Мы останавливались на общих признаках художественного языка архитектуры, определяющих его как родовое понятие, и на его специфике по отношению к другим знаковым системам (и прежде всего — по отношению к естественному языку). Это родовое понятие охватывает множество видов — языков, которые созданы архитектурой в рамках разных культур. Точно трудно находимые. Здесь неприменимы характеристики, которыми оперирует традиционное искусствознание (типа предложенной Г. Вёльфлином оппозиции «строгий стиль — свободный, живописный стиль»83, характеризующей способ упорядочения художественной формы, или противопоставленных Кон-Винером тектоничности и декоративности 84); они явно не обладают необходимой всеобщностью. Здесь, вероятно, следует исходить из тех взаимоотношений пространства и массы в структуре произведения архитектуры, на основе которых строится система средств архитектурного языка (подобный принцип 3. Гидион предложил для классификации материала истории зодчества 85). Особенно сложно сформулировать универсальные правила и выделить некие инвариантные единицы-знаки для тех систем архитектурного языка, где выразительность определяется прежде всего закономерностью формирования произведения архитектуры в целом. Среди подобных систем можно условно выделить те, в которых акцентировано значение организованного пространства и его свойств, и те, где выражение содержания основывается прежде всего на свойствах масс, организующих архитектурное пространство. В последнем случае среди средств выражения на первый план выступают тектоника и пластичность материальных элементов, фактура и цвет их поверхностей, изобразительные аналогии с «внеархитектурными» объектами. Акценты на значении пространственной формы наиболее последовательно развивало классическое зодчество Японии: тектонические и пластические закономерности наиболее очевидно преобладают в культовой архитектуре Древнего Востока и Центральной Америки доколумбо - вых времен. Чаще, однако, художественные системы зодчества складывались и бытовали в сложной диалектике пространственного и пластического.
|
|
Специфической системой художественного упорядочения их диалектики становился архитектурный ордер. Его четко артикулированные системы ближе, чем любые другие варианты архитектурных языков, стоят к естественному языку. Эти системы в наибольшей мере формализованы; каноны и нормы имеют для них наибольшее значение (системы средств выразительности архитектуры античной Греции, Рима, Ренессанса, барокко, классицизма и различных версий неоклассицизма). Многие художественные языки архитектуры, основанные прежде всего на закономерностях построения целого, включали упорядоченные наборы элементов, близкие к ордеру (а иногда и связанные с ними генетически), но не получавшие последовательного развития и универсального применения, как в романской архитектуре и готике. Здесь можно — с известной мерой условности, конечно,— говорить о «словаре» и «синтаксисе» средств художественной выразительности (хотя зависимость значения элементов от контекста в целом сохраняется и здесь). Все это позволяет выделить языки архитектуры, основанные на использовании закономерностей ордера в особый класс.
|
|
Наиболее сложны стали проблемы формирования архитектуры языков в нашем веке. Само многообразие поисков затрудняло становление устойчивых форм, необходимых для кристаллизации общепонятного языка. Романтические и функционалистические тенденции, утверждавшие плодотворность индивидуализации средств выразительности в зависимости от условий творческой задачи, выступали в соревновании с тенденциями, направленными к целеустремленным поискам устойчивых языковых закономерностей языков — универсальных или национальных (школа Миса ван дер Роэ, различные версии неоклассицизма и регионализма). «Современное движение» в архитектуре декларировало ограничение средств выразительности художественным осмыслением целесообразного. Напротив, неоклассицизм, а в последнее время и некоторые версии постмодернизма исходят от необходимости развития систем чисто знаковых элементов. В 1970-е годы устойчивая семантика архитектурной формы стала целью, которую ставят перед собой творческие направления, вытесняющие функционализм,
Одним из наиболее перспективных направлений поиска нового художественного языка стало осмысление закономерностей индустриального строительства в советской практике 1970-х годов. Здесь на основе, обеспеченной комплексным строительством огромного пространственного размаха, нащупываются зависимости, связывающие социальную организацию, пространственную структуру и метод ее технического осуществления с системой культурных значений. В этом последнем случае сложилась ситуация, напоминающая начальную стадию развития и осмысления ордерной системы, связанную с постепенным отбором и закреплением наиболее целесообразных вариантов.
В современной архитектуре все в движении и становлении. В ней трудно выявить некую завершенную художественную систему, устоявшуюся, прошедшую через процесс кристаллизации, которая могла бы дополнить материал этой главы. Общие же проблемы формирования художественного языка архитектуры нашего времени мы рассматривали выше. Прежде всего обратимся к системам художественных средств, связанных с архитектурным ордером. В истории зодчества ордер — закрепленная традицией система элементов архитектурной формы,
Ведущая свое происхождение от художественного осмысления закономерностей стоечно-балочной каменной конструкции (в эту систему, как мы уже отмечали, с самого начала вошли метафорические напоминания и о другой, деревянной конструкции, следы которых сохраняли даже вариации ордеров, создававшиеся уже в XX веке).
Последовательное развитие этой системы ведет свое начало от греческого зодчества эпохи архаики (если не упоминать эпизодов в древнеегипетской и эгей - ской архитектуре, связь которых с последующим развитием неясна). Обозначающий ее термин — ордер — происходит от латинского «ordo» (порядок, строй), использованного в трактате Витрувия. Изначально система ордера складывалась в тройственном единстве основания сооружения (стилобат), колонн и лежащего на колоннах антаблемента. Соединение стоек и балки, которую они несут,— первичный, самый общий элемент ордерной системы. Его эмоциональная окрашенность определяется прежде всего конкретными взаимоотношениями масс (вертикальных опор и антаблемента, лежащего на них) и перекрытого пространства, а смысловое значение зависит от целостности контекста произведения зодчества и сюжетов, которые обусловлены общекультурной ситуацией.
|
|
Эти взаимоотношения в классической форме ордера, созданной греческой античностью, связаны и с конструктивными возможностями естественного камня и функциональными требованиями (просвет между колоннами не должен быть меньше величины, удобной для прохода). Поэтому с изменением абсолютных размеров каменного ордера менялись и соотношения его элементов,— например, интервал между колоннами уменьшался по отношению к их диаметру, а балка архитрава становилась более высокой по отношению к пролету и менее высокой в сравнении с высотой колонн.