ей Моська отвечает, —

Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!» (И. Крылов).

------------------- г---------------------------------------------------------- <#>



Cutuiicuccuc

Синтаксис как раздел грамматики

Мы переходим от одного раздела грамматики к другому: в морфологии рассматривали грамматические значения слова и его формы, выражающие эти значения; в синтаксисе будем иметь дело с употреблением форм слова в предложении, с их связями, отношениями, с собственными грамматическими значениями предложений.

Нужен другой взгляд, другая работа мысли. Необходимо видеть формы слова как инструмент образования предложе­ния. Изучая синтаксис, нельзя отрываться от морфологии, забывать ее. Настоящая жизнь слова, его форм проявляется в предложении. Привыкайте к новому понятию «словоформа»: в предложение входит не слово целиком — со всеми его форма­ми и значениями, а одна из его форм.

Слово называет предметы, признаки, действия и пр., а предложение обозначает событие или ситуацию (положение). Для этого используются различные средства языка — не толь­ко формы слов, их связь, но и порядок расположения слово­форм в предложении, служебные слова, интонация.

Основные единицы синтаксиса — словосочетание и предложение.

Словосочетание

Словосочетание имеет следующие признаки: 1) наличие не менее двух самостоятельных слов; 2) их смысловое единст­во; 3) их грамматическая связь: чудное мгновенье, явилась


передо мной и пр. Наиболее цельными по значению являют­ся словосочетания, обозначающие предметы с их признака­ми (майский полдень, бегущий олень, девичьи лица, дорога в лесу и пр.).

Состав словосочетания

Словосочетание является двучленным. В нем имеется грамматически господствующий член (главная словоформа) и грамматически подчиненный член (зависимая словоформа). Так, в словосочетании холмистый берег главная словофор­ма — берег, зависимая — холмистый.

Минимальное словосочетание, включающее два самостоя­тельных (знаменательных) слова, называется простым (встреча друзей, встреча с друзьями, дружеская встреча, встретил друзей). Сложные словосочетания образуются при распространении простых (встреча старых друзей, встретил брата и друга, написал письмо брату). Сложное словосочетание может быть разделено на простые (встреча друзей, старых друзей; встретил брата, встретил друга; написал брату, написал письмо).

Простые и сложные словосочетания не употребляются в ре­чи сами по себе, а только в составе предложения. Из предложе­ния они и могут быть выделены.

При определении состава словосочетания надо иметь в ви­ду, что слова одной части речи могут выступать в одном слово­сочетании в роли главного элемента, а в другом — в роли зави­симого. Так, имя существительное или господствует, или под­чиняется; ср.: дом (кого? чей?) отцаотец (кого? ч е й?) солдата; дерево возле домадом возле дерева. Имя прилагательное чаще выступает как зависимый от существи­тельного член словосочетания (хотя обычно располагается пе­ред ним), но может быть' главным, а имя существительное — зависимым; ср.: Какая-то красивая полная дама беседовала с военным в красной фуражке (Ч.); Океан, весь полный бле-ска, из постели виден мне (Бальм.) — полная дама (существительное + прилагательное); полный блеска (прила­гательное + существительное); в первом случае прилагатель­ное — зависимый член, во втором — главный.



Отношения между членами словосочетания

В словосочетании проявляются три основных типа синтак­сических отношений между господствующим и зависимым членом: атрибутивные (определительные), объектные, обсто­ятельственные. Содержание этих отношений зависит: 1) от принадлежности господствующей словоформы к определенной части речи; 2) от ее (словоформы) обобщенного значения (пред­мет, действие, качество, состояние); 3) от формы зависимого члена. Установить тип отношений помогают смысловые вопро­сы (от господствующего к зависимому члену).

Атрибутивные (определительные) отношения: предмет (значение господствующего члена) — его признак (значение зависимого члена); этому содержанию соответствует вопрос какой? — молодой дуб, выразительное чтение, наш дом, летящий самолет, лодка с парусом.

Объектные отношения: действие (значение гос­подствующего члена) — его объект (значение зависимого чле­на); это содержание соответствует вопросам к косвенным паде­жам имени существительного — люблю (к о г о?) брата, ко­паю (ч т о?) землю, размахивал (ч е м?) палкой, дотронулась (до ч е г о?) до стекла, чтение (ч е г о?) книг, полный (ч е-г о?) воды, играющий (в о ч т о?) в мяч.

Обстоятельственные отношения: действие, признак (значение господствующего члена) — его признак, ха­рактеристика (значение зависимого члена); это содержание со­ответствует вопросам к наречиям и к обстоятельствам разных разрядов — поет (к а к?) красиво; устал (наскольк о?) очень; сильный (насколько? в какой степей и?) слишком; вернулся (к о г д а?) вчера; еду (к у д а?) в Москву; остановились (для чего? с какой цель ю?) отдохнуть, для отдыха; устал (почему? от чег о?) от ходьбы; влаж­ный (от чег о?) от росы и т. п.

Виды связи слов в словосочетании

Форма словосочетания — это связь образующих его сло­воформ. Подчинение одной словоформы другой (господству­ющей) выражается окончаниями. Форма зависимого члена выбирается под влиянием господствующего; например, упо­требив существительное в форме в дом, необходимо поставить


в такой же форме относящееся к нему прилагательное и пр. — в дом родной, в мой дом, а при форме в домев родном доме, в моем доме и т. п. При глаголе войти следует употребить су­ществительное в нужной форме: войти в дом, а поселитьсяв доме; выйти из дома.

Способ подчинения (выбора зависимой формы) называют видом связи; это согласование, управление, примыкание.

Согласование — это уподобление форм рода, числа, падежа прилагательного формам господствующего существи­тельного: из темного леса, в темных лесах, к темному лесу. Так же уподобляются имени существительному формы при­частий, порядковых числительных, местоимений-прилага­тельных: спящая красавица, на первое место, в другую сто­рону, в моем доме. Количественные числительные согласуют­ся только в косвенных падежах (кроме В. п.): в двух шагах, из трех домов, с четырьмя деревьями (рода и числа эти числи­тельные не имеют!); но: один билет, в одно место, одной кни­гой, в одни руки, из одних саней — во всех падежах.

Аналогично согласуются зависимые словоформы с прила­гательными и причастиями, перешедшими в существительные или употребленными в значении существительных: лишняя запятая, лишнюю запятую; студенческая столовая, студен­ческой столовой; первые отдыхающие, первых отдыхающих; моя любимая, моей любимой; ваши родные, вашими родными; все лишнее, всем лишним; первый встречный и т. д. С неизме­няемыми словами, употребленными в значении существитель­ного, согласуемые словоформы употребляются в среднем роде: громовое ура, долгожданное завтра; с помощью этих согла­суемых словоформ обозначается и падеж: громовым ура, дол­гожданного завтра. Такое согласование является «услов­ным», так как главные слова ура, завтра (междометие, наре­чие) рода и падежа не имеют. Не путайте с этими случаями согласование прилагательного и местоимения с несклоняемы­ми существительными (они имеют род!): надежное метро, справочное бюро, прекрасная леди, моя Мери и т. п.

По особым правилам согласуются зависимые прилагатель­ные и др. с местоимениями-существительными, указывающи­ми на лицо или предмет. Личные местоимения, кроме он (она, °но), не имеют рода, поэтому в тех редких случаях, когда они являются главным членом словосочетания, форма рода прила­гательного и др. выбирается в зависимости от пола лица, на





которое указывает местоимение я, ты; например: я весь, я вся; ты весь, ты вся [Ты вся вековая истома (Н.)]; ты пер­вый, я первая и пр. (см. также согласование сказуемого с под­лежащим, выраженным личным местоимением я, ты). Ср. особое согласование с ты и вы как формой вежливого обраще­ния, прилагательное и др. употребляются в среднем роде: веж­ливое Вы, фамильярное ты; например: Пустое вы сердечным ты она, обмолвясь, заменила и все счастливые мечты в ду­ше влюбленной возбудила (П.).

Местоимения кто, что и все производные от них — никто, ничто, некто, нечто, кто-то, что-то и др. не имеют рода. Согласование с ними прилагательных и др. по роду является условным: с кто и др. они употребляются в мужском роде, а с что и др. — в среднем: кто первый, что важное, нечто не­обыкновенное; например: Кто-то тайный тихим светом на­поил мои глаза (Ее).

Надо иметь в виду, что не все формы прилагательного свя­зываются в словосочетании с главной словоформой существи­тельного по способу согласования. Форма сравнительной сте­пени качественных прилагательных (простая) не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам. Как зависимый член словосочетания с существительным она связывается по способу примыкания; например: Налымов взял комнату по­дешевле (А. Т.) — в словосочетании комнату подешевле связь примыкание; ср.: дешевую комнату — согласование.

Управление — выбор падежной формы имени су­ществительного (или местоимения) под влиянием грамматиче­ской формы или семантики господствующего члена: любила музыку, склонный к размышлениям, жажда славы, мечты о подвигах. Так, некоторые разряды или формы глагола упо­требляются только с определенными падежами зависимых су­ществительных — переходные с винительным падежом без предлога (написал повесть, вскопали грядку, решает зада­чу); страдательные с творительным падежом (смываются дож­дем, наполнены водой, любимый всеми). Имена существитель­ные с семантикой отношения требуют дательного падежа с предлогом к (любовь к отечеству, презрение к подхалимст­ву, внимание к детям, уважение к старикам, отвращение к лентяям). Такую обязательную связь называют сильным управлением. Слабое управление допускает употребление раз-


ных падежей (жилив лесу, возле озера, недалеко от посел­ка, рядом с рекой).

При одной и той же господствующей словоформе могут быть употреблены и сильноуправляемая и слабоуправляемая падежные словоформы существительного. Например: Толь­ко удары лошадиных копыт о камни еще несколько мгно­вений нарушали мертвую тишину летней уральской ночи (М.-С.) — в словосочетании нарушали мертвую тишину силь­ное управление, а в словосочетании несколько мгновений на­рушали слабое управление: эта зависимая словоформа являет­ся для глагола нарушали (тишину) необязательной.

Влияние главного члена на выбор формы зависимого су­ществительного может быть минимальным или даже вовсе не проявляться; например: дом у дороги, девочка с косичками. Сама зависимая словоформа (особенно с предлогом) выбирает­ся по свойственному ей значению — состояния, пространства, времени, причины и т. п. Например: И обоим рисуется белая, тихая ночь в лесу (Купр.); Но этот первый рассказ в поезде запомнился мне особенно резко (Пауст.); Стол с фруктами уже готов (Ч.); В приемную вошел человек в ватнике (Па­уст.) — в словосочетаниях ночь в лесу, рассказ в поезде, стол с фруктами, человек в ватнике управляемые предложно-па-дежные словоформы не диктуются, не мотивируются главным членом, а выбираются по значению.

Зависимым членом словосочетания может быть несклоняе­мое существительное: станция метро, едет в депо, надела пальто, поставят трюмо и пр. Эти существительные не из­меняются по падежам (не склоняются), но имеют значение того или иного определенного падежа (в указанных слово­сочетаниях: метро — Р. п., в депо — В. п., пальто — В. п., трюмо — В. п.). Поэтому их связь с господствующей слово­формой — управление; например:

С людьми в дороге надо сжиться,

Чтоб стали как свои тебе

Впервые встреченные лица

Твоих соседей по купе (А. Твардовский).

В словосочетании соседей по купе связь управление, падеж да­тельный; ср.: соседи по дому, соседи по квартире. Падеж не­склоняемых существительных выражается также согласуемы-





ми с ними словами: восхищались московским метро, работал в трамвайном депо.

Примыкание — это зависимость неизменяемых слов; она не выражена формами. Цельность словосочетания создает­ся порядком слов и интонацией. Примыкают (как правило, к глагольным формам или к прилагательным) наречия, деепри­частия, инфинитив (говорил громко, шел спотыкаясь, очень горячий, необыкновенно быстро, приехала учиться, приказа­но ждать, боязнь ошибиться).

Типы словосочетаний

Тип словосочетания определяется тем, какой частью речи является господствующий член. От этого зависит и выбор под­чиненной словоформы, и содержание отношений, и вид грам­матической связи.

Основными типами словосочетаний в русском языке явля­ются глагольные, именные, наречные.

Глагольные словосочетания являются са­мыми разнообразными и самыми употребительными. В них выражаются отношения между действием и его «участника­ми» (объектные) или разнообразные характеристики дейст­вия (обстоятельственные). Эти значения и грамматическая связь одинаково проявляются в глагольных словосочетаниях, в которых господствующим членом являются различные фор­мы глагола: говорить громко, говорят громко, говорившие громко, говоря громко; всматриваться в лица, всматрива­ются в лица, всматривающийся в лица, всматриваясь в ли­ца и т. д.

Именные словосочетания имеют несколько раз­новидностей — по выражению господствующего члена разны­ми частями речи.

Словосочетания с именем существительным (субстанти: ные) в основном имеют определительное (атрибутивное) соде^ жание («предмет — признак»): майский день, бегущий олен изба рыбака, час пик, прибывший поезд, моя улица, кофе п турецки. В словосочетаниях с отвлеченными существител" ными могут быть выражены отношения объектные, простра ственные, причинные и т. п.: разговор с фининспекторе о поэзии, встреча на Эльбе, опоздание из-за мороза (но: весе-


лый разговор, памятная встреча, непредвиденное опозда­ние — определительные).

Словосочетания с прилагательными (адъективные) в основ­ном выражают качественную или количественную характе­ристику признака (по-детски наивный, очень любопытный), другие — обстоятельственные значения (всегда веселый, год­ный для работы, румяный от мороза), а также объектные (полный до краев, бедная влагой)..

О словосочетаниях с числительными (количественными) мы уже говорили. Особенность их в том, что господствующим членом числительное является только в форме именитель­ного—винительного падежей (пять городов, трое друзей), в других падежных формах числительные являются подчинен­ными.

Словосочетания с местоимениями очень малочисленны (кто-то тайный, каждый из ребят, некоторые из жителей).

Наречные словосочетания тоже редки (наречию более «привычно» зависимое положение — при глаголе). Наречие в качестве господствующего члена сочетается с существитель­ным или с другим наречием (далеко от города, незаметно для глаза, очень громко).

Господствующий член определяет и вид связи: глагол управляет падежными формами, имя существительное дикту­ет согласование и т. д.

393. Выпишите словосочетания. Укажите главную и зависимую
словоформы.

Ясность1 воздуха придавала какую-то необыкновенную си­лу и первозданность окружающему, особенно по утрам, когда все было мокро от росы и только голубеющая туманка лежала в низинах.

А среди дня река и леса играли множеством солнечных пя­
тен — золотых, синих, зеленых и радужных. Потоки света то
меркли, то разгорались,и превращали заросли в живой, шеве­
лящийся мир листвы. Глаз отдыхал от созерцания могучего и
разнообразного зеленого цвета. '

Полет птиц разрезал этот искристый воздух: он звенел от взмахов птичьих3 крыльев (К. Паустовский).

394. Выделите словосочетания. Обратите внимание на соедине­
ния слов, которые не являются словосочетаниями (фразеологические


единицы, глагольно-именные обороты, сочетания имен со вспомога­тельными словами, сочетания знаменательных слов с частицами).

1. Из уцелевших бревен на скорую руку сколотили избен­ку, покрыли ее барочным тесом, купленным лет за десять для построения павильона на готический манер (Т.). 2. По улице, с горы Св. Давида, стремительно катилась мощная река, выво­рачивая2 камни улицы. Вой ветра, сердитый плеск воды, гро­хот каких-то разрушений сотрясал дом (М. Г.). 3. В лесах ста­новилось все сумрачнее, все тише (Пауст.). 4. Дверь в столо­вую была приоткрыта (М. Г.). 5. Лес тянулся до самого горизонта (С.-Ц.). 6. Вдруг Захар занедужился, недельку-дру-гую помаялся и отдал богу душу (М.-П.). 7. Иной скажет мне слово, меня всего проймет; другой то же самое слово скажет или еще красивее, — я и ухом не поведу (Т.).

395. Выделите простые словосочетания. Определите тип синтак­
сических отношений между членами словосочетания (атрибутивные,
объектные, обстоятельственные).

1. Все, что нравилось, ласкало, давало надежду — шум дождя, раскаты грома, мысли о счастье1, разговоры о люб­ви, — все это стало одним воспоминанием (Ч.). 2. На камень панелей тяжко падают с крыш капли воды, звонко бьет подко­ва о булыжник мостовой (М. Г.). 3. Улицы были полны бегу­щих, но на валах толпа стояла густо и безмолвно; она оцепене­ла от бури (Пауст.). 4. Каштанка взвизгнула от восторга, но в это время старик-кот зевнул и, потеряв равновесие, свалился с гуся (Ч.).

396. Выделите словосочетания. Определите вид синтаксической
связи- между членами словосочетания (согласование, управление,
примыкание).

1. С каждым годом все крепче3 овладевала людьми привыч­ка к одиночеству (Пауст.). 2. С своим новым положением Мишка освоился с необыкновенной быстротой (М.-С). 3. На­мерение мое не возвращаться в канцелярию, а начать новую рабочую жизнь было во мне непоколебимо (Ч.).

397. Выделите глагольные словосочетания. Определите тип син­
таксических отношений и вид связи между членами словосочетания.

1. Пантелей Прокофьевич еще что-то бессвязно говорил о недомолоченном хлебе, о своей хромоте, о брошенном хозяй­стве, но есаул движением руки заставил его замолчать (Ш.).


2. Лошаденка его засунула голову по самые уши в торбу с овсом, торопливо жевала и прислушивалась2 к бормотанию деда (Пауст.). 3. Само место обязывало к тишине и благочи­нию и располагало к тихим, серьезным мыслям (Ч.). 4. С каж­дым днем Мишка работал все менее охотно, все чаще уходил из дому, а вечерами допоздна сидел на крыльце, курил... (Ш.).

398. Выделите словосочетания с главным словом существитель­
ным и прилагательным. Определите тип синтаксических отношений
и вид связи между членами словосочетания. л

1. Никогда я еще не видел блеска такой напряженности и
чистоты. Венера переливалась, как капля алмазной влаги, на
зеленеющем предрассветном небе (Пауст.). 2. Дама движени­
ем головы выразила одобрение разъяснению своей мысли
(Л. Т.). 3. Весь воздух вокруг был полон влажного блеска (Па­
уст.).
4. Если вы склонны к простуде, можете поймать лег­
кий насморк, а так вообще здесь местность довольно здоровая
(С.-Ц.). 5. Все это было невыразимо3 нудно и не возбуждало
интереса к театру (М. Г.). 6. Мысль лишиться хотя бы одной
из дочерей была для него несносна (А. Т.).
__________________________________________________________ <#>

I Синтаксический разбор

словосочетания

При синтаксическом разборе не нужно смешивать значе­ние словосочетания (функцию зависимого члена) и форму (спо­соб связи). Первое определяется с помощью вопроса, а для определения способа (вида) связи вопрос не требуется, — он даже может помешать: идем (к у д а?) в лес — обстоятельство места, связь управление; идем (к у д а?) вперед — обстоятель­ство места, связь примыкание.

1. Выделить (выписадъ) словосочетания из текста.

2. Определить состав словосочетания: чем выражен глав­ный и зависимый член; простое словосочетание или сложное.

3. Установить способ (вид) связи: согласование, управле­ние, примыкание.

4. Определить тип отношений (значение второстепенных членов).





Образец:

Яркий, почти солнечный свет мешается с клубами чер­ного дыма (Ч.).

1. Яркий свет, солнечный свет, черного дыма: существи­тельное (главное) + прилагательное (зависимое); простые; связь согласование; определение;

2. Почти солнечный: прилагательное (главное) + наречие (зависимое); простое; связь примыкание; обстоятельство меры и степени;

3. Мешается с клубами дыма: глагол (главное) + существи­тельное (зависимое); сложное; связь управление; дополнение;

4. С клубами дыма: существительное (главное) + сущест­вительное (зависимое); простое; связь управление; определе­ние несогласованное.

399. Выпишите словосочетания. Выполните их полный синтак­сический разбор.

В толпе идущих на станцию пригородной дороги она шла медленным, но спорым, нисколько не отстающим шагом своих негнущихся длинных ног, вполне готовая и к поездке в вагоне электрички, и к посадке в вагон московского трамвая, и к дол­гой зиме со всеми ее метелями и морозами (С. Н. Сергеев-Цен-ский).

Предложение

Понятие о предложении

Предложение, как и слово, и словосочетание, имеет две стороны — содержание и форму.

Содержанием предложения является высказывание о событии или положении, обозначение этого события, поло­жения; например: Лиза вошла в сумрак рощи (П.) — событие; Улицы маленького городка были пустынны. (Бальм.) — поло­жение.

Содержательная сторона предложения включает: 1) конк­ретный информативный смысл; 2) обобщенную семантику; 3) общие грамматические значения.


Конкретный смысл непосредственно сообщается и воспринимается участниками речи. Он является индивидуаль­ным для каждого конкретного высказывания. В грамматике он не рассматривается.

Обобщенная семантика предложения обусловле­на его составом, употреблением определенных словоформ. На­пример, предложение, состоящее из существительного и спря­гаемого глагола, имеет семантику 'предмет (лицо) и его дейст­вие': Мальчик читает; Листья падают; Ветер опрокинул палатку; из существительного и прилагательного — 'предмет (лицо) и его признак': Утро было туманное; Мальчик был ве­селый; предложение В лесу было светло имеет семантику 'со­стояние среды', а Мальчику было весело — 'состояние лица' и т. д.

Общие грамматические значения выража­ются в каждом предложении, при любом его строении, при лю­бом конкретном смысле:

1) оценка реальности действия или признака — выражает­ся формами глагольного наклонения и интонацией;

2) отношение высказывания к моменту речи — опирается на глагольные формы времени;

3) отношение высказывания к лицу говорящему — выра­жается с помощью личных форм глагола, личных местоиме­ний.

Эти значения в грамматике называются: 1) синтаксическое наклонение (модальность); 2) синтаксическое время (темпо-ральность); 3) синтаксическое лицо (персональность). Они об­разуют предикативное значение предложения.

Предикативное значение выражается с помощью слово­форм, составляющих грамматическую (предикативную) осно­ву предложения; это главные члены предложения (Лиза во­шла; листья падают; ветер опрокинул; утро было туман­ное; было светло и т. п.). Для выражения предикативного значения безразличен конкретный смысл главных членов, важны только их формы — показатели наклонения, времени, лица в сказуемом, именительного падежа в подлежащем.

Предложения в русском языке строятся с помощью син­таксических средств: это формы слова, служебные слова, порядок слов, интонация. Формы слова — глав­ное средство: они связывают члены предложения, выражают отношения между ними, а также могут непосредственно пере-


давать грамматические значения. Например: Редела тень Восток алел (П.) спрягаемые глагольные формы с помощью окончаний числа и рода осуществляют согласование с подле­жащим, а посредством суффикса -л- выражают значения ре­альной модальности (изъявительное наклонение) и прошедше­го времени.

Служебные слова являются вспомогательным сред­ством. Одни из них (предлоги, союзы) участвуют в грамма­тической связи словоформ: От непривычки к плачу и к сле­зам у него у самого зачесались глаза (Ч.); другие выража­ют оттенки грамматического значения словоформ, членов предложения (частицы) или общие грамматические значе­ния предложения (связки): Мир все еще не был подписан (А. Т.).

Порядок слов также помогает оформить граммати­ческую связь или выразить значение члена предложения; например, в предложениях Мой братучитель и Учи\ тельмой брат с помощью порядка слов различаются под­лежащее и сказуемое: подлежащее располагается перед ска­зуемым.

Интонация оформляет предложение в целом, выража­ет его завершенность, передает эмоциональную окрашенность. Благодаря изменениям высоты тона, силы голоса, темпа, бла­годаря паузам интонация помогает передать грамматическое и смысловое членение предложения, выделить, подчеркнуть отдельные части. С помощью интонации передаются такие общие значения предложения, как повествование, вопрос, по­буждение; ср.: Утро. — Утро? (вопрос); Тишина.Тишина! (приказ).

Интонация — универсальное грамматическое, семантиче­ское, эмоциональное и стилистическое средство русского язы­ка, характерное только для предложения.

Итак, основными признаками предложе­ния являются:

1) грамматическая форма в виде предикативной основы — главных членов;

2) предикативное значение, выражаемое грамматическими средствами;

3) интонация, имеющая завершенное строение;

4) свободное лексическое наполнение.


Типы предложений по цели высказывания

Предложение выполняет различные задачи общения. Гово­рящий употребляет соответствующие этим задачам выска­зывания. Они или выражают сообщение, или направлены на получение информации от участников речи, или побуждают собеседников к действиям. Эти виды высказываний оформля­ются с помощью соответствующих типов предложений — по­вествовательных, вопросительных, побудительных.

Форма повествовательного предложения опирается на изъявительное, сослагательное наклонения гла­гола или связки, а также на инфинитив. Предложение сообща­ет о реальных или желаемых событиях, положениях; напри­мер: Ветер сбрасывал с берез мокрые и пахучие листья (Па-уст.); Правды не переспорить (Поел.); В избе сухо, светло от сада,сад дает от себя желтое излучение. Села бы у окош­ка и никуда бы не уходила. Глядела бы на калину в сад, думала бы... (Пауст.). Повествовательная интонация имеет характерный признак — понижение тона в конце предложе­ния; но: Светает; Утро — ровный низкий тон.

Вопросительное предложение используется для получения информации, вопрос предполагает ответ. Для оформления вопроса используются вопросительные местоиме­ния, наречия и частицы; например: — Где это мы завтрака­ли? В больнице, что ли?Так точно-с (Г.). Частица ли с общим вопросительным значением оформляет предполагаемое высказывание; в ответе оно может быть подтверждено — «Да» или отвергнуто — «Нет». Однако такое предложение может быть построено и без частицы ли; например: [Надежда Анто­новна] Можно надеяться вас скоро видеть? [Кучумов] Да, разумеется (Остр.) — ср.: Можно ли надеяться вас видеть? В некоторых случаях употребление ли невозможно; например: [Телятев] Вы, должно быть, издалека приехали? [Васильков] Да, не близко-таки (Остр.); [Глумов] Он хочет женить меня на деньгах. [Мамаева] На деньгах? А невеста вам не нравит­ся? [Глумов] Конечно, не нравится (Остр.).

При употреблении вопросительных местоимений и наре­чий выражается другой вид вопроса, цель которого — выяс­нить только те детали высказывания, на которые указывает вопросительное слово, — предмет, лицо, признак, место, вре­мя, причину и т. д.; в ответе содержится их конкретное наиме-





нование; например: — Ты кто будешь?Мещанин... из горо­да... (М. Г.); [Мамаева] Куда же вы? [Глумов] Домой (Остр.).

Для вопросительной интонации характерно повышение то­на в конце предложения; это легко установить путем сравне­ния с повествовательным предложением: Поезд ушел.По­езд ушел?; Кто-то идет. — Кто-то идет?; Утро.Утро? Кроме того, тон повышается на слове, в котором заключена суть вопроса: это вопросительное местоимение, вопроситель­ное наречие, а также то знаменательное слово, которое говоря­щий считает главным для подтверждения или отрицания. Вер­шина тона в этом случае может перемещаться с одного слова на другое, соответственно меняется содержание ответа; напри­мер: Ты прочитал эту книгу? — Да, прочитал; Нет, не про­читал; Ты прочитал эту книгу? — Да, я; Нет, не я.

Всеми элементами вопросительной формы обладают риторические вопросы. Они обращены к явлениям внешнего мира (не к лицам) и поэтому ответа не предполагают. В них выражаются раздумье или чувства говорящего по пово­ду названного события, положения; например: Куда, зачем стремлюся я? Что мне сулит судьба моя? (П.); Жизнь моя! Иль ты приснилась мне? (Ее).

Некоторые элементы вопросительной интонации (а также, как правило, вопросительный знак на письме) имеют предло­жения, в которых заключено сообщение в виде усиленного утверждения или отрицания; например: Пять лет прошло с того времени. Какого горя не уносит время? Какая страсть уцелеет в неровной битве с ним? (Г.). В этих пред­ложениях вопросительные слова переосмысливаются, получа­ют обобщенное утвердительное или отрицательное значение; ср.: Любое горе уносит время. Никакая страсть не уцелеет в неровной битве с ним. Эти предложения являются повество­вательными. Употребляются они главным образом в художест­венных текстах в качестве средства выразительности; напри­мер: Разве гром бывает немотою болен?! (М.).

Побудительное предложение адресовано гово­рящим собеседнику; оно передает волю говорящего, называет то действие, которое адресат должен совершить, или тот при­знак, которым он должен обладать; например: [Хлестаков] Дай жаркое! Там супу немного осталось. Осип, возьми себе (Г.); Скажите же мне какую-нибудь новость! (Л.).


Побуждение выражается глагольной формой повелитель­ного наклонения; используются и другие формы: сослагатель­ное наклонение выражает побуждение в виде совета, это же значение имеет инфинитив с бы; например: Мне за вас стыд­но! Вы бы хоть книги читали, что ли... (Ч.). Для выраже­ния приказания, кроме повелительного наклонения, употреб­ляется инфинитив; например: [Городничий] А выстоять на крыльце, и ни с места! (Г.).

Интонацию побуждения характеризует средний уровень тона в сравнении с повествовательной и вопросительной; ср.: Тишина.Тишина! (побуждение) — Тишина? Элементом по­буждения является сила голоса, интонация различает побуж­дение и по степени категоричности; например: Принеси дров! (приказ) — Принеси дров (просьба). Интонация является ос­новном средством выражения побуждения в безглагольном предложении; например: Молодцы! Вперед, ребята! (Тв.); На это последовал краткий военный приговор:В угол носом. Марш! (Купр.).

Эмоциональная окраска высказывания

Одновременно с сообщением, вопросом или побуждением в предложении может быть выражено эмоциональное отноше­ние говорящего к этому содержанию, т. е. чувства радости, восторга, удивления, негодования, страха, сожаления, грусти и т. д. Эмоциональность высказывания передается прежде все­го восклицательной интонацией. Дополнительными показате­лями эмоциональности являются междометия и восклица­тельные частицы; например: Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове оте­чество! (П.); О, как отвратительна действительность! Что она против мечты? (Г.). Предложения с эмоциональной окраской называются восклицательными. По цели высказывания они являются или повествовательными, или во­просительными, или побудительными; например: Да будет жизнь пустынна и светла! (Ахм.) — побудительное (при­зыв); Ты меня любишь? Да? Да? (Ч.) — вопросительное; при­меры повествовательных восклицательных предложений при­ведены выше. Предложения, не имеющие эмоциональной окраски, являются невосклицательными. Таким об-





разом, каждое предложение при разборе должно быть охарак­теризовано по цели высказывания (повествовательное, вопро­сительное, побудительное) и по эмоциональности (восклица­тельное/невосклицательное).

Строение предложения

Строение предложения имеет две стороны. Во-первых, это средства выражения модальности, времени, лица. Они при­надлежат предикативной основе — главным членам. В русском языке оба главных члена имеют обязательные фор­мы: подлежащее — именительный падеж, сказуе­мое — спрягаемый глагол или связку. Эти формы в различ­ных вариантах проявляются в предикативной основе. Если предикативная основа представлена одним главным членом, то он должен иметь показатели модальности, времени, лица; например: Луна взошла; В доме не спали; Полночь. Во-вто­рых, к строению предложения относится связь его членов. Главным членам подчинены формально и поясняют их вто­ростепенные члены; второстепенный член может относиться к другому второстепенному члену; например: С голых ветвей каштанов падали последние сухие листья (А. Т.) — второстепенные члены последние, сухие подчинены подлежащему листья, а с ветвей — сказуемому падали; го­лых, каштанов поясняют второстепенный член с ветвей. Вто­ростепенные члены непосредственно не участвуют в выраже­нии грамматического значения предложения.

Главные члены сами по себе могут составлять предложе­ние; например: Погода будет славная (Т.); Начал падать снег (Ник.) — это нераспространенные предло­жения. При употреблении второстепенных членов предло­жение является распространенным.

Второстепенные члены могут быть обязательными или не­обязательными; например: Холодный дождь восьмые сутки заливал Париж (А. Т.) — второстепенный член Париж явля­ется обязательным, без него предложение невозможно; осталь­ные необязательные (факультативные).

Различное строение предложения, его предикативной осно­вы отражено в классификациях. Главными структурными ти­пами в русском языке являются простое предложе-


ние и сложное предложение. Простое предложе­ние имеет одну предикативную основу; например: И скоро звонкий голос Оли в семействе Лариных умолк (П.) — основа голос умолк. Сложное предложение имеет две (или более) пре­дикативные основы, то же число частей, аналогичных по строению простым предложениям; например: Тучи начало сносить, показалась луна (А. Т.).

400. Прочитайте. Укажите, все ли речевые отрезки обладают от­
носительной смысловой законченностью и интонационной завершен­
ностью и могут рассматриваться как предложения.

1. — Спасибо, говорю, — продолжал мужичок. — А встре­тишь Ивана Павлыча, так скажи, что, мол, Арсютка тебе поклончик прислал... — Что-о? Да ты... — Я и есть самый Арсютка... Аль не узнал, Степан Никитич? Ну, а теперь прощай... (М.-С). 2. — Что такое ужин? Проза. Вот луна, звез­ды... — Да что в них хорошего? (Остр.). 3. Хочешь, на колени встану? Я! Перед тобой! (М. Г.). 4. Когда Арсютка скрылся в лесу, Степан Никитич накинулся на кучера. — Ты... ты ведь его узнал?.. — Конечно, узнал... — Так что же ты все время молчал, негодяй... а? — У меня не две головы... Рядом сиде­ли, — ну, как пырнет ножом в бок. Ты его сам посадил, Степан Никитич, твой и ответ... — Я?! Ах, ты... Да я... я... (М.-С). 5. — Отец, не кричи! Я тоже скажу... ну, да! Ты прав... Но твоя правда узка нам... — Ну да! Вы... вы! Как же... вы образова­лись... а я дурак! А вы... — Не то, папаша! Не так... (М. Г.).

401. Проанализируйте грамматические связи слов в предложени­
ях; укажите господствующие и зависимые словоформы. Выделите
главные члены предложения.

1. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслы­ханной скоростью (Пауст.). 2. Тоски не повторялось дома (Л. Т.). 3. Школы у нас на озере не было (Пауст.). 4. Я — ни­кто3 и не хочу быть никем (С.-Ц.). 5. Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей (П.). 6. Только стаи жаворонков метались от крыши к крыше в поисках пищи (Пауст.).

402. Выделите в предложениях показатели модальных значений
(формы глагольного наклонения, служебные слова, интонацию).
Определите способ выражения в предложении отрицания.





1. Пускай же солнца ясный лик отныне радостью блиста­ет... (П.). 2. А городничий дожидается. Пойти сказать ему, чтоб шел домой. Полно, мол, тебе по ночам-то! Иди, мол, ста­ричок убогонький2, домой! Тоже, ведь их дело! Как не пожа­леть! Обыватель теперь спит, а он его береги (Остр.). 3. Миро­вой знай сидит себе дома, а председатель то и дело трясись в бричке в управу (Ч.). 4. Пусть рушатся былые своды, пусть с гулом падают столбы: началом мира и свободы да будет страшный год борьбы! (Бр.).

403. Определите тип предложений (повествовательные, вопроси­
тельные, побудительные).

1. — Не сбились ли мы с дороги? — вздыхает инженер­
ша, дорога! Не вывороти нас. — Зачем выворачи­
вать? Какая мне надобность вас выворачивать? (Ч.). 2. Мне бы
только рублей двести или хоть даже и меньше (Г.). 3. — Ты бы
ушел, дед, — просил Ваня. — Куда мне идти-то? — кричал
дед. — Мне идти некуда (Пауст.). 4. — А вы мастер ужины за­
казывать. — Какой это ужин! Здесь клуб, тот же трактир, вот
дома — другое дело! Отчего ж себе и не позволить, коли есть
средства? (Остр.). 5. Что мне поет? Что мне звенит? Иная
жизнь? Глухая смерть? (Бл.).

404. Прочитайте вслух. Выделите эмоционально окрашенные
восклицательные предложения. Укажите дополнительные средства
выражения эмоциональной окраски (частицы, междометия).

1. А, черт возьми, славно быть генералом! (Г.). 2. Как все звонко, радостно, ароматно и красиво3 было вокруг! (Купр.). 3. Что за черт! в самом деле! Целуются! Ах, батюшки, целуют­ся! Точный жених! Ай, Антон! Ай, Антон! Ай, городничий! Бо­на, как дело-то пошло! (Г.). 4. Что теперь буде-ет, у-ух ты, мать честная! Сбесится у нас хозяин! (М. Г.).

405. Сгруппируйте предложения по цели высказывания и по на­
личию или отсутствию в них эмоциональной окраски (восклицатель­
ное/невосклицательное).

1. Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? (Ш.). 2. Что же вы не плачете? Кто ж не заплачет об такой женщине? Камнем надо быть... (Остр.). 3. В самом де­ле, кто зайдет в уездный суд? (Г.). 4. — Вы что читаете? Рома-


ны? — А что же3 еще? (М. Г.). 5. Подождите! Куда вы? Вот спели бы вместе, а? (М. Г.). 6. Голубчик! Зачем делать из себя шута? Зачем унижать себя... Кому это нужно? (М. Г.).

__________________________________________________ <#>

Простое предложение

Простое предложение имеет разное строение, разный объем, различается грамматическими значениями. Среди них обязательными являются значения синтаксического наклоне­ния, времени, лица; они выражаются разными способами.

Это различие в русском языке закреплено в двух типах простого предложения — двусоставных и односоставных.

В двусостав н "ы х предложениях предикатив­ное значение выражается двумя главными членами; напри­мер: Клумбы опустели (Купр.); Петенька был неразговорчив (С.-Щ.) — здесь наклонение и время выражены с помощью глагольных форм в сказуемом, а синтаксическое лицо (тре­тье) — с помощью подлежащего. Кроме того, в двусоставных предложениях выражаются грамматические значения «де­ятель — действие», «предмет — признак» и др.

В односоставных предложениях предикатив­ное значение оформляется одним главным членом, опирается на его формальные показатели; например: В дверь торопливо постучали (А. Т.); Всюду сильно пахнет яблоками (В.); Вот место, где их дом стоял; вот ива (П.) — глагольные формы выражают наклонение, время, неопределенное лицо, безлич­ность; имя существительное в именительном падеже указыва­ет на грамматическое третье лицо, а отсутствие при нем глаго­ла является показателем настоящего времени, изъявительного наклонения.

С помощью словоизменения главных членов создаются формы простого предложения. Формы наклонения и време­ни образуют парадигму простого предложения; например: Клумбы опустели; Клумбы опустеют; Клумбы опустели бы; Пусть клумбы опустеют; Всюду сильно пахнет яблоками; Всюду сильно пахло яблоками; Всюду будет сильно пахнуть яблоками; Всюду сильно пахло бы яблоками; Пусть всюду сильно пахнет яблоками.





Важнейшими общими логическими значениями простого предложения являются утверждение и отрицание. В утвер­дительных предложениях выражается связь дейст­вия или признака с предметом, утверждается самостоятель­ный признак или бытие (наличие) предмета; например: Дорога вышла из леса в поля (Пауст.); Расчистило на западе (В.); В вагоне было тесно (Пауст.); Огоньки замигали. Вот и дом (Сер.).

В отрицательных предложениях отрицается связь действия или признака с предметом, наличие независи­мого признака или бытие предмета; например: Идеализм те­перь не в моде (Ч.); На деньги ума не купишь (Поел.); И все больше не сиделось мне дома (В.); Ни тени кокетства (М. Г.). Отрицание имеет специальный показатель — частицу не (ни), но может быть выражено описательно; например: Ступай, ступайнет работы! Какая зимой работа? (М. Г.); — Куда там сейчас ехать! — сказала она и вста­ла.Разве отсюда вырвешься! (Пауст.).

При наличии «двойного» отрицания выражается усилен­ное утверждение; например: Оленин не мог не любоваться ко­нем (Л. Т.).

Двусоставное предложение

Основной грамматический признак двусоставного предло­жения — это наличие двух главных членов — подлежащего и сказуемого. Они связаны друг с другом по значению и по фор­ме. Подлежащее обозначает предмет, а сказуемое — действие или признак, которые этому предмету приписываются. Подле­жащее имеет независимую форму, а сказуемое формально под­чинено подлежащему. Каждый из главных членов имеет свои формы и значения.

Главные члены предложения

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

Подлежащее в русском языке имеет предметное значение и независимую форму именительного падежа, они проявляются во всех разновидностях подлежащего.


1. Основная форма подлежащего — имя существительное в именительном падеже; например: Настала осень золотая (П.); С самой утренней зари дождь не переставал (Т.); Лю­бочка еще слишком мала (Л. Т.). Все другие формы подлежа­щего так или иначе подобны основной.

2. Местоимение в именительном падеже не называет пред­мет, а только указывает на него, т. е. эта разновидность подле­жащего имеет предметно-указательное значение. Кроме того, подлежащее содержит разрядное значение — личное, вопроси­тельное, неопределенное, отрицательное; например: Я продол­жал быть беззаботен и нетерпелив (Л. Т.); Кто при звездах и при луне так поздно едет на койе? (П.); Что-то робко треснуло в зале (В.).

3. Формы других частей речи в роли подлежащего получа­ют предметное значение: прилагательные, причастия, поряд­ковые числительные в именительном падеже обозначают пред­мет по признаку; например: Любимые всегда кажутся нам бессмертными (Пауст.); Сидевшие у огня вскочили (А. Т.). Если в роли подлежащего употребляется наречие, то при нем может быть определение в форме именительного падежа, кото­рое подчеркивает предметное значение подлежащего; напри­мер: Настало и роковое «послезавтра» (М.-С).

4. Подлежащее-словосочетание, кроме основного предмет­ного значения, имеет дополнительные:

1) количественное значение выражается соче­танием числительного или существительного в именительном падеже с существительным в родительном падеже, которое на­зывает предмет — носитель признака или производитель дей­ствия (два дома, множество книг, десятки птиц и т. п.); на­пример: На столике горели две восковые свечи (Пауст.); На полустанке жило несколько человек (Ч.); Множество кар­тин было разбросано совершенно без всякого толку (Г.);

2) выделительное значение характерно для сло­восочетаний местоимений или числительных в именительном падеже и существительного в родительном падеже с предлогом из (кто из..., что-то из..., никто из..., многие из..., один из..., третий из..., несколько из... и т. д.); главное слово оформляет независимость подлежащего и вносит в его значе­ние соответствующий оттенок неопределенности, количества и пр., а зависимое существительное называет выделяемый предмет — носитель признака или производитель действия;





например: Смертью праведной и честной пали многие из них (Тв.);

3) метафорическое значение выражает словосо­четание, в котором главное слово — имя существительное в именительном падеже — является метафорой, а зависимое в родительном падеже называет предмет — производитель действия или носитель признака (серп месяца, шапка волос и т.п.); например: В саду горит костер рябины красной... (Ее);

4) значение совместности имеет словосочетание существительного в именительном падеже и существительного в творительном падеже с предлогом с, оба они называют пред­меты, которые являются совместными производителями дей-1 ствия или носителями признака; например: Художник с Ва­сей едва добрались до дому (Пауст.); цельность подле­жащего-словосочетания подчеркивается формой множествен­ного числа в сказуемом.

Все разновидности подлежащего имеют общие черты — предметное значение и форму именительного падежа.

Совершенно иными свойствами обладает инфинитив­ное подлежащее. Оно называет не предмет, а действие^, но действие не совершающееся, а потенциальное; в сказуемом выражается характеристика этого действия; например: Ехать верхом в это время настоящее наслаждение (М.-С). Если вместо инфинитива можно употребить образованное от глагола

i

существительное, то это подлежащее имеет предметное значе­ние; ср.: Обмер оврагов оказался делом трудным (Пауст.). — Обмеривать овраги оказалось делом трудным.

Особую форму представляет составное подлежащее. Оно образуется сочетанием связки глагола в форме инфинити­ва с именными формами творительного падежа; например: Быть влюбленнымславно! (М. Г.).

СКАЗУЕМОЕ

Сказуемое имеет следующие признаки:

1) называет действие или признак предмета, обозначенного подлежащим;

2) формально подчинено подлежащему (обычно согласова­но с ним);


3) выражает грамматические значения предложения — мо­дальность, время;

4) образует парадигму форм двусоставного предложения.

Эти признаки опираются на спрягаемые формы глаго­ла или связки или на их значимое отсутствие, т. е. нулевые формы.

Название действия, признака и грамматические значения могут быть выражены совместно, в одной словоформе, или раз­дельно, в двух частях. На этом основании в русском языке вы­деляются два типа сказуемого — простое и составное.

Простое сказуемое может быть только глаголь­ным, так как спрягаемые формы глагола имеют показатели наклонения и времени, поэтому в грамматике этот тип ска­зуемого обозначается термином простое глагольное сказуемое.

Основной формой простого сказуемого является полнознач-ный спрягаемый глагол. Он называет действие и выражает грамматические значения, образует парадигму форм предло­жения; например: Утихло все. Татьяна спит (П.).

Простое сказуемое может быть выражено спрягаемой гла­гольной формой в относительном употреблении, т. е. формой одного наклонения или времени в значении другого, которая имеет дополнительный оттенок; например: Тебе нет дела! Стало быть, я один за всех отвечай (Остр.) — форма повели­тельного наклонения в значении изъявительного с дополни­тельным оттенком долженствования (ср.: должен отвечать).

Простое глагольное сказуемое выражается также спрягае­мыми формами устойчивых сочетаний глагольного типа, обо­значающих действие; например: С Грябова подняла она глаза на Отцова и его облила презрением (Ч.).

В качестве простого глагольного сказуемого может быть употреблен инфинитив в значении изъявительного наклоне­ния; например: Так ты кусаться, окаянная? (Ч.).

Простое глагольное сказуемое может быть осложнено час­тицами или повторами, с помощью которых выражаются доба­вочные оттенки интенсивности, полноты действия, длитель­ности и т. п.; например: Все эти неизбежные сцены будущего так и метались перед глазами Арины Петровны (С.-Щ.); Сама дрожмя дрожит старуха (Леек.).

Составное сказуемое имеет две части — основную и вспомогательную. Основная часть обозначает действие или





признак, а вспомогательная выражает грамматические значе­ния времени, наклонения, а также оформляет связь с подле­жащим; в состав вспомогательной части обязательно входит спрягаемая глагольная форма; например: Голова его уже на­чала седеть (Ч.); По истечении года картина была готова

(Г.).

Основная часть составного сказуемого выражается глаго­лом в инфинитиве или формами имени. В соответствии с этим различаются составное глагольное сказуемое и составное именное сказуемое.

Составное глагольное сказуемое обозначает действие. Основная часть — это инфинитив полнозначного глагола или устойчивого глагольного сочетания; например:1 Музыканты готовились играть (А. Т.); Я могу от любви свихнуть с ума (Г.).

Вспомогательная часть, во-первых, выражает значение на­клонения и времени с помощью спрягаемых форм, во-вторых, обозначает этапы действия или отношение к нему.

Этапы действия — начало, продолжение, конец — обозна­чаются глаголами начать, продолжать, кончить и др.; их на­зывают фазисными; например: Солнце только что начи­нало подниматься (Л. Т.); Между тем небо продолжало расчищаться (Т.); Вскоре я бросил писать стихи (Пауст.).

Отношение к действию со стороны его производителя (субъ­екта) выражается в виде различных модальных значе-н и й вспомогательной части — возможности, желательности, долженствования, привычности, склонности; например: Мы долго не могли сказать ни слова (Б.); Я не хочу печалить вас ничем (П.); Народ гуляет, а я принужден маяться (А. Т.); В свободные вечера Евгений Петрович имел обыкно­вение рассказывать Сереже сказки (Ч.); Она любила на бал­коне предупреждать зари восход (П.).

Модальные значения вспомогательной части выражаются спрягаемыми формами глаголов (мочь, хотеть, желать, ре­шиться, согласиться, привыкнуть, любить, предпочитать и т. п.), устойчивых сочетаний глагольного типа (задаться целью, иметь намерение, гореть желанием, дать согласие, иметь обыкновение и т. п.), а также сочетаниями спрягаемых форм связок с именами, причастиями и наречиями (былрад, готов, должен, склонен, вынужден; мастер, любитель.


охотник; в силах, не прочь и т. п.); например: Музыканты готовились играть (А. Т.); Офицеры изъявили согласие делать все, что угодно будет любезным хозяевам (Л. Т.); Не в силах Ленский снесть удара (П.).

Составное именное сказуемое обозначает при­знак (качество, свойство, состояние и пр.). Название этого признака заключено в основной части — именной. Вспомога­тельная часть выполняет только грамматические функции. Она называется связкой.

Связка выражает грамматические значения наклонения и времени, оформляет грамматическую зависимость сказуемого от подлежащего. Эти функции связки опираются на формы спряжения: наклонения, времени, лица и числа; кроме того, в оформлении грамматической зависимости участвуют родовые окончания — в формах прошедшего времени и сослагатель­ного наклонения.

В качестве связки употребляются неполнозначные глаголы или устойчивые сочетания глагольного типа — быть, являть­ся, делаться, становиться, казаться, считаться, оказать­ся, представлять собой, иметь вид и др. Кроме того, исполь­зуется нулевая форма связки быть со значением настоящего времени, которая противопоставлена формам была, будет, бы­ла бы, будь, пусть будет.

Связочные глаголы и устойчивые сочетания не называют действия, процесса, они имеют отвлеченное значение. Это зна­чение тоже входит в грамматическое содержание вспомога­тельной части.

Связки по-разному характеризуют отношения предмета и признака. Это хорошо видно при сравнении именного сказу­емого с различными связками. Например, предложения Дни были теплыеДни стали теплыми различаются значени­ем наличия признака и приобретения признака; Дорога бы­ла хорошаяДорога оказалась хорошей значением наличия признака и обнаружения признака; Книга была интерес­наяКнига казалась интересной значением достоверного признака и мнимого признака и т. д.

Именная часть сказуемого в выражении грамматических значений не участвует, она обозначает признак — качествен­ный, количественный, а также состояние и пр. Они зависят от употребления различных именных частей речи и их форм.





Самыми употребительными формами именной части явля­ются:

1) краткое прилагательное: Печален будет мой рассказ (П.); Давно ль мы были неразлучны? (П.);

2) краткое страдательное причастие: Манилов был совер­шенно растроган (Г.);

3) полное прилагательное, а также причастие, порядковое числительное, местоимение в именительном или творительном падеже: Озеро было таинственным (Пауст.); Вершины дале­кого хребта кажутся точно выкованными из серебра (А. Т.); Тогда вкусы ведь были иные (Бальм.);

4) прилагательное в сравнительной степени: Всё шире свет. Все ярче горный храм (Бальм.); i

5) существительное в именительном или творительном па­деже: Дворец казался островом печальным (П.); Отец мой был слесарь (М. Г.);

6) предложно-падежные формы существительных (чаще предложный падеж с предлогом в со значением состояния): Небо было в тучах (В.); Старый князь был в беспамятстве (Л. Т.); Низкая и узкая комната была без окон (М.-С).

Малоупотребительны в качестве именной части устойчи­вые предложно-падежные формы, наречия со значением со­стояния; например: Весь город был на ногах (Пауст.); С тех пор при встречах с Федей я был настороже (Пауст.).

Именная часть может быть выражена словосочетанием, если главное его слово не называет конкретный признак (для этого используется зависимое слово); например: Отец был беззаботный человек (Б.); Я тогда, сами представляете, был в трудном состоянии (Пауст.).

Составное сказуемое, глагольное и именное, может быть осложнено (сложные формы сказуемого) путем включе­ния дополнительных словоформ во вспомогательную часть: это глаголы, или устойчивые сочетания спрягаемого глаголь­ного типа, или именные формы со связкой. Они имеют фазис-ное или модальное значение; например: Шубин хотел на­чать работать, но глина крошилась (Т.) — вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает модальное и фазисное значение; например: Я не должна сметь гово­рить вам об этом (Т.) — вспомогательная часть выражает два модальных значения. При осложнении сказуемого — как гла­гольного, так и именного — вспомогательная часть имеет фор-


му составного глагольного сказуемого (хотел начать, не должна сметь и т. п.), но она выражает только грамматиче­ские значения, а действие или признак обозначены в основной части {работать, говорить). Осложнение сказуемого не затра­гивает основную часть. При осложнении только один глагол имеет спрягаемую форму, все другие, в том числе связочный глагол, — форму инфинитива; например: Остановка эта мог­ла оказаться роковой (А. Т.).

В сложных формах сказуемого имеются две части — основ­ная (полнозначный инфинитив, имя) и вспомогательная, как в составном сказуемом.

Грамматическая связь главных членов предложения

Подлежащее и сказуемое грамматически связаны. Зависи­мость сказуемого от подлежащего, как правило, формально выражена. Выбор формы сказуемого мотивируется подлежа­щим; например: Солнце взошло; Луна взошла. Поэтому связь главных членов называют согласованием. Однако упо­добление формы сказуемого форме подлежащего — это только один вид согласования — грамматическое согласо­вание. Прежде всего, оно проявляется в формах числа; на­пример: Толпы кипят. Сердца трепещут (П.). Если сущест­вительное в подлежащем имеет форму единственного числа, а глагол в сказуемом — форму прошедшего времени или услов­ного наклонения, то проявляется согласование в роде; напри­мер: Дождь монотонно шумел за окном (Тел.). Согласуется в числе, в роде не только простое глагольное сказуемое, но и вспомогательная часть составного глагольного и составного именного сказуемого; например: Саша стал ходить в гимна­зию (Ч.); Бульба был страшно упрям (Г.); Ветер между тем час от часу становился сильнее (П.). Кроме того, в именном сказуемом согласуется с подлежащим в числе и в роде именная часть, выраженная прилагательным и т. п.; например: Горо­док казался вымершим, заброшенным (Б.); Князь Иван Иваныч был хорошо образован и начитан (Л. Т.).

Условное согласование — это выбор форм сказу­емого при подлежащем, выраженном словом неизменяемым или не имеющим числа, рода. При подлежащем-местоимении кто, кто-то и т. д. сказуемое употребляется в форме единст-





венного числа, а в прошедшем времени или условном накло­нении — в форме мужского рода: Кто-то пришел?; при под­лежащем-местоимении что, что-то и т. д. — в единствен­ном числе, в среднем роде: Что случилось?; Что-то упало; ср. также: Послышалось ау!

Согласование семантическое («согласование по смыслу») — это выбор формы сказуемого по особенности со­держания подлежащего. Например, форма рода сказуемого при подлежащем я, ты определяется с учетом пола лица, на которое указывает местоимение: Ты пришла; Я пришел; Вре­менами я был один (Булг.).

В некоторых предложениях согласование имеет варианты: прежде всего, это употребление единственного или множест­венного числа сказуемого при подлежащем, которое выражено сло


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: