Тема: Методы обучения. Классификация средств обучения

Цель: проверка и закрепление знаний по организации учебного процесса, формирование умений применять полученные знания при анализе педагогических ситуаций.

План:

1. Организации учебного процесса. Понятие о методах обучения.

2. Классификация методов обучения.

3. Понятие о приёмах и средствах обучения. Их классификация

4. Обоснование выбора учителем методов, приёмов, средств обучения.

Основная литература:

1. Андриади И.П. Теория обучения / Под ред. Андриади И.П. (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010.- п., 336 с.

2. Борытко Н.М. Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - п., 496 с.

3. Загвязинский В.И. Педагогика (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2011. - п., 352 с.

4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании (6-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. - п., 192 с.

5. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2011.- о., 144 с.

6. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - п., 192 с.

7. Осмоловская И.М. Словесные методы обучения (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. - п., 176 с.

8. Пидкасистый П.И. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2010.- п., 512 с.

9. Полат Е.С. Дистанционное обучение в профильной школе / Под ред. Полат Е.С. (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009.- п., 208 с.

10. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования (3-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. - п., 368 с.

11. Хуторской, А.В.Педагогическая инноватика (2-е изд., стер.) учеб. пособие.. – М.: Академия, 2010. - п., 256 с.

Дополнительная литература:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М., «Академия», 2008 – 192.

2. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): Учебное пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2003.

3. Подласый, И.П. Педагогика. В 3-х книгах:Учебник для студ.вузов /И.П.Подласый.-2-е изд.,испр.и доп.-М:Владос.- (Педагогика и воспитание). Кн. 1:Общие основы.-2007.-527с.

4. Подласый, И.П. Педагогика:Учебник для студ.вузов/И. П Подласый.- М: Высшее образование, 2008. -540с.-(Основы. наук).

5. Осмоловская, И.М.Дидактика:Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений /И.М.Осмоловская.-2-е изд.,.-М:. Академия, 2008.- 240с.

6. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – Спб.: Питер, 2007.- 432 с.

7. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - С. 322 - 323.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Перминова Л. М. Теория обучения в информационном обществе. Он-лайн служба «Ист Вью». URL: http://www.ebiblioteka.ru/searchresults/article.jsp?art=18&id=26491649

Ермаков, В.Г., Нечаев, Н.Н. КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ/В.Г. Ермаков, Н.Н. Нечаев // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2007. - № 531. С. 3-36. Научная электронная библиотека. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=13288502

Горшкова B.B. ДИАЛОГ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ / В.В. Горшкова // Педагогика. - 2011. - № 2. С. 68-76. Научная электронная библиотека. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16356663

Методические указания:

Повторите теоретический материал по теме. Выполните задания соответственно пунктам плана (1. - задания № 1, 2; 2. - задания № 3, 4).

Задание № 1, имеющее тестовый характер, и задание № 2 ориентированы на проверку ключевых понятий темы.

Задание № 3 предусматривает анализ конкретной педагогической ситуации по вопросу выбора учителем соответственно типу, виду урока методов, приёмов, средств обучения.

Задание № 4 предполагает проектирование фрагмента занятия с обоснованием целесообразности использования по ходу занятия оптимальных средств обучения.

Ход выполнения:

Задание № 1. Тест.

● Что понимают под методом обучения?

а) путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний;

б) исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса в школе;

в) способ деятельности педагога и учащихся, направленный на достижение цели обучения.

● Можно ли анализ, синтез, индукцию, дедукцию считать методами обучения?

а) нет, т.к. это методы логического мышления;

б) да, т.к. они показывают путь овладения знаниями;

в) нет, т.к. они не ведут к достижению цели обучения.

● Какие методы обучения относятся к группе наглядных методов?

а) демонстрация

б) наблюдение

в) лабораторный

● Укажите главное условие применения беседы в обучении.

а) соответствие дидактической задаче;

б) наличие у учащихся запаса представлений по изучаемому вопросу;

в) возраст учащихся.

● К какому методу обучения следует отнести работу учащихся над решением задач?

а) лабораторная работа

б) упражнение

в) практическая работа

● Можно ли считать, что лишь некоторые специальные методы стимулируют интерес и потребность учиться, побуждают учащихся к учению?

а) нет, это общая функция всех методов, применяемых в школе;

б) да, лишь отдельные методы, например контроль, побуждают уч-ся к учению; остальные - нейтральны;

в) ни один метод специально не направлен на побуждение к учению.

● Из перечисленных утверждений выберите факторы, определяющие выбор методов обучения.

а) цель обучения б) уровень мотивации в) тип урока г) степень знакомства учащихся с учебным материалом д) принципы обучения е) содержание учебного материала ж) уровень подготовленности учащихся и учителя з) условия обучения

● Что понимают под приёмами обучения?

а) способ существования учебного процесса;

б) совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение предметом;

в) составляющие метода обучения, которые в совокупности обеспечивают достижение цели.

● Что такое средство обучения?

а) предметная поддержка учебного процесса;

б) способы овладения знаниями, умениями, навыками;

в) внешнее выражение деятельности.

● Является ли речь педагога средством обучения?

а) нет, т.к. речь - это средство общения;

б ) да, т.к. речь - это инструмент деятельности учителя в учебном процессе.

Задание № 2.

● Упорядочите по нарастающей степени полисенсорности воздействия на учеников перечисленные ниже методические действия: показ рисунка, представляющего горизонтальный разрез горной цепи; выполняемый учащимся опыт по сухой дистилляции угля; фрагмент лекции преподавателя на тему "Анализ физических свойств серы".

фрагмент лекции преподавателя на тему "Анализ физических свойств серы"

¯

показ цветного звукового фильма;

¯

показ рисунка, представляющего горизонтальный разрез горной цепи;

¯

выполняемый учащимся опыт по сухой дистилляции угля;

Задание № 3.

· Ознакомьтесь с педагогической ситуацией.

"Урок в четвёртом классе одной из московских школ проходит несколько необычно.

Ученики на Красной площади. Они внимательно смотрят на величественные кремлёвские стены и башни, на расписные купола собора Василия Блаженного, на памятник Минину и Пожарскому.

Почему же эта площадь называется Красной? - начинает свой рассказ учительница. - Красная площадь получила своё название после перестройки её в конце XVII века, когда она была обстроена красивыми каменными зданиями. Красная - значит красивая. В наше время понятие Красная площадь имеет и другой смысл. Красная - значит революционная.

До середины XVII века Красная площадь называлась Пожар, так как здесь были деревянные торговые ряды, которые часто горели. В 1698 году по приказу Петра I эти ряды были снесены. Площадь приобрела нарядный праздничный вид. История Красной площади начинается с того времени, когда были построены вот эти современные кремлёвские стены и башни.

Когда это было? - обращается учительница к классу.

Это было в конце XV века при Иване III, - отвечает одна из учениц.

Из группы ребят выходит "экскурсовод". Мальчик рассказывает о том, как возводились кремлёвские стены, башни и дворцы.

Иллюстрацией к его рассказу звучат стихи Натальи Кончаловской, которые с выражением читает наизусть девочка.

Здесь, у стен Кремля, стихи звучат особенно торжественно и проникновенно.

Затем ребята идут со своей учительницей дальше… Урок продолжается.

Учительница говорит о чудесном соборе Василия Блаженного, о его искусных строителях, рассказывает легенду об их трагической судьбе, читает отрывки из поэмы Д. Кедрина "Зодчие".

Перед глазами ребят встаёт другая картина: исчез вымощенный камнем пологий спуск к облицованной гранитом набережной. Они стоят на крутом обрыве над рекой. А на высоком холме, на самой его вершине, вознёсся дивный, сказочный храм…

Урок окончен, но звонка не будет, - улыбаясь, говорит учительница. Ребята весело смеются.

А вы не забыли, что вам задано на дом?

Нет! Конечно, помним! - хором отвечают ребята и почти слово в слово повторяют план будущего сочинения о Красной площади."

· Проанализируйте ситуацию по алгоритму.

1. Учебный предмет и тема занятия. 2. Участники образовательного процесса. 1. Этапы занятия (урока). 4. Сущность деятельности учителя на уроке. Решаемые им цели, задачи. 5. Деятельность учащихся, её характер. Наличие мотивов. 6. Форма обучения. 7. Тип и вид урока. 8. Методы, приёмы обучения. 9. Средства обучения. История родного края. «Красная площадь» Дети и педагог 1)Рассказ педагога; 2)Рассказ ребенка (мальчик-экскурсовод); 3)Стихотворение (рассказывает девочка); 4)рассказ педагога; 5)Домашнее задание. Экскурсия, рассказ Они равноправные участники Урок – экскурсия Урок – совершенствование ЗУНов Рассказ, объяснение, беседа Месторасположение урока, эмоциональное отношение

· Дайте письменное обоснование применённых учителем методов, приёмов, средств обучения.

· Сделайте вывод о соответствии их форме занятия, его содержанию и целевым установкам.

Педагог использовал действенные методы при проведении урока-экскурсии, т.к. сама экскурсия эмоционально настраивает, вносит новое в повседневную учебную деятельность.

Включение некоторых детей в фрагменты занятия настраивает на то, что дети являются равноправными участниками.

Беседа не оставляет без внимания ни одного ребенка, побуждает активность и эмоциональный отклик.

Задание № 4.

Разработайте вариант проведения фрагмента занятия по курсу "Теория обучения" с использованием дидактических средств обучения. При этом учитывайте следующие дидактические требования:

  1. цель занятия, его содержание, логика изучения материала;
  2. главные элементы, которые должны быть усвоены на занятии;
  3. этап и цель использования оптимальных средств обучения;
  4. методы и приёмы, с помощью которых будет обеспечена познавательная деятельность учащихся.

Тема: «Воспитание, самовоспитание, перевоспитание»

Цель: дать представления о понятиях воспитание, самовоспитание и перевоспитание.

Должно быть усвоено: понятия: воспитание, самовоспитание, перевоспитание, социализация, самоактулизация.

Этапы: рассказ педагога, беседа со студентами, задание на дом.

Самостоятельная работа № 5

Задание № 1.

● Выпишите основные понятия дидактики:

Методы обучения - упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели.

……………………………………………………………………………..

Приемы обучения - элемент метода, его составная часть. ……………………………………………………………………………..

Средства обучения - объект, который необходим для организации учебного процесса. ……………………………………………………………………………..

Задание № 2.

● Составьте таблицу.

"Основные подходы к классификации методов обучения в педагогической теории".

Традиц. В качестве общ.пр-ка выд.методов Практиность, наглядность,словесность, работа с книгой, видеометод
М.А.Данилов, Б.П.Есипов По назначению; последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке Приобретение знаний, формирование умений т навыков, применение знаний, творческая деятельность, закрепление, проверка ЗУН.
И.Я.Лернер, М.И.Скаткин По типу познавательной деятельности Объяснительно-репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковой, исследований
Г.И.Щукина, И.Г.Огородников Способствующие закреплению и совершенствованию приобретённых знаний Упражнения и практическая работа
Бинарская кл-ция М.И.Махмутова Соч-е методов преподавания и уч-я Преп.: объяснение, информационно-собирающий, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий. Уч-я: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый.
Ю.К.Бабанский Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Задание № 3.

Познакомьтесь с классификацией методов продуктивного обучения.

       
   
Методы продуктивного обучения.
 
 


- методы наук - интуитивные методы - методы учеников
- методы учебных предметов - алгоритмические методы - методы учителя
- метапредметные методы - методы эвристики - административные методы

(Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - С. 322 - 323.)

● Ответьте на вопросы:

- Что понимают под когнитивными, креативными, оргдеятельностными методами?

- В чём преимущество данной классификации?

Когнитивные делятся на методы наук, методы учебных предметов, метапредметные методы. Креативныеметоды обеспечивают участникам возможность создания собственных образовательных продуктов, т.н. «Мозговой штурм». Различают: - интуитивные методы; - алгоритмические методы; - методы эвристики.

Оргдеятельностными методамиявляются: - методы учеников; - методы учителя,

административные методы (управленцев образования.

Задание № 4.

Учитывая, что выбор методов обучения определяется смысловыми целями образования, особенностями учебного курса, целью урока, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения, временем, особенностями используемой учителем дидактической системы и т.д., предложите рекомендации по использованию возможных методов на одном из семинарских занятий (по выбору) по курсу "Теория обучения".

Задание № 5.

Прочитайте текст:

"Высокий уровень познавательной активности школьников обеспечивается различными средствами, в том числе и ситуацией успеха, которую педагог создаёт для учащихся. Исследователи определяют её как «комплекс оптимальных приёмов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности школьника».

«Ситуация успеха становится не просто педагогическим приёмом, но условием воспитания такого отношения к учению, которое способствует проявлению и развитию познавательной активности учащихся. Ситуация успеха "перерастает" из приёма в педагогическое условие активизации учебной деятельности только в том случае, если происходит смена позиции учащегося в учебном процессе: из пассивного объекта он должен стать субъектом, творцом учебной деятельности, ощутить в себе уверенность, обрести себя как личность. <…>

Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к учению в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности: положительные эмоции в деятельности; приятное чувство успеха, вызванное преодолением трудностей, предложенных учителем; эмоции радости, интеллектуального подъёма в процессе решения учебных задач; удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим учащимся; осознание недостаточности своих знаний, умений в ситуациях преодоления; формирование устойчивой потребности в самообразовании.»"

· Как вы думаете, можно ли создать на уроке ситуацию успеха для всех учащихся сразу?

На основе анализа опыта педагогов сделайте вывод о том, как каждый из них обеспечивает условия для достижения успеха учащимися или создаёт ситуацию успеха.

Ситуацию успеха можно создать для всех, т.к. это комплекс оптимальных приёмов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.

Задание № 6.

● Проанализируйте приведённые ниже фрагменты уроков. Результаты внесите в таблицу.

Урок Метод обучения Приём Средство
география беседа словесный Вербальные средства
физика практический   опыт
природоведение демонстрация наглядный Печатное пособие
ботаника Работа с книгой   конспектирование

1) Урок географии, тема: "От чего зависит погода. Воздушные массы." Учитель обращается к ученикам: "Как вы помните, несколько дней назад у нас стояла солнечная, тёплая, настоящая весенняя погода. А вчера после полудня вдруг подул слабый, но неприятный, холодный ветер с севера. Ночью и утром сегодня был туман, а сейчас - видите? - мелкий, холодный дождь моросит и с севера тянет всё тот же противный ветер. Интересно, почему так изменилась погода? И какую погоду мы можем ожидать завтра?" После этого учитель ставил перед учениками ряд вопросов. Ученики отвечали на них, затем следовали другие вопросы: "Какая, мы сказали, была погода на днях? А почему не такая, как зимой? А какое значение имеет высота солнца и продолжительность дня? А как изменилась влажность воздуха за эти тёплые дни? Какой воздух принёс северный ветер? и т.д."

2) Урок физики, тема "Инерция". Учитель: "На моём столе находится штатив с подвешенным к нему на нити грузом, к которому снизу привязана вторая нить. Вверху нить натянута грузом, и если дёрнуть за нижнюю нить, то можно ожидать обрыва именно верхней нити. Но вот я произвожу опыт. Вы видите, что оборвалась не верхняя, а нижняя нить. Причиной обрыва является новое для вас свойство тел, которое носит название инерции..."

3) Урок природоведения по теме "Дикие звери зимой". Учитель начинает урок с показа соответствующих рисунков, расположенных в два ряда: "Звери осенью" и "Звери зимой". В первом - рисунки лисы, ежа, медведя, барсука, волка, лося; во втором - лисы, волка, лося. Задание: "Рассмотреть внимательно рисунки зверей в обоих рядах. Что заметили? Что заинтересовало? Сравните оба ряда."

4) Урок ботаники, тема "Строение семян". "Ребята, наша новая тема - "Строение семян". Объяснять я вам её не буду. Посмотрим, сможете ли вы с ней справиться сами. Откройте учебник на 36-й странице. Что написано вверху страницы? ("Семена и посев".) А ниже, помельче, но тоже жирным шрифтом? ("Строение семян".) Ещё ниже? ("Строение семени фасоли".) Со всем этим материалом вам следует познакомиться. Читайте внимательно, не торопясь. Рассмотрите рисунок. На рисунке найдите всё, о чём говорится в тексте. Когда закончите читать, ответьте на вопросы, которые записаны на доске."

Задание № 7.

Прочитайте описание особенностей класса и оснащённости школы учебными пособиями.

● По согласованию с преподавателем определите тему урока. Какие методы обучения в данной ситуации вы бы выбрали? Дайте обоснование.

1) Класс общеобразовательной школы в посёлке городского типа. Отличников нет, неуспевающих по вашему предмету - тоже. Общий уровень знаний и учебных навыков невысок. Интерес к вашему предмету проявляют 1-2 человека, остальные слушают вас внимательно, только если интересно, если же материал сложен для понимания, предпочитают "не напрягаться". Навыки самостоятельной работы в зачаточном состоянии. Владение материалом в основном на репродуктивном уровне. В классе часты проблемы с дисциплиной, на уроке учащиеся отвлекаются, занимаются своими делами, не слушают учителя. В школе неплохой набор наглядных пособий, но ТСО в основном старые, большей частью неисправные.

2) Очень сильный гимназический класс. Абсолютное большинство учащихся помимо школьных заданий занимается самостоятельно, читают дополнительную литературу. В классе высокий общий интеллектуальный уровень, ребята владеют учебным материалом, имеют неплохие навыки учебной и частично-поисковой работы. В классе, как правило, деловая рабочая атмосфера, хотя нередки споры по острым вопросам. Школа хорошо оснащена всеми необходимыми учебными пособиями.

3) Класс общеобразовательной средней школы. Два отличника, трое неуспевающих по вашему предмету, несколько учащихся глубоко интересуются вашим предметом, занимаются в предметном кружке, читают дополнительную литературу, участвуют в научно-исследовательской работе. В целом класс имеет достаточно высокий уровень знании по предмету, правда, вызванный не интересом, а требовательностью учителя. Проблемы с дисциплиной редки, вызваны бывают лишь плохим поведением 1-2 учащихся. Школа оснащена необходимыми учебными пособиями.

1) Урок математики: наглядные – таблицы, схемы – самые эффективные методы; практические –упражнения (закрепление полученных знаний).

2) Урок химии: словесный – беседа (для обобщения знаний).

3) Урок истории: наглядные – показ фильма (обеспечивает повышение активности), экскурсии разжигают познавательный интерес

Практическая работа № 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: