Художественные объединения и творческие союзы

--------------------------------------------------------------- Жанр: Словарь Spellchek: Андрей Лукьянов--------------------------------------------------------------- NB! В этом тексте сохранены дескрипторы. В принципе, убрать их -дело трех минут (в начале есть список), а с другой стороны - текствесь построен на выделениях и в нем куча всяких значков... Дескрипторы и условные обозначения (действительно для обоих файлов):-- тире @CT1= Названия словарей @SIG= Подписи под словарными статьями [ac] знак ударения [um] две точки над буквой (умлаут) [lin] черточка над буквой (в греч. словах) <186> символ градуса начало выделения курсивом начало выделения полужирным Художественные объединения и творческие союзы Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок -- так называлипредставителей творческой интеллигенции, по преимуществу московской,объединившихся вокруг известного предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова.Встречи и собрания художников и любителей искусства происходили в домеМамонтова на Спасско-Садовой улице, а летом -- в подмосковном именииАбрамцево близ Сергиева Посада. Мамонтов материально помогал художникам,поддерживал их многие творческие начинания. Кружок существовал в 1878-93гг., при этом он никогда не был официальным обществом или художественнойгруппировкой. В Абрамцево художники приезжали нередко на все лето с семьями.Здесь они могли работать и общаться. В Абрамцевском кружке изучение русскойистории и культуры сочеталось со стремлением оживить традиции народноготворчества. В имении были организованы мастерские по возрождению старинныххужодественных ремесел (резьба по дереву, майолика, шитье). В паркеАбрамцева были возведены постройки в "русском стиле" -- "Терем" (И. П.Ронета, 1873), церковь и "Избушка на курьих ножках" (по проектам В. М.Васнецова, 1881-83). Одним из самых известных начинаний Мамонтовского кружкастали любительские спектакли. Начиная с 1878 г. они ставились каждый сезон:зимой -- в особняке на Спасской-Садовой, летом -- в Абрамцеве. Декорации,костюмы, афиши и программы к ним создавали сами художники, они же зачастуюбыли и исполнителями ролей. Наиболее удачной постановкой Мамонтовскогокружка считается "Снегурочка" А. Н. Островского, показанная в 1882 г. Этиспектакли во много способствовали появлению в 1890-е гг. Московской частнойрусской оперы. В абрамцевский кружок входили М. М. Антокольский, А. М. и В.М. Васнецовы, М. В. Врубель, К. А. и С. А. Корокин, И. И. Левитан, М. В.Нестеров, И. С. Остроухов, В. Д. и Е. Д. Поленовы, Н. А. Римский-Корсаков,В. А. Серов, К. С. Станиславский, М. В. Якунчикова и др. @SIG=Ю.Д. "Абстракция--Созидание" -- международный союзхудожников-абстракционистов, основанный в феврале 1931 г. по инициативебельгийского скульптора и живописца Ван Дуйсбурга. Задачами объединениястали осмысление опыта абстрактного искусства и его популяризация. В союз"Абстракция--Созидание" входило около четырехсот членов. Творчество этиххудожников представляло различные тенденции в абстрактном искусстве. В1932-36 гг. издавался журнал под тем же названием. Союз распался в 1940-егг. @SIG=Ю.Д. "Алая роза" -- объединение московских живописцев символическогонаправления. Во главе стояли уроженцы города Саратова П. В. Кузнецов и П. С.Уткин. Первая выставка состоялась в мае--июне 1904 г. в Саратове поинициативе учащихся МУЖВЗ. На ней были показаны работы Е. В. Александрова,А. А. Арапова, М. В. Волгина (Кузнецова), И. А. Кнабе, П. В. Кузнецова, Н.Н. Нордосского, В. П. Половинкина, Е. С. Потехина, Н. Н. Сапунова, М. С.Сарьяна, С. Д. Симпол, С. Ю. Судейкина, П. С. Уткина, К. Л. Фельден, Н. П.Феофилактова. В качестве почетных экспонентов были приглашены М. А. Врубельи В. Э. Борисов-Мусатов. Эспонировались также произведения, выполненные втехнике майолики в абрамцевских мастерских. С 1905 г. члены группы принималиучасти в выставках МТХ и сотрудничали в органе московских символистов --журнале "Весы". В 1907 г. они составили ядро новой группы -- "Голубая роза",где продолжали развивать символистское направление и принципы декоративизмав живописи. @SIG=Е.П. Артель художников (Санкт-Петербургская артель художников) --объединение, основанное в 1863 г. молодыми художниками -- участниками "бунтачетырнадцати", которые покинули АХ, отказавшись писать на заданныепрограммы. В их число входили Б. Б. Вениг, А. К. Григорьев, Н. Д.Дмитриев-Оренбургский, Ф. С. Журавлев, А. И. Корзухин, И. Н. Крамской, К. В.Лемох, А. Д. Литовченко, А. И. Морозов, М. И. Песков, Н. П. Петров и Н. С.Шустов. Художники поселились все вместе на Васильевском острове, вели общеехозяйство и занимались творчеством. В 1865 г. был утвержден Устав Артели,согласно которому ее члены совместно выполняли различные художественныезаказы, а гонорар делили между собой. Определенная часть средств поступала в"общий котел". Туда же шли и проценты от индивидуальных заказов. Все вопросытворчества решались артельщиками сообща. По сути, это была форма трудовойкоммуны. Артель также занималась устройством выставок. По четвергампроходили артельские рисовальные вечера, которые привлекали петербургскуюинтеллигенцию и творческую молодежь. Объединение художников оказалось недолговечным. После выхода из Артелив 1870 г. И. Н. Крамского, она вскоре прекратила существование. Члены Артелиприняли деятельное участие в ТПХВ. @SIG=Ю.Д. Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА) -- первая в послереволюционнойРоссии организация архитекторов-новаторов, основанная в 1923 г. в Москве.Целью Ассоциации была разработка нового формально-художественного языкаархитектуры, новых методов архитектурного образования. Ассоциация была тесносвязана с архитектурным факультетом Вхутемаса, ее члены (Н. В. Докучаев, В.Ф. Кринский и др.) организовали там специальное отделение, на котормпреподавание веловь по новой методике. Кроме того, члены АСНОВА выступали впечати по различным вопросам архитектуры, а также подготовили издание"Архитектура Вхутемаса" (М., 1927). В 1926 г. Ассоциация выпустила "ИзвестияАСНОВА". В начале 1930-х гг. коллективные творческие бригады Ассоциацииактивно участвовали в архитектурных конкурсах: проекты Дворца искусств,Дворца Советов для Москвы (1931); Театра массового действа для Харькова(1931) и др. Возглавлял Ассоциацию Н. А. Ладовский. В 1928 г. он вышел изАСНОВА и учредил Объединение архитекторов-урбанистов (АРУ), куда вошли имногие члены Ассоциации. Обе организации были ликвидированы в 1932 г.постановлением ЦК ВКП(б) "О перестройке литуратурно-художественныхорганизаций". @SIG=Ю.Д. Ассоциация работников изобразительного искусства (АРИЗО) -- былаорганизована в Самарканде в 1929 г. по инициативе молодыххудожников-самоучек. Впоследствии в нее вошли другие художники Самарканда иТашкента, бывшие члены ташкентского филиала АХР. Целью Ассоциации былообъединение художников Узбекистана. АРИЗО выступала за связь искусства имасс, за отражение художниками современной жизни. В АРИЗО входило около стачленов, в их числе А. Н. Волков, И. И. Икрамов, В. Л. Рождественский и др.Во главе ташкентского филиала стоял М. И. Курзин, самаркандское отделениевозглавлял О. К. Татевосян. В Самарканде АРИЗО организовала учебные"Экспериментально-производственные мастерские пространственных искусств".Члены Ассоциации вели большую пропагандистскую работу среди населения,обсуждали проблемы развития национального искусства, участвовали воформлении городских улиц, рабочих клубов и т. д. В 1931 г. произведениячледов Ассоциации экспонировались на "Выставке узбекского искусства" вМоскве. В 1932 г. АРИЗО была распущена по Постановлению ЦК ВКП(б). @SIG=Ю.Д. Ассоциация художников революционной России (АХРР; с 1928 -- Ассоциацияхудожников революции -- АХР) -- основана в Москве в мае 1922 г., тогда жепринят Устав, утверждено название, сформирован президиум (председатель П. А.Радимов, товарищ председателя А. В. Григорьев, секретарь Е. А. Кацман). 1мая 1922 г. на Кузнецком мосту открылась "Выставка картин художниковреалистического направления в помощь голодающим", которая в дальнейшем сталасчитаться первой выставкой АХРР. Главной задачей члены Ассоциации считалисоздание жанровых картин на сюжеты из современной жизни, в которых ониразвивали традиции живописи передвижников. Ахровцы боролись с левыминаправлениями в искусстве, наносившими, по их мнению, большой вредреалистической живописи, стремились доказать неоходимость существованиястанковой сюжетной картины, боролись с лозунгом "искусство для искусства".Первыми членами АХРР стали ее учредители: А. Е. Архипов, Ф. С. Богородский,А. В. Григорьев, Н. И. Дормидонтов, Е. А. Кацман, В. В. Карев, Н. Г. Котов,С. В. Малютин, С. А. Павлов, С. В. Рянгина, Н. Б. Терпсихоров, Б. Н. Яковлеви др. Организация стремительно разрасталась. Уже к лету 1923 г. Ассоциациянасчитывала около трехсот членов; стали возникать ее областных иреспубликанские филиалы, к 1926 г. их было уже около сорока. В числе первыхпоявились филиалы в Ленинграде, Казани, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде,Царицыне, Астрахани, Ярославле, Костроме, Ростове-на-Дону. В АХРРколлективно вливались участники других художественных объединений. Так, в1924 г. в Ассоциацию вошли члены Нового общества живописцев, в 1926 г. --группа "бубновалетовцев", в 1929 -- художники из объединения "Бытие", в 1931-- из общества "Четыре искусства". Среди тех, кто пополнил ряды АХРР, былонемало живописцев, получивших признание до Октябрьской революции: В. Н.Бакшеев, И. И. Бродский, В. К. Бялыницкий-Бируля, Н. А. Касаткин, Б. М.Кустодиев, Е. Е. Лансере, Ф. А. Малявин, И. И. Машков, К. С. Петров-Водкин,А. А. Рылов, К. Ф. Юон и др. В 1920-е гг. Ассоциация приобретала все большее число сторонников,пользовалась поддержкой государства и укрепляла свои позиции, обрастаяновыми структурами. Так, в 1925 г. по инициативе учащихся москвских иленинградских художественных вузов создается объединение молодежи АХРР --ОМАХРР, которое вскоре обрело статус автономной организации со своимуставом. Главным направлением деятельности АХРР в 1920-е гг. стали выставки. Задесятилетие ее существования состоялось одиннадцать крупных выставок. Крометого, ахровцы участвовали в XVI Международной выставке искусств в Венеции(1928), в Художественно-промышленной выставке СССР в Нью-Йорке (1929), атакже показали самостоятельную выставку в КЈльне (1929. Параллельно запериод 1923-31 гг. прошло более семидесяти выставок филиалов АХРР. Ахровцыввели в свою правктику тематический принцип выставок: "Жизнь и быт КраснойАрмии" (1922), "Жизнь и быт рабочих" (1922), Революция, быт и труд" (1924 и1925), "Искусство в массы" (1929) и др. От них берет начало традицияпридавать выставкам форму своеобразного художественного отчета. В 1924 г. была создана издательская часть АХРР, которая выпускалацветные репродукции, открытки, альбомы и выставочные каталоги. С 1929 г.ахровцы издавали журнал "Искусство в массы" (вышли двадцать номеров).Деятельность Ассоциации была прекращена в 1932 г. специальным ПостановлениемЦК ВКП(б). @SIG=Е.П. "Баухауз" (нем. Bauhaus -- дом строительства) -- художественное учебноезаведение и творческое объединение в Германии. Основано в 1919 г.архитектором В. Гроппиусом в Веймаре, в 1925 г. переведено в Дессау, в 1933упразднено фашистскими властями. Руководители "Баухауза" (Х. Майер, Й.Альберс и др.), опираясь на эстетику функционализма, ставили цельювыработать новые принципы формообразования в пластических искусствах; онистремились к комплексному художественному решению бытовой среды, развивали устудентов способность творческого осмысления новых материалов и конструкций,учили создавать добротные и целесообразные изделия. Значительное местоотводилось преподаванию дизайна. Главным звеном учебного процесса в"Баухаузе" была трудовая практика студентов в производственных,художественных и проектных мастерских, где наряду с работами учебно-этюдногохарактера они создавали архитектурные проекты, произведения декоративнойпластики, образцы массовых бытовых изделий. Преподавательскую и практическуюработу вели крупные архитекторы, дизайнеры, некоторые художники-авангардисты(В. В. Кандинский, П. Клее, О. Шлеммер и др.). Деятельность "Баухауза"сыграла важную роль для утверждения принципов рационализма в мировойархитектуре XX в. и становления современного художественногоконструирования. @SIG=О.Н. "Башня" -- художественная студия с таким названием существовала вМоскве в 1910-е гг. Это была типичная для тех лет свободная мастерская, вкоторой художники могли рисовать натуру; здесь обсуждались темы, связанные ссовременным искусством. Студию посещали Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, Л.С. Попова, Л. А. Прудковская, А. И. Трояновская, Н. А. Удальцова и др.Состав посетителей часто менялся. @SIG=Ю.Д. "Бубновый валет" -- объединение московских живописцев, ведущее началоот одноименной выставки, организованной в 1910 г. Его членами были В. Д. иД. Д. Бурлюки, Н. С. Гончарова, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, Н.Кульбин, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, К. С. Малевич, И. И. Машков, Р. Р.Фальк, В. В. Рождественский и др. Название принадлежит М. Ф. Ларионову,который, по-видимому, имел в виду негативную трактовку образа в духестаринного французского толкования игральной карты: "бубновый валет --мошенник, плут". Поясняя свой выбор, художник говорил: “Слишком многопретенциозных названий … как протест мы решили, чем хуже, тем лучше… что может быть нелепее "Бубнового валета"?”. Для художников объединения характерны живописно-пластические искания вдухе постимпрессионизма. Бубнововалетцы выработали своеобразнуюживописно-пластическую систему (так называемый русский сезаннизм), гдепринципы кубизма и фовизма претворены с учетом влияния русского народногоискусства -- лубка, росписи по дереву и керамике а также росписей подносов ивывесок. Из всех жанров живописи они отдали предпочтение натюрморту, пейзажуи портрету, решая задачи построения объемной формы на плоскости с помощьюцвета, передачи "вещественности" натуры, ее фактурной осязаемости. На выставках "Бубнового валета" помимо картин членов объединенияэкспонировались работы живших в Мюнхене В. В. Кандинского и А. Г.Явленского, а также французов Ж. Брака, К. Ван Донгена, Ф. Валотона, М.Вламинка, А. Глеза, Р. Делоне, А. Дерена, А. Марке, А. Матисса, П. Пикассо,А. Руссо, П. Синьяка, других известных художников; устраивались открытыедиспуты о судьбах современного искусства, читались доклады и т. д. Однакосамо объединение, разъедаемое внутренними противоречиями, оказалосьнедолговечным. В 1911 г. из него вышли наиболее радикально настроенныехудожники (Бурлюки, Гончарова, Ларионов и др.), ориентированные в своихработах на образцы народного и примитивного творчества, кубофутуризма,абстрактного искусства. Они организовали самостоятельную выставку полдэпатажным названием "Ослиный хвост". В 1916-17 гг. другая группа художников,исповедовавших умеренные взгляды и приверженных более традиционной станковойкартине (Кончаловский, Машков, Куприн, Лентулов, Рождественский, Фальк)перешла в объединение "Мир искусства". После этого "Бубновый валет"фактически перестал существовать. @SIG=Е.П. "Бытие" -- объединение московских художников, основанное в 1921 г.группой выпускников Вхутемаса. В 1924-26 гг. пополнилось бывшими членамиобъединений НОЖ и "Московские живописцы". Члены общества: М. Н. Аветов, С.А. Богданов, А. А. Лебедев-Шуйский, П. П. Соколов-Скаля и др. Былоорганизовано семь выставок "Бытия", в которых участвовали, помимо членовобъединения, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. А. Осмеркин, Г. Г.Ряжский. Для художников этого объединения, сформировавшихся под влиянием "Бубнового валета", характерны живописные искания в пейзаже и натюрморте, атакже обращение к советской тематике. Однако нечеткость программныхустановок привела "Бытие" к расколу, часть его членов перешла в АХРР. В 1930г. объединение прекратило свое существование. @SIG=О.Н. "Венок" -- кратковременное выставочное объединение, в которое входилипетербургские и московские художники, близкие к символизму, в том числеучастники "Голубой розы" и выставки "Стефанос", прошедшей в Москве зимой1907/08 г. В группу входили: Б. И. Анисфельд, А. Ф. Гауш, А. Е. Карев, П. В.Кузнецов, М. Ф. Ларионов, В. Н. Масютин, Н. Д. Милиоти и др. Одноименнаявыставка состоялась в Петербурге весной 1908 г. @SIG=Ю.Д. "Гилея" -- литературно-художественное объединение кубофутуристов,возникло в мае 1910 г. Начало ему положило содружество братьев В. Д. и Д. Д.Бурлюков и Б. К. Лившица, сложившееся в имении Чернянка Таврической губ.,где в 1907-14 гг. жила семья Бурлюков. Само слово "Гилея" -- в переводе сдревнегреческого "Лесная" -- название области в Скифии. В "Гилею", помимо ееоснователей, входили Е. Г. Гуро, А. Гей (С. М. Городецкий), В. В. Каменский,А. Е. Крученых, В. Хлебников, В. В. Маяковский и др. Их также называли"будетлянами" и кубофутуристами. "Гилею" считают самой ранней и самойрадикальной футуристической группировкой в России. В марте 1913 г.литературное объединение "Гилея" вошло в состав "Союза молодежи", однаконазвание "Гилея" еще долго использовалось участниками группы. @SIG=Ю.Д. "Голубая роза" -- объединение художников символистской направленности,возникшее в 1907 г. в Москве. Получило название от одноименной выставки,организованной в 1907 г. журналом "Золотое руно", издававшимся на средствалюбителя искусства и мецената Н. П. Рябушинского. Вокруг журналагруппировались московские поэты-симолисты во главе с В. Я. Брюсовым,которому, предположительно, принадлежит и идея названия выставки. Вобъединение входили живописцы и графики П. В. Кузнецов, Н. П. Крымов, Н. Н.Сапунов, М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин, Н. П. Феофилактов,братья В. Д. и Н. Д. Милиоти, А. В. Фонвизин и др. Ядро составляли участникисаратовской выставки "Алая роза", проходившей в 1904 г. Решающее влияние наформирование стиля объединения "Голубая роза" оказало творчество В. Э.Борисова-Мусатова. Для работ "голуборозовцев" характерно выраженноедекоративное начало; создание своеобразных живописных произведений,сочетающих принципы станковизма и монументальности (картина-гобелен,картина-панно) с преобладанием элегической, мистико-иносказательнойтематики. Не случайно для некоторых из них -- Сапунова, Судейкина --органичным стал переход в область театрально-декорационного искусства.Работы художников "Голубой розы" отличает изысканность линейного ритма,тяготение к плоскостному решению, к мягкому, приглушенному колориту, часто-- к тональной живописной организации композиции. Выставки объединенияотличались особым, изысканным оформлением залов, убранных живыми цветами,обставленных "стильной" мебелью, украшенных искусно подобраннымидрапировками. В этой обстановке свои стихи читали поэты-символисты А. Белый,В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, звучала музыка А. Н. Скрябина. Объединениепрекратило свою деятельность в 1910 г. В 1925 г. в Москве состояласьретроспективная выставка "Мастера "Голубой розы"". @SIG=Е.П. "Жар-цвет" -- объединение живописцев и графиков, основанное в Москве вдекабре 1923 г. В него вошли главным образом бывшие члены "Мира искусства" (К. Ф. Богаевский, А. Е. Архипов, М. А. Волошин, В. А. Ватагин, О. Л.Делла-Вос-Кардовская, М. В. Добужинский, Д. И. Митрохин, П. И. Нерадовский,А. П. Остроумова-Лебедева, К. С. Петров-Водкин, Н. Э. Радлов, В. Д. Фалилееви др.) и "Московского салона". Их объединяло внимание к вопросамхудожественного мастерства, к культуре живописи и рисунка, к картине в еетрадиционной форме. В то же время работы этих художников зачастую тяготели кдекоративной стилизации. "Жар-цвет" действовал в основном как выставочноеобъединение, в 1924-29 гг. в Москве было организовано пять выставок егочленов. Объединение распалось в 1929 г. @SIG=Ю.Д. "Золотое сечение" (франц. "Section d'Or") -- художественноеобъединение, возникшее в Париже в 1911 г. и окончательно сложившееся послепервой кубистической выставки, организованной в октябре 1912 г. в галерее ЛаБуэтье. В состав объединения входили около тридцати художников-кубистов,среди них Ф. Леже, А. Глез, А. Метцинже, А. Ле Фоконье. Участники "Золотогосечения" отвергая традиционную живопись, провозглашали новые задачиискусства: создание самостоятельных живописных реальностей, независимых отреальности объективной. Работы этих художников строятся на сочетании прямыхлиний, граней и кубоподобных форм. @SIG=Ю.Д. "Изограф" -- профессиональный союз московских художников, основанный 14мая 1917 г. Инициаторами создания союза выступили бывшие члены Профессионального союза художников-живописцев Москвы, которые вышли из негов результате возникших организационных разногласий. Кроме того, в "Изограф"вошли представители других художественных объединений -- ТПХВ, СРХ, "Мираискусства". Среди членов союза немало известных имен: А. Е. Архипов, В. Н.Бакшеев, А. М. и В. М. Васнецовы, С. Ю. Жуковский, Н. А. Касаткин, Л. О.Пастернак, В. В. Переплетчиков, В. Д. Поленов, Л. В. Тружанский, Д. А.Щербиновский, К. Ф. Юон, М. Н. Яковлев и др. Члены "Изографа" ставили своей целью защищать профессиональные интересыхудожников и охранять памятники искусства. Объединившись в сложный период,когда в России шла ожесточенная политическая борьба, члены союза всталиперед необходимостью определить свою гражданскую позицию. Сначала ониобъявили о политическом нейтралитете, но уже в декабре 1917 г. активноподдержали Советскую власть. В полном соответствии со своими задачами союз вфеврале 1918 г. стал коллективным членом Комиссии по охране памятниковискусства и старины при Совете рабочих и солдатских депутатов. В сентябре1919 г. "Изограф" вошел в Профсоюз работников искусств и тем самым прекратилсвое самостоятельное существование. @SIG=Е.П. "Круг художников" -- объединение живописцев и скульпторов,организованное в 1926 г. в Ленинграде. В первоначальный состав вошли восновном выпускники Вхутеина 1925 г., ученики живописцев А. Е. Карева, А. И.Савинова, К. С. Петрова-Водкина, скульптора А. Т. Матвеева. Ядро организациисоставили художники А. С. Ведерников, М. Ф. Вербов, Г. Кортиков, Т.Купервассер, С. Куприянова, Г. Лагздынь, В. В. Пакулин (председательобъединения), А. Ф. Пахомов, А. И. Русаков, Г. Н7Траугот и др. Составпостепенно расширялся за счет вступления в члены общества творческоймолодежи Ленинграда. Всего в "Круг художников" за время его существованиявходило около пятидесяти членов. Свои задачи участники объединения видели втом, чтобы "утвердить в нашей стране живопись и скульптуру как искусства, ипрофессии живописца и скульптора как подлинные профессии… По линиипрофессиональной -- это учет и анализ всего художественного наследияпрошлого и использование того формального опыта, который, повышаяизобразительную культуру художника, содействует живописно-критическомупознанию современности. По линии общественной -- увязка и сотрудничество ссоветской широкой общественностью" (из декларации общества "Кругхудожников", 1926 г.). Объединением были организованы три большие отчетные выставки (1927,1928, 1929) и одна передвижная (1929-30). Участники "Круга художников" велиактивную художественно-просветительскую работу: проводили лекции, экскурсии.На выставках "Круга" устраивались обсуждения-диспуты. С докладами осовременном состоянии искусства выступали известные искусствоведы Н. Н.Пунин, В. В. Воинов и др. Со времени оформления "Круга художников" его члены вступили на путьоткрытой конфронтации с имевшим гораздо более сильную официальную поддержку АХРРом. "Круговцы" обвиняли "ахровцев" в "протокольном реализме" в ущербформальному построению произведения, его пластической выразительности,фактурной и колористической гармонии. Идеологи АХРРа и Пролеткульта, в своюочередь, обвиняли "круговцев" в чрезмерном увлечении именно формальнымиэкспериментами, которыми они, якобы, "прикрывают свою буржуазную наготу,свою классовую физиономию, свое политическое убожество". В свете общейидеологической ситуации в стране дело могло принять весьма серьезный оборот.Стремясь не допустить такого развития ситуации, художники "Круга" в 1928 г.приняли решение "об усилении коллективного руководства непосредственно впроцессе работы художника над холостом" и создании при обществе "Бюроконтроля идеологии". Это вызвало раскол в самом объединении. Ряд членов,возмущенных установлением внутренней цензуры, покинул его ряды. Активнаядеятельность общества после 1930 г. прекратилась. Формально "Кругхудожников" просуществовал до весны 1932 г. @SIG=Е.П. Кружок любителей русских изящных изданий -- возник в Петербурге в 1903г. по инициативе И. И. Лемана. Объединял петербургских библиофилов илюбителей искусств, коллекционеров. Членами кружка были М. А. Остроградский,И. В. Ратьков-Рожнов, П. Е. Рейнбот, Е. Н. Тевяшев, Н. В. Соловьев и др.,председателем -- В. А. Верещагин. Кружок осуществлял издательскую ивыставочную деятельность, проводил аукционы. В 1907-16 гг. участники Кружкапринимали участие в издании ежемесячного журнала "Старые годы". В 1908-11гг. усилиями Кружка были изданы четыре выпуска "Материалов для библиографиирусских иллюстрированны изданий". @SIG=Ю.Д. Культур-Лига -- центр еврейской культуры на Украине. Организована вКиеве в 1917 г. В секцию искусств Культур-Лиги входили художники Б. А.Аронсон, М. Каганович, Э. Лисицкий, А. Г. Тышлер, Н. А. Шифрин, С. М. Шор,М. И. Эпштейн и др. При секции существовала художественная школа. Вфеврале--апреле 1920 г. Культур-Лига провела в Киеве "Еврейскуюхудожественную выставку скульптур, графики и рисунков". После роспускаКультур-Лиги (1920) на базе амстерских Секции искусств была организованаЕврейская художественно-промышленная школа под руководством М. И. Эпштейна. @SIG=Ю.Д. Левый фронт искусства (ЛЕФ; с 1929 -- Революционный фронт искусства --РЕФ) -- литературно-художественное объединение, созданное в Москве в конце1922 г. представителями авангардистских направлений. Ядро группы составилипоэты, художники, архитекторы -- Б. И. Арватов, Н. Н. Асеев, О. М. Брик, А.А. Веснин, К. В. Иогансон, В. В. Каменский, Г. Г. Клуцис, А. Е. Крученых, Б.А. Кушнер, А. М. Лавинский, В. В. Маяковский, Л. С. Попова, А. М. Родченко,С. М. Третьяков, В. Ф. Степанов, В. Е. Татлин. Идейная программа ЛЕФаполучила развитие в статьях, которые печатались на страницах журналов "ЛЕФ"(1923-25) и "Новый ЛЕФ" (1927-28), издававшихся под редакцией В. В.Маяковского. "Лефовцы" претендовали на создание нового революционногоискусства, которое, по их мысли, должно было стать "подлинно пролетарским" инавсегда заслонить в сознании масс классическое "буржуазно-дворянское"культурное наследие. “Художественная культура будущего создается нафабриках и заводах, а не в чердачных мастерских”, -- писал один изидеологов левого искусства О. М. Брик. "Лефовцы" считали себя преемникамипластических идей кубофутуристов. Свою задачу они видели в том, чтобыформировать новую жизненную среду и "нового человека", называя это"жизнестроением". Внедрение искусства в быт, работа над созданиемсовременных по формам, рациональных, удобных в пользовании бытовыхпредметов, стремление внедрить их в массовое производство дало толчокразвитию дизайна. Придавая огромное значение агитационной роли искусства,"лефовцы" многое сделали для развития его агитационных и документальныхжанров -- плаката, фотографии (фоторепортажа) и фотомонтажа, документальногокино; в журналистике -- репортажа, в литературе -- документального очерка.Они активно выступали за сближение искусства с жизнью, отвергая егоклассические формы -- картину в живописи, роман в литературе и т. д.;стремились создать новые, динамичные формы творчества, связанные спроизводством, -- "производственное искусство". В программных документахЛЕФа декларируется теория "социального заказа" в искусстве и литературе,вполне согласующаяся с той активной ролью, которую лефовцы отводилитворчеству в процессе жизнестроения. В 1920-е гг. идеи ЛЕФа имели большой резонанс и распространение в средетворческой молодежи. Его отделения появились в Одессе (Юго-ЛЕФ), Ленинграде(Лен-ЛЕФ), Казани (Тат-ЛЕФ), Иваново-Вознесенске, Баку и Тифлисе. УстановкиЛЕФА разделяли сибирская литературная группа "Настоящее", украинская --"Новая генерация", белорусская -- "Литературно-мастацка коммуна",дальневосточный журнал "Творчество". Провозглашенная ЛЕФом программасближения искусства с производством оказала заметное влияние на организациюучебных процессов во Вхутемасе и Инхуке. В конце 1920-х гг. объединение занималось главным образом проблемамилитературы, все агрессивнее проявляя свою политико-идеологическуюнаправленность. В 1929 г. ЛЕФ был переименован в РЕФ ("Революционный фронтискусства"). В начале 1930 г. объединение прекратило существование. @SIG=Е.П. "Магазин" -- выставочное объединение московских и петроградскиххудожников. Выставка под названием "Магазин" открылась в Москве в марте 1916г. (она проходила в помещении магазина на Петровке -- отсюда ее название). Вней участвовали художники-футуристы Л. А. Бруни, М. М. Васильева, И. В.Клюн, А. А. Моргунова, В. Е. Пестель, Л. С. Попова, А. М. Родченко, В. Е.Татлин, С. И. Дымшиц-Толстая и др. Одним из организаторов был К. С. Малевич,однако из-за разногласий с другими участниками он не выставлял свои работы.Весной 1917 г. участники выставки и петроградские художники основали под темже названием Общество совершенствования зрения и слуха. В него также вошлиС. К. Исакова, П. В. Мутрич, В. А. Милашевский, Б. А. Зенкевич, искусствоведН. Н. Пунин и композитор А. С. Лурье. Члены общества стояли на позицияхавангардного искусства. @SIG=Ю.Д. "Маковец" (до 1924 г. -- Союз художников и поэтов "Искусство -- жизнь")-- объединение, основанное в Москве в 1921 г. по инициативе молодыххудожников и литераторов, которые отстаивали высокую духовность искусства,выступали за наследование классических традиций. В объединение вошлиучастники выставок "Московского салона", "Мира искусства", отчасти "Бубнового валета" а также художественная молодежь: Амфион Решетов (Н. Н.Барютин), С. В. Герасимов, Л. Ф. Жегин, И. Ф. Завьялов, Е. О. Машкевич, В.Е. Пестель, М. С. Родионов, С. М. Романович, Н. М. Рудин, П. А. Флоренский,В. Н. Чекрыгин, А. М. Чернышев, А. В. Шевченко и др. С 1922 г. члены объединения издавали журнал "Маковец" (под редакцией А.М. Чернышева; вышло два номера). В журнале воспроизводились работыхудожников а также печатались стихи Н. Н. Асеева, П. Г. Антокольского, К. А.Большакова, Б. Л. Пастернака, В. Хлебникова и др. Издание журнала явилосьчастью задуманной обширной программы, которая должна была включать выпускпоэтических сборников, трудов по истории и теории искусства. Программа небыла реализована из-за недостатка средств. В основном по этой причине кконцу 1923 г. литераторы ушли из объединения "Искусство -- жизнь".Оставшиеся в нем художники трансформировали организацию в традиционную,выставочную, и дали ей название "Маковец". Кроме художественной выставки,состоявшейся в апреле--мае 1922 г. в московском Музее изящных искусств,художники "Маковца" организовали еще три самостоятельные экспозиции. В общейсложности в выставках объединения участвовали более тридцати художников. Слабость объединения состояла в отсутствии единых творческих установок,что в скором времени и стало причиной его распада. На разнородность позицийвходящих в "Маковец" художников неоднократно указывала и критика, отмечая,что "Маковец" является "уже не столько группировкой, художественнымтечением, сколько чисто житейским, организованным объединением". Внутриобъединения сложились два основных направления. Одно из них, представленноетворчество Чекрыгина, Жегина, Романовича, тяготело к космизму, высокимфилософским обобщениям, использованию историко-литературных реминисценций,библейских сюжетов. Другое -- Герасимов, Родионов, Чернышев и др. --напротив, было обращено к реальной жизни, воспринятой в эмоциональном,лирическом ключе, к изображению городского быта и сельской природы. И еслихудожники первой группы активно экспериментировали в области формальногорешения работ, то художники второй группы использовали традиционныеклассические формы. К 1926 г. отношения между группами резко обострились,часть активных членов "Маковца" покинула объединение, и деятельность егопрекратилась. @SIG=Е.П. Мамонтовский кружок -- см. Абрамцевский кружок. "Мастера аналитического искусства" (МАИ) -- объединение молодыхленинградских художников, учеников П. Н. Филонова. Оно зародилось летом 1925г., когда Филонов преподавал во Вхутеине, и окончательно сложилось послепервой выставки в 1927 г., когда был принят устав объединения. Официальнопрекратило существование в 1932 г., хотя занятия в мастерской Филоновапродолжались до его смерти в блокадном Ленинграде в 1941 г. На протяжении существования объединения его состав менялся. В общейсложности за все годы в него входило около семидесяти членов. Наиболееизвесные из них, составлявшие ядро коллектива: Т. Н. Глебова, Б. И. Гурвич,Н. И. Евграфов, С. Л. Закликовская, П. Я. Зальцман, Е. А. Кибрик, П. М.Кондратьев, Р. М. Левитон, А. Е. Мордвинова, А. И. Порет, А. Т. Сашин, И. И.Суворов, В. А. Сулимо-Самуйлло, Ю. Б. Хржановский и М. П. Цыбасов. Творческий метод объединения основывался на принципах, разработанныхФилоновым в его теоретических работах "Канон и закон", 1912; манифест"Сделанные картины", 1914; "Декларация "Мирового расцвета"", 1923 и др.Основная идея этого метода: приблизиться в художественном творчестве квоспроизведению созидательных процессов природы, а не ее предметных форм. Впервые объединение заявило о себе значительной выставкой, показанной в1927 г. в ленинградской Доме печати. На ней экспонировались живописныепроизведения и скульсптура. Одновременно на сцене Дома печати шла постановкапьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" в оформлении членов объединения МАИ. В конце1928-начале 1929 г. филоновцы участвовали в выставке "Современныеленинградские художественные группировки". Несколько позже небольшиевыставки их работ были показаны в АХ. Значительным событием в историикнижной графики стал выход в свет вдекабре 1933 г. финского эпоса "Калевала"в издательстве "Academia". Иллюстрации в книге были выполнены подруководством Филонова тринадцатью членами МАИ. Несмотря на активную творческую деятельность и абсолютную лояльностьискусство Филонова и возглавляемого им объединения не были одобрены властямии подвергались резкой критике в официальной печати. Причем характер критики,как правило, носил политическую окраску: работы Филонова расценивались как"крайнее выражение мироощущения упадочнических слоев мелкой буржуазии иинтеллигенции". В 1930 г. пришел официальный запрет на открытие персональнойвыставки Филонова, уже подготовленной сотрудниками ГРМ. Это вызвало брожениев рядах его учеников, нанесло удар по объединению. Часть художников покинулаМАИ. С 1932 г. имя Филонова было изъято из художественной жизни; веснойэтого года МАИ официально прекратило свое существование. @SIG=Е.П. "Метод" -- художественное объединение, основанное в 1922 г.старшекурсниками московского Вхутемаса. Ядро составили художники С. А.Лучишкин, С. Б. Никритин, М. М. Плаксин, К. Н. Редько, Н. А. Тряскин, А. Г.Тышлер. К первоначальному составу примкнули З. Коммисаренко, А. А. Лабас иП. В. Вильямс. Всех их объединяли формальные искания в духе конструктивизмаи абстрактного искусства. Руководителем и теоретиком группы выступал С. П.Никритин, которому принадлежит разработка нового направления, нового методав искусстве, названного "проекционализмом". Согласно этому методу, общемудля всех видов творчества, художник должен производить не бытовые предметы,а только их "проекции", то есть давать образец для массового промышленногопроизводства. Живописи отведена роль "наиубедительнейшего средства выраженияМЕТОДА (ПРОЕКЦИЙ) -- организации материалов". Первая выставка "проекционистов" прошла в 1922 г. в Музее живописнойкультуры и получила положительный отзыв в печати. Критика увидела в работаххудожников "маленький шаг вперед … от односторонности чистокрасочного супрематизма Малевича и бесцветного конструктивизма Татлина". Вмае 1924 г. художники группы участвовали в "Первой дискуссионной выставкеобъединений активного революционного искусства". Подавляющее большинстворабот (за исключением композиций Тышлера, Плаксина и Лучишкина) --абстрактные или близкие к абстрактным композиции. Экспонировались такжестранные работы, представлявшие собой соединение аналитических схем сфотографиями и текстом, поясняющим направление нового творческогоэксперимента. Эксперимент этот группа "Метод" распространила и на сферутеатра. По инициативе Лучишкина и Никритина была создана театральная труппа,так называемый "Проекционный театр", который в 1920-е гг. осуществилнесколько новаторских постановок. Одна из них -- "Трагедия А. О. У."(оформление Н. А. Тряскина), показанная в 1929 г. в московском Доме печати,-- явилась одним из первых опытов абстрактного оформления спектакля.Инженерной новацией Тряскина стал разработанный и примененный в этомспектакле специальный движущийся сценический станок. Группа "Метод" просуществовала до 1925 г., когда все ее члены, заисключением Редько и Никритина, вошли в состав ОСТа. @SIG=Е.П. "Мир искусства" -- художественное общество, основанное в 1898 г. вПетербурге группой молодых живописцев и графиков. Созданию обществапредшествовал кружок, организованный в конце 1880-х гг., выпускникамичастной гимназии К. И. Мая: А. Н. Бенуа, Д. В. Философовым, В. Ф. Нувелем.Вскоре к ним присоединились Л. С. Бакст, С. П. Дягилев, Е. Е. Лансере, А. П.Нурок, К. А. Сомов. Целью этого объединения стало изучение художественнойкультуры, как современной, так и прошедших эпох, воспринятой синтетически,во всем многообразии видов, форм, жанров искусства и быта. С середины 1890-хгг. группу возглавил С. П. Дягилев. Первой публичной акцией объединения стала "Выставка русских ифинляндских художников", открытая в январе 1898 г. в Музее училища барона А.Л. Штиглица. Наряду с членами объединения в ней приняли участие известныеживописцы -- М. А. Врубель, А. М. Васнецов, К. А. Коровин, И. И. Левитан, С.В. Малютин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. А. Серов, и финские художникиВ. Бломстед, А. Эдельфельт и др. После успешной выставочной акции весной1898 г. Дягилев при участии членов кружка организоваллитературно-художественный журнал "Мир искусства", издававшийся на средствамеценатов М. К. Тенишовой и С. И. Мамонтова. Журнал выступал противдогматического следования канону, не приемля академизм как систему, лишающуюхудожника прав на самовыражение. Другое направление, также подвергавшеесякритике, -- живопись передвижников, по мнению мирискусников, страдавшаяиллюстративностью, назидательностью в ущерб художественным качествампроизведения. Журнал выступал за индивидуализм в творчестве, свободноераскрытие мастером всех граней его таланта. За период изданий журнала(1898-1905) в двенадцати его номерах редакция представила читателям разныенаправления в истории русского и западного искусства. В первых номерах многовнимания было уделено современным художникам так называемого национальногорусского стиля, связанным с абрамцевским кружком: В. М. Васнецову, С. В.Малютину, Е. Д. Поленовой, М. В. Якунчиковой. В дальнейшем в поле зрениямирискусников оказалась русская культура XVIII -- первой половины XIX в.Именно они заново "открыли" для широкой публики творчество Д. Г. Левицкого,В. Л. Боровиковского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова. Они такжезаложили основы изучения истории и архитектуры Петербурга, опубликовав настраницах журнала статьи о зодчих русского барокко и классицизма. При этом"Мир искусства" не замыкался лишь на проблемах национальной культуры.Напротив, журнал знакомил своих читателей с состоянием современнойхудожественной жизни Западной Европы, публикуя обширные, снабженныерепродукциями статьи о творчестве А. БЈклина, Ф. Штука, П. Пюви де Шавана,Г. Моро, Э. Берн-Джонса и других художников, работавших в основном в стилемодерн. В журнале печатались также многие поэты символистского направления истатьи на религиозно-философские темы. Журнал отличался высокой культуройиздания, изысканным художественным оформлением и превосходнымполиграфическим исполнением. Его последний, двенадцатый номер вышел в начале1905 г. Журнал прекратил существование из-за отказа меценатов финансироватьего. Под эгидой журнала "Мир искусства" организовывались и художественныевыставки. Первая такая выставка состоялась в январе--феврале 1899 г. В нейнаряду с ведущими русскими художниками участвовали иностранные мастера (К.Моне, Г. Моро, П. Пюви де Шаванн, Дж. Уистлер и др.). Были показаны такжеизделия декоративно-прикладного искусства. Четыре последующие художественныевыставки, организованные журналом "Мир искусства", прошли в 1900-03 гг.(четвертая была показана также и в Москве). В них приняли участие болеешестидесяти художников, в том чиле такие выдающиеся мастера, как М. А.Врубель, В. М. Васнецов, А. С. Голубкина, М. В. Добужинский, П. В. Кузнецов,А. П. Рябушкин. В 1902 г. произведения мирискусников были выставлены врусском отделе Международной выставки в Париже, где К. А. Коровин, Ф. А.Малявин, В. А. Серов и П. П. Трубецкой получили высшие награды. В 1903 г.мирискусники объединились с московской группой "36 художников", образовав "Союз русских художников". С 1903 по 1910 гг. "Мир искусства" формально несуществовал. Вместе с тем С. П. Дягилев в 1906 г. устроил под этим названиемвыставку, в которой наряду с основным ядром объединения участвовали молодыехудожники -- Б. И. Анисфельд, М. Ф. Ларионов, В. Д. и Н. Д. Милоти, Н. Н.Сапунов, А. Г. Явленский и др. Затем мирискусники показали свои работы навыставке русского искусства в парижском Осеннем Салоне, позжеэкспонированной в Берлине и в Венеции. С этого времени Дягилев начинаетсамостоятельную деятельность по пропаганде русского искусства на Западе. Еевершиной стали так называемые "Русские сезоны", ежегодно проходившие вПариже в 1909-14 гг. Оперные и балетные спектакли на музыку классическую исовременную в новаторских постановках молодых режиссеров-хореографов, висполнении целой плеяды звезд, в оформлениях Бакста, Бенуа, Билибина,Головина, Коровина, Рериха -- составили эпоху в истории не только русской,но и мировой культуры. С 1910 г. начинается новый, второй этап в истории объединения "Мирискусства". А. Н. Бенуа и вместе с ним семнадцать художников вышли из "Союзарусских художников" и создали самостоятельное общество под известным уженазванием. Его членами стали Л. С. Бакст, И. Я. Билибин, О. Э. Браз, И. Э.Грабарь, Г. И. Нарбут, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, А.Л. Обер, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. К. Рерих, В. А. Серов, К. А. Сомов,Н. А. Тархов, Я. Ф. Ционглинский, С. П. Яремич. Новое объединение велоактивную выставочную деятельность в Петербурге-Петрограде и других городахРоссии. Основным критерием отбора произведений для выставок провозглашалось"мастерство и творческая оригинальность". Такая терпимость привлекла навыставки и в ряды объединения многих талантливый мастеров. Объединениебыстро разрасталось. В него вступили Б. И. Анисфельд, К. Ф. Богаевский, Н.С. Гончарова, В. Д. Замирайло, П. П. Кончаловский, А. Т. Матвеев, К. С.Петров-Водкин, М. С. Сарьян, З. Е. Серебрякова, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин,И. А. Фомин, В. А. Шуко, А. Б. Щусев, А. Е. Яковлев и др. В числеэкспонентов появились фамилии И. И. Бродского, Д. Д. Бурлюка, Б. Д.Григорьева, М. Ф. Ларионова, А. В. Лентулова, И. И. Машкова, В. Е. Татлина,Р. Р. Фалька, М. З. Шагала и др. Понятно, что непохожие, иногда прямопротивоположные творческие установки участников не способствовалихудожественному единству как выставок, так и самого объединения. Со временемэто привело к серьезному расколу объединения. Последняя выставка "Мираискусства" прошла в 1927 г. в Париже. @SIG=Е.П. "Мишень" -- крупная выставка группы московских художников, прошедшая вмарте--апреле 1913 г. в Художественном салоне на Большой Дмитровке.Организована М. Ф. Ларионовым, который считал ее завершающей в ряду выставок "Бубновый валет" (1910-11) и "Ослиный хвост" (1912). Открытию экспозициипредшествовал диспут в Политехническом музее на тему "Восток, национальностьи Запад", где с докладами выступили М. Ф. Ларионов ("Лучизм Ларионова"), И.Зданевич ("Футуризм Маринетти") и А. В. Шевченко. На выставке были показаныработы художников-авангардистов Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова, М.Ле-Дантю, К. С. Малевича, М. З. Шагала, А. В. Шевченко и др. Экспонировалисьтакже картины художников-самоучек, в том числе Н. Пиросманашвили(единственная прижизненная выставка художника), детские рисунки, вывески,работы неизвестных художников-примитивистов. В каталоге выставки, написанномсамим Ларионовым, сформулированы программные положения его группы:“…Признание всех стилей, которые были до нас и созданы теперь,как то -- кубизма, футуризма, орфеизма; провозглашаем всевозможныекомбинации и смешение стилей. Нами создан собственный стиль "лучизм",имеющий в виду пространственные формы … Мы стремимся к Востоку иобращаем внимание на национальное искусство … Мы протестуем противрабского подчинения Западу, возвращающему нам наши же и восточные формы вопошленном виде и все нивелирующему…”. @SIG=Е.П. "Московские живописцы" -- общество художников, основанное в 1925 г.бывшими членами "Бубнового валета" и молодыми живописцами, вышедшими из "Бытия". В общество входили около сорока художников, среди них: М. Н.Аветов, И. Э. Грабарь, А. Д. Древин, А. В. Куприн, П. П. Кончаловский, Б. Д.Королев, А. В. Лентулов, И. Н. Машков, В. В. Рождественский, Н. А.Удальцова, А. А. Осмеркин, Р. Р. Фальк и др. Основная задача, которуюставили перед собой художники объединения, -- соединить советскую тематику сживописными принципами постимпрессионизма и кубизма. В 1925 г. они провели вМоскве выставку работ объединения. В 1926 г. "Московские живописцы" в полномсоставе вошли в АХРР, а на следующий год большинство членов обществапокинули АХРР и организовали Общество московских художников. @SIG=Ю.Д. "Московский салон" -- общество художников, организованное в 1910 г.выпускниками МУЖВЗ. В манифесте "Московского салона" декларировалась идеяобъединения самых разных художественных направлений "при условии каждойнести в жизнь художественные ценности". В феврале 1911 г. открылась перваявыставка общества, ее отличал широкий состав участников. Впоследствиирегулярные выставки "Московского салона" объединяли, как правило,приверженцев неоклассического направления в искусстве. За время своегосуществования "салон" показал семь выставок живописи, графики, скульптуры,театрально-декорационного искусства, архитектуры. Среди участников выставокбыли С. В. Герасимов, Н. С. Гончарова, А. С. Голубкина, П. П. Кончаловский,П. В. Кузнецов, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич, И. И. Машков, Д. И. Митрохин,М. С. Сарьян, Н. М. Чернышев и др. Общество распалось весной 1921 г. Впоследствии его члены сталиоснователями объединения "Жар-цвет". @SIG=Ю.Д. Московское общество любителей хдожеств (МОЛХ) -- объединениехудожников, меценатов, коллекционеров, издателей, основанное в 1860 г.Членами общества были многие известные люди: П. М. Третьяков, Л. Н. Толстой,В. Д. Поленов, И. Е. Репин, С. Т. Морозов, В. П. Верещагин, И. Н. Крамской,Н. А. Касаткин, Л. О. Пастернак, Н. Н. Ге и мн. др. В 1900-е гг. обществонасчитывало около трехсот участников. В задачи МОЛХ входила поддержкамолодых художников, обеспечение их заказами, а главное -- создание доступнойдля публики национальной художественной галереи. Такой галереей и сталапостоянно действующая выставка МОЛХ (существовала до 1893 г.). На ней, вчастновти, были впервые показаны картины "Явление Христа народу" А. А.Иванова и "Тайная вечеря" Н. Н. Ге, вызвавшие в свое время широкийобщественный резонанс. Кроме того, общество устраивало и периодическиевыставки картин, рисунков и акварелей; занималось организацией персональныхи тематических временных экспозиций. Именно МОЛХ было инициатором иорганизатором Первого съезда русских художников, состоявшегося в 1894 г. С начала своего существования общество оказывало и материальнуюподдержку художникам. Оно проводило художественные конкурсы, за победу вкоторых присуждались специальные премии. Молодые талантливые мастера моглиосуществить заграничню поездку за счет МОЛХ. Через специальный фондосуществлялась помощь бедным и престарелым художникам и их семьям. С 1870 г.работали рисовальные классы МОЛХ, действовала библиотека для художников. В1910 г. общество учредило ряд стипендий для учеников МУЖВЗ. В 1900-10-е гг.значение общества в художественной жизни Москвы заметно уменьшилось. Онозанималось, главным образом, устройством различных благотворительныхмероприятий. В 1918 г. прекратило существование. @SIG=Ю.Д. Московское товарищество художников (МТХ) -выставочное объединение,основанное осенью 1893 г. выпускниками МУЖВЗ. Официальный статус и своеназвание получило в 1896 г., когда был утвержден устав МТХ, провозглашавшийцелью объединения "способствовать успеху и развитию искусства в России, атакже заботиться об интересах своих членов". В разные годы в него входили:М. Х. Аладжалов, С. В. Беклемишев, Л. М. Браиловский, В. А. Ватагин, В. В.Владимиров, А. С. Голубкина, И. С. Ефимов, С. А. Виноградов, В. Д.Замирайло, И. И. Нивинский, Д. И. КИплик, Е. Д. Поленова, В. Д. Поленов, Ф.И. Рерберг и др. Товарищество проводило регулярные выставки, на которыхдемонстрировалась не только жтвописть, но и ДПИ, и графика. Составэкспонентов был крайне пестрым. В начале 1900-х гг., в частновти, навыставках МТХ преобладали символистские тенденции. Постепенно интерес кдеятельности МТХ упал. Последняя выставка объединения была показана в 1924г. @SIG=Ю.Д. "Мост" (нем. "Die Brücke") -- объединение немецкиххудожников-экспрессионистов, основанное в 1905 г. в Дрездене. В объединениевходили художники Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлув, М. Пехштейн;недолго к ним примыкал Э. Нольде. Выработанный группой стиль заключался вдеформации предметного мира, в упрощении и резком форсировании форм, вприменении локальных диссонирующих цветовых сочетаний. В своем творчествечлены объединения ориентировались на искусство В. ван Гога и Э. Мунка,искусство средних веков и работы художников-примитивистов. Свою миссию онивидели в том, чтобы эпатировать буржуазное общество, бросив вызовустоявшимся нормам его морали. Объединение существовало до 1913 г. @SIG=Е.П. "Мюссаровские понедельники" -- общество, возникшее в 1881 г. вПетербурге по инициативе Е. И. Мюссара (первоначальное название -- Обществодля вспомоществования сиротам и семействам художников, требующих призрения).Оно объединяло профессиональных художников, меценатов, коллекционеров.Деятельность общества носила клубный характер. Еженедельные собранияпроводились по понедельникам в особняке на Английской набережной, 6. Послесмерти Мюссара в 1896 г. общество получило название "Мюссаровскиепонедельники". Собрания включали в себя совместныое рисование, концертнуючасть и товарищеский ужин. Исполненные художниками работы продавались, авырученные средства использовались на благотворительные цели. С 1914 г.общество организовывало персональные выставки своих старейших членов.Участниками "Мюссаровских понедельников" в разные годы были А. К. Беггров,Я. Я. Бельзен, В. А. Бобров, Ф. Ф. Бухгольц, П. К. Вениг, В. П. Верещагин,А. К. Денисов-Уральский, Н. Н. Каразин, И. Е. Крачковский, Л. Ф. Лагорио, В.В. Матэ, Л. О. Премацци, Н. К. Рерих, М. В. Рундальцов и др. Весной 1917 г.общество художников "Мюссаровские понедельники" вошло в Союз деятелейискусств. @SIG=Ю.Д. "Наби´", "набды´" (франц. nabis, от древнеевр. наби --пророк) -- группа французских художников-постимпрессионистов, оформившаяся вПариже в конце 1880-х гг. Просуществовало до 1905 г., последняя выставкасостоялась в 1899 г. В группу входили Э. Бернар, П. Боннар, М. Дени, Ж.-Э.Вюйар, К. Руссель, П. Серюзье, Ф. Валлотон, Я. Веркаде, А.-Г. Ибель. Позже кним присоединились П. Рансон, И. Риппл-Ронаи, скульптор Ж. Лакомб, М.Баллин, А. Майоль. "Набиды" продолжали разрабатывать направление, выявленноев живописи П. Гогеном и художниками понт-авенской школы, пластические поискифранцузского варианта стиля модерн, а также идеи и тематику символистов.Отсюда их обращение к античным мифам и средневековым легендам, увлечениенародным искусством, старофранцузскими гобеленами и витражами. Вслед заГогеном художники группы "Наби" обратились к изучению японской гравюры, чтонашло отражение в плоскостном решении их работ, орнаментальности,декоративной обощенности форм, гармонии ритмов. Особой областью творчества"набидов", роднящей их с английскими прерафаэлитами, явилось обращение кдекоративно-прикладному искусству (эскизы для ковров, витражей, мебели и т.д.). Другой особенностью группы было увлечение ее членов монументальнойживописью, не случайно уже после того, как группа перестала существовать,Дени, Серюзье, Руссель, подверженные религиозно-мистическому восприятиюмира, занялись церковными росписями. @SIG=Е.П. Назарейцы (нем. Nazarener, от евр. Nazareth -- "огражденное место",название города в Галилее, где прошли детство и юность Христа) -- членыгруппы немецких и австрийских художников религиозно-романтическогонаправления. Группа сложилась в Вене в 1809-09 гг., названа "БратствомСвятого Луки" по имени евангелиста, который, по преданию, выполнил с натурыпервое изображение Богоматери и поэтому считается покровителем художников. Вгруппу входили молодые живописцы Ф. Овербек, Ф. Пфорр, К. Фогель.Окончательное формирование группы произошло в 1810 г., когда художникипереехали в Рим и обосновались в пустовавшем монатсыре Сан-Исидоро. Кроменазванных выше живописцев в нее вошли П. Корнелиус, Ю. Шнорр фонКарольсфельд, Ф. Фейт и др. Группа подражала жизни средневековых религиозныхбратств и художественных артелей. Это выражалось даже во внешнем обликечленов (например, носили полудлинные волосы -- такая прическа, "алланазарена", была распространена в средние века). Отсюда полуироническоеназвание "назарейцы", закрепившееся за членами группы. Оно указывало нетолько на увлечение художников искусством средневековья, но и на ихрелигиозные устремления. "Назарейцы" боролись прежде всего с"безнравственностью" позднего классицизма, стремясь вернуть искусствудуховность, утраченную в искусстве нового времени. Образцом для своеготворчества они избрали живопись Перуджино, раннего Рафаэля и Дюрера. Однако,намеренно отказавшись от впечатлений живой реальности, они довольно скоровпали в эпигонство и холодное стилизаторство. Об этом свидетельствуют такиеколлективно выполненные работы, как фрески на библейские темы в домеБартольди в Риме (1816-17) и росписи Казино Массимо в Риме нараспространенные в искусстве романтиков сюжеты "Освобожденного Иерусалима"Т. Тассо (1819-30). В 1820-30-е гг. большинство "назарейцев" возвратилось народину. В истории искусства творчество и особенно идейно-нравственныеконцепции "назарейцев" оказали воздействие на А. А. Иванова в ранний периодработы над картиной "Явление Христа народу", а также на английскихпрерафаэлитов. @SIG=Е.П. Новое общество живописцев (НОЖ) -- основано в 1921 г. в Москвевыпускниками Вхутемаса (С. Я. Адливанкин, А. М. Глускин, А. М. Нюренберг, М.С. Перуцкий, Н. Н. Попов, Г. Г. Ряжский). Возникло как оппозиционноебеспредметному искусству. Обращаясь к сюжетной живописи, члены НОЖиспользовали традиции народного лубка, приемы примитивизма иэкспрессионизма. В 1922 г. участники НОЖ организовали выставку своих работ вМоскве. Общество распалось в 1924 г. Ряд его членов перешел в АХРР и "Бытие". @SIG=О.Н. "Новая художественная мастерская" -- учебно-творческая студия,организованная в 1911 г. в Петербурге по инициативе "мирискусников" А. Н.Бенуа, М. В. Добужинского и Е. Е. Лансере. В разные годы в ней преподавалиМ. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиев, А. П.Остроумова-Лебедева, В. И. Шухаев, А. Е. Яковлев. В числе учеников были Н.П. Акимов, Н. А. Бенуа, Г. С. Верейский, В. А. Милашевский и др.Деятельность мастерской прекратилась в 1917 г. @SIG=Ю.Д. Новое художественное общество (нем. Neue Künster Vereinigung) --немецкое объединение художников-экспрессионистов, основанное в январе 1909г. в Мюнхене. В него входили В. В. Кандинский, А. Г. Явленский, М. А.Веревкина, В. Мюнтер, А. Кубин и др. Впоследствии к группе примкнул Ф. Марк.В 1910 г. в Мюнхене было проведено две учредительных выставки, в которых,кроме русских и немецких художников, участвовали также французы П. Пикассо,Ж. Брак, Ж. Руо и др. В конце 1911 г. В. Кандинский и Ф. Марк вышли изобщества и организовали группу "Синий всадник". Поводом к расколу послужилото, что остальные члены объединения отвергали чистую абстракцию. @SIG=Ю.Д. "Ноль-десять" -- объединение художников кубо-футуристов, существовавшеев 1917 г. в Петрограде. Созданию объединения предшествовала выставка подназванием "Последняя кубо-футуристическая выставка картин 0, 10",состоявшаяся в декабре 1915 -- январе 1916 г. в Петрограде. Инициатором еебыл И. А. Пуни, участниками -- Н. И. Альтман, К. Л. Богуславская, М. М.Васильева, В. В. Каменский, А. М. Кириллова, Л. С. Попова, И. А. Пуни, О. В.Розанова, В. Е. Татлин, Н. А. Удальцова и др. На выставке были широкопредставлены супрематические работы К. С. Малевича (около сорока, в томчисле знаменитый "Черный квадрат") и его последователей. Слово "последняя" вназвании выставки, по мнению устроителей, должно было означать завершениекубо-футуристического периода в русской живописи и переход к новому этапу --беспрдметности. Название "0, 10" связано с идеей Малевича о сведении всехпредметных форм к нулю и переходе "за ноль" (сформулированная в его брошюре"От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм", выпущенной в светодновременно с открытием выставки). Участниками выставки декларировалась"свобода предмета от смысла, уничтожение утилитарности. Картина есть новаяконцепция абстрагированных реальных элементов, лишенных смысла…"Выставка широко обсуждалась в художественных кругах. С ее резким неприятиемвыступил А. Н. Бенуа. В апреле 1917 г. Богуславская, Кириллова, Клюн, Малевич, Меньков,Попова, Пуни, Розанова и Удальцова объединились в общество под названием "0,10" и вступили в Союз деятелей искусств. В октябре--ноябре 1917 г. этагруппа вошла в "Бубновый валет" и приняла участие в его последней выставке. @SIG=Е.П. Ноябрьская группа (нем. Novembergruppe) -- ассоциация художников,созданная в Берлине М. Пехштейном и И. Кляйном во время Ноябрьской революции1918 г. Она объединяла представителей различных художественных тенденций,привлеченных новым социальным идеалом объединения художника и рабочего,связи искусства и жизни. В начале 1920-х гг. группа провела ряд выставок.Распалась в 1924 г. в связи с резким изменением общественной обстановки вГермании. @SIG=Ю.Д. Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художниковв Париже -- было основано в 1877 г. в Париже. Учредителями его сталихудожники М. М. Антокольский, А. К. Беггров, А. П. Боголюбов, Ю. Я. Леман, атакже другие влиятельные лица -- писатель И. С. Тургенев, банкир Г. О.Гинцбург, коллекционер А. Ф. Онегин. В 1978 г. был утвержден устав Общества.Цели Общества: знакомить парижскую публику с русским искусством; оказыватьденежную помощь русским художникам и их семьям в Париже, помогать художникамв получении образования, а также в получении заказов и продаже произведений.В Общество влилась созданная ранее "Русская касса взаимного вспоможения вПариже". Общество выдавало ссуды и денежную помощь художникам и учащимся,проводило рисовальные вечера, концерты, литературные чтения и т. п. Крометого, оно предоставляло мастерскую нуждающимся в ней художникам. Всемероприятия проходили в Клубе общества, где также действовала библиотека. Вдеятельности Общества принимали участие многие деятели русской культуры.Общество проводило в Париже периодические выставки, много сделало дляувековечивания памяти И. С. Тургенева (собрало средства на надгробныйпамятник писателю, учредило стипендию его имени и т. п.). С 1896 г.называлось Обществом русских художников в Париже. С 1887 г. обществополучало ежегодное пособие от русских властей. К концу XIX в. постепенноутратило свое влияние, прекратило деятельность в 1917 г. @SIG=Ю.Д. Общество имени А. И. Куинджи -- объединение художников, основанное в1909 г. в Петербурге по инициативе и на средства А. И. Куинджи егоучениками. По мысли Куинджи, должно было стать профессиональным союзомхудожников независимо от их творческой ориентации и принадлежности ккаким-либо официальным учреждениям. В Уставе, принятом 1 октября 1909 г.определены задачи Общества: "оказывать как материальную, так и инуюподдержку всем художественным обществам, кружкам и отдельным художникам".Общество взял под свое покровительство император Николай II. Куинджинезадолго до смерти (1910) завещал Обществу весь свой капитал. Средиучредителей Общества были такие известные художники и архитекторы, как Альб.Н. Бенуа, В. Е. Маковский, Н. К. Рерих, А. А. Рылов, А. В. Щусев и др. В1910-е гг. Общество насчитывало около ста членов. Многие из них одновременнобыли участниками других объединений. Одной из первых акций общества стало увековечивание памяти А. И.Куинджи после его смерти: разбор архива художника, подготовка монографии онем с подробным списком работ, мемориальные выставки (1913 и 1914),сооружение надгробного памятника (1914) на Смоленском кладбище (авторпроекта А. В. Щусев). Важным направлением в деятельности общества стала благотворительность.Был учрежден Конкурс им. А. И. Куинджи для поощрения выдающихся талантов.Общество выдавало пособия нуждающимся художникам и покупало картины свыставок для дальнейшей передачи в провинциальные музеи. Была собранабольшая библиотека книг по искусству. После Октябрьской революции по инициативе Общества был создан Союздеятелей пластический искусств, который должен был на демократическойплатформе объединить все существовавшие в то время группы художников. В1917-18 гг. члены Общества участвовали в реорганизации АХ и создании Пролеткульта. В ноябре 1917 и в мае 1918 г. члены общества организовалибольшие выставки. В 1922 г. был утвержден новый Устав, в котором главнойзадачей провозглашено “содействовать единению художников для развитияхудожественно-культурно-просветительской деятельности, путем устройствавыставок, художественных мастерских, концертов, и тем способствоватьпопуляризации искусства среди широких масс народа”. Председателемправления был избран А. А. Рылов; почетными членами стали А. К. Глазунов, М.В. Нестеров, И. Е. Репин, В. Е. Савинский. В период с 1926 по 1930 г.Общество проводило большие ежегодные выставки, а также устраивало выставкидля рабочих -- в клубах и домах культуры. Однако с конца 1920-х гг.деятельность Общества все чаще подвергалась резкой критике со стороныхудожников пролеткультовской ориентации и находящейся под их влияниеммолодежи. Для того, чтобы укрепить позиции Общества, на пост председателябыл приглашен И. И. Бродский, пользовавшийся


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: