Глава 6
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Ключевые слова: деятельность, принцип единства сознания и деятелс-ности структура деятельности операционный аспект деятельности (деятельность, действие операция), мотивационный аспект деятельности (мотив, цель условие) принцип анализа по единицам (Л С Выготский) культурно-историческая теория Л С Выготского общая теория деятельности А Н Леонтьева внешняя и внутренняя деятельность человек как субъект деятельности
Общие методологические проблемы
Деятельностный подход можно рассматривать как наиболее значительный вклад отечественной психологической науки в мировую психологию Становление и развитие теории деятельности обычно связывают с именами Л С Выготского П Я Гальперина, А Н Леонтьева. С. Л. Рубинштейна Время возникновения -30-е гг XX в когда психология переживала кризис школ. Два господствующих направления психология сознания и бихевиоризм (психология поведения) — не могли уже претендовать на монопольное объяснение психики человека.
|
|
Сначала М Я Басов ввел понятие «деятельность», а затем С Л Рубинштейн и Л С Выготский стали говорить о единстве сознания и поведения сознания и деятельности Как заметил С Л Рубинштейн, цель введения понятия «деятельность» состояла в том, чтобы объединить психологическим изучением как внешнее поведение человека, так и его сознание В свою очередь, тезис о единстве сознания и деятельности делает возможным теоретическое и экспериментальное изучение сознания через анализ, конструирование и целенаправленное формирование внешнего поведения (Логвинов 1980)
В настоящее время в психологии деятельности речь может идти о деятельностном подходе и конкретных теориях деятельности в его рамках (В А. Лекторский) деятельностной школе и психологическом подходе к деятельности как психологической проекции философской категории деятельности (В П Зинченко) междисциплинарной теории деятельности как особом направлении в современной философии логике, социологии и психологии (В В. Давыдов), деятельностной парадигме (В А Янчук)
А А Леонтьев различает три уровня психологической теории деятельности
1)исходные теоретико-методологические предпосылки обеспечивающие единстве психологической теории деятельности как особой научной школы (школы Выготского)
2)собственно психологический концептуальный аппарат
3)система конкретных интерпретаций фактического материала
К теоретико-методологическим предпосылкам деятельностного подхода он относит
•преодоление «постулата непосредственности» путем введения категории предметной деятельности
|
|
•идея деятельности как единства процессов преобразования и отражения действительности
•идея единства «внешних и внутренних форм деятельности» и формирования «внутреннего» через интериоризацию «внешнего».
•идея единства субъективного и объективного индивидуального и социального в деятельности и через деятельность
•историко-генетический принцип анализа реализующий системный подход в смысле К Маркса (Леонтьев 2001)
Н Ф Талызина в целом согласна с В В Давыдовым и В А. Лекторским что деятепьностный подход — более широкое понятие чем психологическая теория деятельности При этом она полагает, что для построения деятельностной психологии необходимо перейти с методологического уровня на уровень конкретно-психологический и совершить переход от психологической теории деятельности к деятельностному подходу в психологии (Талызина 2002)
Э Г Юдин считает что в теории деятельности предметом собственно психологии является лишь уровень действия, а два других уровня выполняют скорее «пояснительную роль» деятельность как способ связать психологию с социально-философским аспектом, а операция — с нейропсихологией (Юдин. 1976).
Мы полагаем что в деятельностном подходе (по аналогии с системным подходом) необходимо различать уровень философского общенаучного и частно-научного метода Тогда философскому методу будет соответствовать деятель-ностчый подход С Л Рубинштейна общенаучному — общая теория деятельности А Н Леонтьева частно-научному — деятельностные теории В В Давыдова и П Я Гальперина(Лобанов 2002)
Также вызывает разногласия признание приоритета С Л Рубинштейна или А Н Леонтьева в разработке психологии деятельности Так А В Брушлинский однозначно считает основоположником деятельностного подхода в психологической науке С. Л Рубинштейна В П. Зинченко согласен, что приоритет переноса философской категории деятельности на психологическую почву действительно принадлежит С Л Рубинштейну А Н Леонтьев обратился к проблематике деятельности позже его, но именно Леонтьеву принадлежит наиболее развернутая общепсихологическая теория деятельности (Зинченко, Моргунов, 1994, Степанова, 2002)
Следует различать понятия «активность» «поведение» и «деятельность»
Активность — понятие выражающее способность живых существ производить произвольные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов-раздражителей (Словарь психолога-практика, 2001) Активность является всеобщей характеристикой жизни: это деятельное состояние живых существ как условие их существования в мире Активное существо обладает особым качеством — способностью к самодвижению в ходе которого живое существо воспроизводит себя и превращается в субъект активности. Для биологического уровня движения материи активность выступает как жизнедеятельность или жизнь
Двигательная активность усложняется по мере развития живых существ Если активность растений практически ограничена обменом веществами с окружающей средой, то активность животных включает элементарные формы исследования этой среды и научение. Активность человека самая разнообразная.
Поведение — это присущее живым существам взаимодействие со средой опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активгюстью. В традиционной психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. К поведению относят следующие факты (Гиппенрейтер, 1998) 1) все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей,— поза, мимика, интонации, взгляды, блеск глаз, покраснение, побледнение. дрожь, прерывистое или сдерживаемое дыхание, мышечное напряжение и др.. 2) отдельные движения и жесты такие как поклон, кивок подталкивание, сжимание руки, стук кулаком и т п.: 3) действия как более крупные акты поведения имеющие определенный смысл. 4) поступки — еще более крупные акты поведения, которые имеют, как правило, общественное, или социальное звучание и связаны с нормами поведения, отношениями, самооценкой и т д.
|
|
Внешние проявления поведения имеют большое психологическое значение они одновременно и неотъемлемая сторона внутреннего состояния, и непосредственное выражение характера человека, его опыта и его отношений, и предмет его собственного контроля, и средство общения между людьми — язык говорящий часто больше, чем можно сообщить с помощью слов. Иными словами, внешние проявления отражают субъективные состояния содержания сознания, свойства личности
Первые попытки научно понять поведение возникли на основе механистического детерминизма, в категориях которого поведение трактовалось по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии позволило объяснить целесообразность поведения живых существ и стимулировало разработку объективных методов исследования поведения в единстве его внешних и внутренних проявлений.
На основе биологического детерминизма сложилось учение И П Павлова о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой он считал поведение Дж Уотсон определил поведение как систему реакций Бихевиористы включили в поведение только те реакции которые являются явными и которые можно наблюдать Этот подход не учитывал всей сложности психической деятельности человека и игнорировал процессы сознания. Более компромиссную позицию занимали необихевиористы Э Толмен внес в схему S—R «промежуточные переменные», под ними он понимал внутренние процессы, которые опосредуют деиствия стимула, то есть влияют на внешнее поведение. К ним Э. Толмен отнес такие образования, как «цели» «намерения», «гипотезы» «познавательные карты» (образы ситуаций) и т. п Хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как «конструкты» о которых следует судить исключительно по свойствам поведения Еще более гибкое определение поведения дали представители когнитивного подхода Они рассматривали поведение скорее как мысленное представление чем как внешний измеряемый поведенческий акт.
|
|
Понятие «деятельность» есть исходное в понимании психической активности человека рассматриваемого с позиции «человека-деятеля» Деятельность — это динамическая саморазвивающаяся, иерархическая система взаимодействий субъекта с миром в процессе которых происходит порождение психического образа воплощение его в объекте осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной деятельности Психология и педагогика 1998) Деятельность является основным способом проявления и развития рефлексивного сознания В деятельности человек и окружающий мир взаимопроникают друг в друга Деятельность есть источник, результат и необходимое условие развития человеческой культуры цивилизации индивидуального опыта жизни Совместная деятельность людей создает мир человеческих отношении.
Любая деятельность — это сложная, противоречивая система активного целенаправленного взаимодействия и связей человека с окружающей реальностью. С одной стороны, она пронизана социальными нормами, которые создают возможность целенаправленных, эффективных и согласованных действий в контексте жизнедеятельности. С другой стороны, каждая деятельность требует индивидуального подхода, творчества и ее субъекта. В деятельности, при решении любой задачи человек использует весь свой творческий потенциал. В деятельности рождаются новые потребности отношения тем самым идет процесс «воспроизводства» и обновления человека как индивида, личности субъекта деятельности и индивидуальности.
Объективными характеристиками деятельности являются разворачивание ее зо времени необходимость совершать при этом разные действия. Динамичность деятельности представляет объективный механизм саморазвития деятельности и ее субъекта.
Деятельность выступает как основной способ жизни человека, как активность по удовлетворению определенных потребностей отвечающая конкретному мотиву, которая одновременно существенно детерминирует развитие психики. Здесь сознание выступает как результат усвоения человеческой культуры — исторического опыта человеческой деятельности. Основным средством усвоения человеческой культуры является язык.
Рассмотрим отличие понятия «активность» от понятия «деятельность».
В физиологии понятие «активность» употреблялось в качестве синонима деятельности (например «активная форма мышления» как «деятельность мышления») Деятельность в смысле активности трактовали И М Сеченов, И П Павлов Н А Бернштеин и др Важно, что и до, и после работ Н А Бернштейна, создавшего физиологию активности сама активность понималась в традиционном рефлекторном смысле как реактивность организма при его уравновешивании со средой. Такое понимание получило распространение благодаря бихевиоризму и проникло в психологию и социологию где реализовалось в понятии о поведении Caw H А. Бернштейн понимал активность как противоположный реактивности атрибут всего живого В психофизиологии деятельность понимается в физиологическом смысле активности, и даже «трудовая деятельность» — в смысле «трудовой активности»
Отличие деятельности человека от активности животных сводится к следующему.
Деятельность человека | Активность животных; |
Носит продуктивный, творческий, созидательный характер | Имеет потребительскую основу она ничего нового не создает |
Связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве средств собственного развития | Человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют |
Преобразует самого человека его способности, потребности, условия жизни | Практически ничего не меняет ни в них самих ни во внешних условиях жизни |
Является продуктом общественно-исторического развития | Выступает как результат их биологической эволюции. |
Предметная деятельность не дана с рождения Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов Такая деятельность требует формирования и развития в обучении и воспитании То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим, структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности | Дана изначально генотипически обусловлена и разворачивается по мере, естественного анатомо-физиологиче- ' ского созревания организма |
Деятельность есть целесообразная жизнедеятельность, свойственная высокоорганизованным животным (деятельность животных) и людям (человеческая деятельность). Нецелесообразная, не организованная целесообразно жизнедеятельность не является деятельностью, но остается биологической и, в частности, физиологической активностью. Человеческая деятельность — это созидательная деятельность
Отличие поведения от деятельности состоит в том, что поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создание определенного продукта, носит зачастую пассивный характер Деятельность всегда целенаправленна активна нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно деятельность организованна; поведение хаотично, деятельность систематична