Творческий подход к проектированию: метод генерирования идей

Высшего профессионального образования «Башкирский Государственный Университет»

Факультет: Физики и Математики

Кафедра: Информатики и ИТО

РЕФЕРАТ

На тему: «Творческий подход к проектированию: метод генерирования идей»

Выполнил: Студент 44 г.

Исмагилов Р.Р.

Проверил: Шакирьянов Э.Д.

Бирск 2012 г.

Содержание

Введение. 3

Творческий подход к проектированию: метод генерирования идей. 4

Метод «эвристических приемов». 6

Метод морфологического анализа и синтеза. 9

Заключение. 10

Литература. 11


Введение

Понятие проектирование является растяжимым понятием и не может определятся однозначным определением. Существует два подхода к определению понятия «проектирование»: инженерный подход, бизнес подход.

Существует множество определений понятий «проектирование», вот некоторые их них:

- отыскание компонентов какой-либо физической структуры);

- определяющий фактор для тех частей изделия, которые вступают в контакт с людьми;

- произведение изделия в соответствии с обстановкой при максимальном учете всех требований;

Все определения относятся к инженерному подходу при определении процесса проектирования.


Творческий подход к проектированию: метод генерирования идей

Различают множество методов для проектирования и решения определенных задач, к основным из этих методов относится метод индивидуального поиска проектирования решений или метод коллективного поиска решений задач. И некоторые из этих методов могут быть реализованы с применением информационных технологий. Наиболее распространенный метод коллективного творчества является метод «мозгового штурма». Автором метода мозговой атаки (мозгового штурма) является А. Осборн (США). Основное содержание метода:

- отбирается группа для генерации идей;

- вводится правило, запрещающее критиковать любую идею, какой бы абсурдной она ни казалась;

- ставится задача получения максимального количества идей;

- участники должны пытаться комбинировать или усовершенствовать идеи, полученные другими;

- идеи фиксируются и оцениваются.

Рис. 1. Процедура «Мозгового штурма»


Метод мозгового штурма (или мозговой атаки) призван активизировать разработку новых идей и решений в трудных тупиковых ситуациях, когда известные пути и способы решения проблемы оказываются непригодными. Заключается в предоставлении каждому члену группы права высказывать самые различные идеи по разрешению проблемы вне зависимости от их обоснованности и осуществимости. Целью является получение как можно большего количества предложений. Все предложения фиксируются без критики и оценки, а их обсуждение и анализ производится после завершения процесса генерирования идей. В процессе обсуждения предложенные идеи анализируются в порядке их выдвижения и оцениваются по соответствующим показателям, отражающим имеющиеся ограничения, степень достижения целей, затраты ресурсов, возможную эффективность. Полученные оценки вариантов решения являются основой для выбора наилучшего варианта. Метод мозговой атаки универсален. Он может применяться при решении технических проблем, при решении бизнес-проблем, для решения разнообразных прикладных проблем. К числу важнейших недостатков метода коллективной генерации идей относятся значительный уровень информационного шума, создаваемого тривиальными идеями, спонтанный и стихийный характер генерации идей.

Сформулированы рекомендации по применению метода мозговой

атаки.

1. Эффективное число участников 5–12 человек. При числе участников менее пяти не всегда выполняются ключевые функции инновационного менеджмента. При числе участников более 12 практически теряется управляемость процесса. Оптимальное число членов команды семь человек.

2. Создаются две подгруппы: ядро («профессионалы») и временные члены («чайники»). «Чайники» могут стать генераторами нестандартных идей, а «профессионалы» не пропустят неверное решение.

3. При реализации метода «прямой» мозговой атаки, когда происходит поиск решения, не допускается участие скептиков и критиканов. Наоборот, при реализации метода «обратной» мозговой атаки (при оценке проекта) весьма желательна конструктивная критика.

4. Обязательно участие специалистов из смежных отраслей деятельности.

5. Желательно участие женщин. Практика показывает, что в присутствии женщин у мужчин возрастает результативность интеллектуальной деятельности.

6. Желательно участие «людей со стороны» («свежая кровь»).

7. Приветствуется непринужденная обстановка: фантазии, шутки, смех.

8. Полная продолжительность сеанса не более 1,5–2 часов. Связано это с утомляемостью человеческого мозга.

9. Проблему желательно ставить за 2–3 дня до проведения сеанса, чтобы включилось «подкорковое мышление».

10. Из психологических соображений нельзя проводить заседание в кабинете директора.

11. Результативность атаки повышается, если заранее будет объявлено о награде (гонораре).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: