За последние несколько лет характер запросов родителей несколько изменился, стал более конкретным, обоснованным.
Например, большинство родителей детей дошкольников в 1990 — 1993 годах еще не осознавали необходимости систематического контроля за ходом психического развития ребенка и часто не понимали, что проблемы, возникающие у ребенка, во многом носят психологический характер. Вероятно, поэтому многие родители обращались ко мне, как к психологу детского сада, за консультацией в том случае, если не было причин для беспокойства. Возможно, это связано с тем, что родителям детей-дошкольников сложно заметить неявные отклонения в развитии ребенка: нет такого критерия оценки, как учебная деятельность, где сразу видно, успевает ребенок или нет; кроме того, ребенок дошкольного возраста еще мал, не умеет рефлексировать и выражать свои чувства и переживания, а родители часто не замечают его переживаний, к тому же недостатки в развитии и поведении часто списывают на возраст ребенка.
|
|
В последнее время наметился рост заинтересованности родителей в помощи практического психолога, о чем можно судить по увеличению числа обращений родителей за консультацией к психологу. Кроме того, сейчас, как мне кажется, родители больше осознают свою роль в появлении каких- либо симптомов в поведении ребенка, а не списывают это только на особенности наследственности и темперамента. Вероятно, широкое распространение психологической службы в системе народного образования и обилие научно-популярной литературы по вопросам воспитания стимулируют заинтересованность родителей в получении элементарных психологических знаний, позволяют им другими глазами посмотреть на особенности своих взаимоотношений с ребенком.
Исходя из своего опыта работы в детском дошкольном учреждении, могу отметить, что число обращений родителей за консультацией к психологу зависит от собственной активности психолога-практика, от того, насколько интенсивно и интересно он ведет просветительскую работу среди родителей и воспитателей, как объясняет свои задачи и возможности, очерчивает круг проблем, которые можно решить совместными усилиями психолога, родителей и педагогов.
Попытаюсь выделить несколько групп характерных запросов, встречающихся в практике психолога детского сада.
Первая группа запросов родителей носит «непроблемный», познавательный характер. Родители понимают необходимость контроля за ходом психического развития ребенка, раннего выявления отклонений и задержек в развитии и формулируют свой запрос в виде требования определить уровень умственного и психического развития ребенка.
|
|
Появление такого рода запросов вызвано, вероятно, тем, что в последнее время в нашем обществе уделяется пристальное внимание проблемам школьного детства, раннего обучения и развития дошкольников. Если четыре года назад, такие типы детских дошкольных учреждений, как мини-лицеи, специализированные детские сады, где в качестве основной стоит задача всестороннего развития личности ребенка, были новым и необычным явлением для нашей страны, то сейчас многие детские сады имеют свою специфику и работают по различным развивающим программам. Кроме того, в последнее время выпускается большое число научной и научно-популярной литературы, где подчеркивается важность периода дошкольного детства для последующего умственного и личностного развития ребенка, обращается внимание на необходимость контроля за развитием ребенка, даются советы и методические рекомендации по воспитанию и обучению детей. Однако в такого рода литературе, как правило, мало внимания уделяется возрастным закономерностям и нормативам развития ребенка в дошкольном возрасте. Столь пристальное внимание к дошкольникам в сочетании с недостатком информации о том, что же на самом деле происходит в этом возрасте, вызывает у родителей потребность проконсультироваться со специалистом по поводу своего ребенка. При таких запросах у родителей доминирует желание удостовериться, что ребенок развивается нормально, получить у психолога подтверждение своим мыслям о том, что у них самый развитый и беспроблемный ребенок, В большинстве случаев такие родители плохо воспринимают замечания и рекомендации психолога и в дальнейшем мало следуют его советам.
С другой стороны, запросы родителей определить уровень развития их детей связаны с появлением широкой сети учебных заведений типа лицеев, гимназий и т.п., что доказывает необходимость ранней подготовки детей к обучению в школе со сложной программой и обеспечения им необходимого уровня развития для поступления в такую школу. Но если раньше многие родители обращались к психологу за консультацией о возможности ребенка обучаться в школе с шести лет, то сейчас в большинстве случаев родители не стремятся отдавать ребенка в школу раньше семилетнего возраста и у них не стоит проблема определения готовности ребенка к школьному обучению, так как в семь лет ребенок все равно должен пойти в школу. Кроме того, практически в каждой школе прием детей ведет психолог, который и определяет уровень подготовки дошкольника. Вероятно, поэтому число запросов родителей об определении уровня готовности ребенка к школе уменьшилось: Однако в том случае, если это происходит, то в отличие от родителей первой группы советы и рекомендации психолога воспринимаются внимательно и часто используются, особенно если они представляют собой комплекс игр и упражнений для доразвития, «подтягивания» отстающих психических функций.
Другой круг проблем, возникающих у родителей, связан с проблемой выявления задатков и способностей. Наличие различных групп и кружков по обучению детей музыке, изобразительному искусству, английскому языку, танцам и т.п. ставит перед родителями задачу выбора наиболее приемлемой для их ребенка сферы обучения, а обилие научно- популярной литературы приводит к возникновению иллюзий, что можно уже в 3-4 года определить; к чему способен ребенок (причем часто имеется в виду конкретная сфера знаний или специальность), и развивать его именно в этом направлении. Часто это сводится к насильному и интенсивному обучению детей музыке, математике, иностранному языку или др. В данном случае я считаю, что моя задача в первую очередь состоит в том, чтобы разъяснить возможности появления серьезных в развитии, личности ребенка и объяснить необходимость его всестороннего развития.
|
|
С этим кругом запросов также связана проблема ускоренного психического развитая детей, раннего выявления одаренности. Число обращений в консультацию по этому поводу невелико, однако наличие их ставит перед психологом детского сада особую задачу выявления одаренных детей, контроля за их развитием, составления индивидуальных программ обучения с целью предупреждения нежелательных последствий.
Многочисленную группу составляют запросы родителей, связанные с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста (агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, фантазирование, эмоциональная неустойчивость, нервность). Причем число таких запросов заметно увеличилось.
Можно выделить три круга проблем, в основе которых лежат различные причины появления отклонений в поведении детей.
Первый круг связан с незнанием родителями основных закономерностей развития детей дошкольного возраста, и в связи с этим - завышение требований, предъявляемых к ребенку, ориентация на всегда послушного, «удобного» ребенка, нетерпимость к проявлению самостоятельности. В этом случае при работе с родителями часто бывает достаточно объективной оценки психологом развития ребенка, разъяснений основных закономерностей развития е указавшем на критические возрасты и объяснением необходимости изменения стиля общения с ребенком, снятия лишнего контроля и требований.
Второй круг проблем, связанных с отклонениями в поведении детей, имеет в своей основе нервно-психические нарушения у детей, которые содержат разнообразный спектр своих проявлений (минимальная мозговая дисфункция, неврозы, психосоматические заболевания, психическое недоразвитие и др.). Эти нервно-психические нарушения относятся к сфере деятельности психоневролога, невропатолога, психиатра, не исключая, однако, своевременной психологической помощи. И здесь в первую очередь задача психолога состоит в своевременной рекомендации родителям обратиться за консультацией к специалисту. Другой круг проблем связан с изначальным неверным подходом к воспитанию ребенка: гиперопекой, запугиванием, частыми физическими наказаниями, полным отстранением от процесса воспитания, безразличием.
|
|
3.2 Задачи взаимодействия педагога-психолога и