Про науку общения

ОБЩЕНИЕ — процесс обмена между людьми опреде­ленными результатами их психической и духовной деянести: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, переживаниями и установками.

Понятие общения используется и для характеристики специфики взаимодействия и общения между представи­телями различных этнических общностей (см. Культура общения).

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение вы­полняет шесть функций: прагматическая, формирова­ния и развития, подтверждения, объединения-разъеди­нения людей, организации и поддержания межличност­ных отношений, внутриличностная.

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятель­ности. При этом само общение очень часто выступает са­мой важной потребностью.

Функция формирования и развития отражает способ­ность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Обща­ясь с другими людьми, человек усваивает общечеловечес­кий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также фор­мируется как личность. В общем виде общение можно оп­ределить как универсальную реальность, в которой зарож­даются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

Функция подтверждения обеспечивает людям возмож­ность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контак­тов, способствует передаче друг другу необходимых сведе­ний и настраивает их на реализацию общих целей, наме­рений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифферен­циации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохране­ния достаточно устойчивых и продуктивных связей, кон­тактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ конкретные его характери­стики, показывающие его единство и многообразие.

Общение обычно проявляется в единстве пяти его сто­рон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона общения отражает взаимо­действие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего это семья и профес­сиональная группа, которые пользуются сложившими­ся культурно-историческими и профессиональными шаб­лонами поведения. Вместе с этими шаблонами поведе­ния человек усваивает национально-этнические, соци­ально-возрастные, эмоционально-эстетические и другие эталоны и стереотипы общения.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с лично­стью партнера. Она охватывает не только познание друго­го человека, но и самопознание. В результате в процессе общения формируются образы-представления о себе и партнерах, которые регулируют сам этот процесс.

Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Но такой под­ход к человеческому общению является очень упрощен­ным, ибо в условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Эмотивная сторона общения связана с функциони­рованием эмоций и чувств, настроения в личных кон­тактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступ­ках, поведении. Через них проступают взаимные отно­шения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности.

Конативная (поведенческая) сторона общения слу­жит целям согласования внутренних и внешних проти­воречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управ­ляющее воздействие на личность во всех процессах жиз­недеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в со­вместной деятельности.

СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ — описание процесса взаимо­действия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и пресле­дующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.

В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, ре­зультатами труда, но и мыслями, намерениями, идея­ми, переживаниями и т.д. Каждая общность людей рас­полагает своими средствами воздействия, которые ис­пользуются в разнообразных формах коллективной жиз­ни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обы­чаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художествен­ной литературе, кино, радио и телевидении. Такие сво­еобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. Они служат сред­ствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Человек как существо социальное находится в центре влияния всей совокупности проявлений содержания об­щения. Однако увлечение при этом лишь инструменталь­ной стороной общения может нивелировать духовную сущ­ность людей и привести к упрощенной трактовке обще­ния как информационно-коммуникативной деятельности. Такая трактовка общения недопустима. В этом случае проблема человека уходит на дальний план и потом ред­ко возвращается на должное место, либо решается по непродуктивным сценариям. Поэтому при неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на комму­никативную сферу и сферу взаимоотношений важно не потерять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других. Вот поче­му общение по своему содержанию является сложнейшей психологической деятельностью партнеров (см. также: Виды общения, Стороны общения, Функции общения).

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ — типологические составляющие, позволяющие правильно оценить его сущность, содер­жание и полноту проявления. Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.

Различают межличностное и массовое общение. Меж­личностное общение связано с непосредственными кон­тактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множе­ство непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными ви­дами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное и ролевое обще­ние. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступа­ют как носители определенных ролей (покупатель—про­давец, учитель—ученик, начальник—подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спон­танности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В про­цессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная еди­ница, выполняющая определенные функции.

Общение может быть доверительным и конфликт ным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность — суще­ственный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным про­тивостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. Личное об­щение — это обмен неофициальной информацией. А де­ловое общение — процесс взаимодействия людей, вы­полняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возника­ют различные виды опосредованного общения. Опосредо­ванное общение — это взаимодействие при помощи до­полнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

В социальной психологии многообразие общения мо­жет быть охарактеризовано и по типам. Императивное общение — это авторитарная, директивная форма взаи­модействия с партнером по общению с целью достиже­ния контроля над его поведением, установками и мыс­лями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императив­ного общения — принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, пред­писания и требования. Сферы, где достаточно эффек­тивно используется императивное общение: отношения “начальник—подчиненный”, воинские уставные отно­шения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычай­ных обстоятельствах. Можно выделить и те межлично­стные отношения, где применение императива неумест­но. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система пе­дагогических отношений.

Манипулятивное общение — это форма межличност­ного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осу­ществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция пред­полагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель опре­деленных, “нужных” манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного имен­но этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, пе­реходя на стереотипные формы поведения, руководству­ется ложными мотивами и целями, теряя стержень соб­ственной жизни. Манипуляция используется непорядоч­ными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации, когда реа­лизуется концепция “черной” и “серой” пропаганды. При этом владение и использование средств манипуля-тивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отноше­ния, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

Объединенные вместе на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения со­ставляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как лич­ность. В свою очередь, диалогическое общение — это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, име­ющее целью взаимное познание, самопознание партне­ров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает ус­ловия для взаимного развития.

КОММУНИКАЦИЯ — а) передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой; б) линия или канал, соединяющие участников обмена информаци­ей; в) взаимодействие, с помощью которого инфор­мация передается и принимается; процесс передачи и приема информации. В процессе коммуникации осу­ществляются: взаимное влияние людей друг на дру­га; обмен различными идеями, интересами, настрое­ниями, чувствами.

Коммуникации между людьми имеют ряд специфи­ческих особенностей:

* наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (при этом вза­имное их информирование предполагает налажива­ние совместной деятельности);

* возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков;

* коммуникативное влияние лишь при наличии еди­ной или схожей системы кодификации и декоди-фикации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимаю­щего ее);

* возможность возникновения коммуникативных ба­рьеров (в этом случае четко выступает связь, суще­ствующая между общением и отношением).

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТИЛИ ОБЩЕНИЯ — это

способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения Обычно выделяют 10 таких стилей:

1) доминантный (стратегия, направленная на сниже­ние роли других в коммуникации);

2) драматический (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения);

3) спорный (агрессивный или доказывающий);

4) успокаивающий (расслабляющая манера общения, имеющая целью снижение тревожности собеседника);

5) впечатляющий (стратегия, ориентированная на то, чтобы произвести впечатление);

6) точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения);

7) внимательный (выказывание интереса к тому, что говорят другие);

8) воодушевленный (частое использование невербаль­ного поведения — контакт глаз, жестикуляция, движе­ние тела и т.д.);

9) дружеский (тенденция открытого поощрения дру­гих и заинтересованность в их вкладе в общение);

10) открытый (представляющий стремление безбояз­ненно выражать свое мнение, чувства, эмоции, личнос­тные аспекты своего Я).

КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ совокупность от­крытых, упорядоченных процессов передачи социаль­но значимой информации, поддающихся целенаправ­ленному регулированию и использующихся правящей элитой для утверждения определенных духовных цен­ностей данного общества и оказания идеологическо­го, политического, экономического или организаци­онного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Коммуникация массовая характеризуется, во-пер­вых, рассредоточенностью аудиторией; во-вторых, наличием широкомасштабных коммуникативных про­цессов, осуществляющихся с помощью технических средств; в-третьих, передачей информации одновремен­но по различным каналам (книгопечатание, издание газет и журналов, радио- и телетрансляции); в-чет­вертых, принципиальной доступностью информации всем желающим.

Анализ массовой коммуникации как “индустрии куль­туры” был дан известными теоретиками зарубежной пси­хологии Т. Адорно и М. Хоркхаймером. Их концепция коммуникации массовой отразила негативное, крити­ческое отношение к состоянию общественного сознания современного им общества, поэтому они обращали вни­мание не на позитивные результаты прогресса массовой коммуникации, играющие исключительно важную роль в демократических преобразованиях, а на использова­ние информации для манипулирования сознанием. Боль­шинство исследователей массовой коммуникации пола­гают, что ее характер и цели как орудия идейно-поли­тической борьбы, управления, пропаганды, распростра­нения культуры, рекламы определяются социальной природой общества.

КОММУНИКАЦИЯ МЕЖГРУППОВАЯ взаимодей­ствие людей, полностью детерминированное их принад­лежностью к различным группам или категориям насе­ления и независимое от их межличностных “вязей и индивидуальных предпочтений.

КОММУНИКАЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ

а) передача информации, сообщений, сведений между представителями разных национальных общностей, име­ющая как двусторонний, так и односторонний харак­тер; б) процесс передачи информации посредством речи, языка или печатных, звуковых знаковых и иных сис­тем; в) социально-психологические явления и процес­сы, возникающие в ходе непосредственного взаимодей­ствия и общения людей различных национальностей.

Различают три составные части межнациональной коммуникации. Первая — обмен информацией между представителями различных этнических общностей. Он зависит от активности субъектов общения, их на­циональных установок, от нравственного климата, образа жизни народов. Например, установившийся уровень доверия предполагает один уровень общения, недоверия — другой. Вторая часть межнациональной коммуникации — восприятие и понимание людьми различных национальностей друг друга, которые во многом зависят от закономерности общения и соци­ально-психологических особенностей взаимодействия индивидов различных национально-этнических групп, а также от специфики проявления этнических сте­реотипов.

КОММУНИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ система внутриэтнических, внутринациональных связей и кон­тактов. К. н. формировалась по мере становления и развития самобытной национальной культуры, языка, психологии и традиций этнической общности.

Объективной основой национальной коммуникации является потребность в общении и связях в ходе эконо­мического, политического развития нации, обмена куль­турными достижениями, продуктами и результатами труда. Существует тенденция: чем выше внутринацио­нальная и внутригрупповая интеграция, тем заметнее достижения в экономике и культуре, более интенсивны социально-политические и внутригрупповые контакты и коммуникативные связи между людьми.

КОММУНИКАТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАЦИО­НАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ —

явления, характеризующие национальное своеобразие взаимодействия, общения и взаимоотношений предста­вителей различных этнических общностей и групп. Они находят свое проявление во взглядах и внешних фор­мах поведения, в специфических приемах и способах передачи и обмена информацией и т.д.

Функционирование и развитие коммуникативно-по­веденческих национально-психологических особенностей неразрывно связано с процессом формирования нацио­нального самосознания этноса, в содержании которого зафиксировано своеобразие национальных черт харак­тера и поведения людей, их языка, культуры, нацио­нальных традиций, образа жизни.

СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ выражает его управленческие способности и профессиональную компетентность, ведущие мотивы и ценностные ориен­тации, свойства интеллектуальной и коммуникативных сторон личности, общую культуру, нравственность и психологический такт.

Будучи формой передачи руководящих воздействий, стиль общения руководителя воплощает его властные полномочия по отношению к подчиненным.

Успешность руководства, взаимоотношения в коллек­тиве, авторитет руководителя находится в прямой за­висимости от эффективности его стиля общения.

К уровням стиля общения руководителя относятся личностный и ситуативный. Личностный уровень обус­ловлен устойчивыми коммуникативными чертами ха­рактера; ситуативный детерминирует возможности выбора способов общения, нетипичных для руководите­ля, однако личностный уровень является ведущим.

Различаются форма стиля общения и его структура. Под формой понимается совокупность особенностей по­ведения в ситуации. Структура стиля — это устойчи­вая, закономерная взаимосвязь внутренних и внешних компонентов, задающих качественную определенность и индивидуально-типологическое своеобразие стиля.

СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ — устойчивая совокупность личностных и социально-психологических характерис­тик руководителя, посредством которых реализуются те или иные методы воздействия на группу (коллектив).

Стили руководства различают по признаку преобладания личных или групповых способов влияния на людей, вхо­дящих в организацию, подразделение, учреждение. Это авторитарное управление: руководитель сам опреде­ляет групповые стили, сам принимает решения, на под­чиненных воздействует, главным образом, приказом, распоряжениями, которые не подлежат обсуждению. Демократичное управление _ руководитель активизи­рует группу на общую разработку решений и коллектив­ную их реализацию, организует систематический обмен информацией, мнениями, на подчиненных влияет убеж­дением, советами, доказатель-ствами. Либеральное (пас­сивное) управление — низкий уровень требований к под­чиненным, при котором главные СПОСобы влияния на них выступают просьба, информация.

Демократический стиль управления, справедливое от­ношение к подчиненным способтвуют формированию у них доброжелательности, готовности к сопережива­нию и взаимной поддержке. Авторитарный стиль, гру­бость, пренебрежение достоинством людей порождают безразличие, безнравственность, жестокость.

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ служебное обще­ние руководителя с подчиненными. Его цель — отдать распоряжение, посоветовать, получить информацию о выполнении задания, дать оценку исполненного.

Управленческое общение определенные особенности:

• оно исходит из определенных целей и побуждений (необходимость ставить задачи, выдавать распоряди­тельную информацию, предъявлять требования и т.д.);

• включает то или иное его поведение (речь, мимика, жесты и т.п.), эмоции и чувства (симпатии, антипатии,удовлетворенность,огорчение и т д,познание (восприятие руководимых, мышление, воображение, представ­ление), волю (выдержка, самообладание, саморегули­рование), анализ результатов состоявшегося общения. Эти особенности в той или иной мере проявляются в групповом и индивидуальном управленческом общении руководителя. Вне общения невозможно организовать общую деятельность, обмениваться необходимой для ее успеха информацией. В процессе общения выражается отношение руководителя к руководимым, устанавлива­ется взаимопонимание и эмоциональное единство, пере­даются по механизму внушения и подражания его пси­хические состояния, готовность к сотворчеству.

Инициатива в общении дает возможность руководите­лю влиять на решение ряда ближайших и отдаленных задач, обеспечивает соответствие своих воздействий как целям общей деятельности, так и настроениям, чувствам, ожиданиям подчиненных, создавать нужный морально-психологический климат, мобилизовывать их на актив­ную и творческую деятельность, преодолевать неуверен­ность, пассивность, учитывать индивидуальные и другие особенности, воздействовать на взаимоотношения и разви­тие личности и коллектива, предупреждать конфликты.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО КОЛЛЕКТИ­ВА — высокий уровень эффективности его совместной деятельности.

Профессиональное мастерство коллектива основыва­ется на индивидуальных и коллективных знаниях, на­выках, умениях, качествах, установках, правильном восприятии и представлении всеми специалистами хода решения задач. Если же возникает неупорядоченность действий, отсутствует слаженность, нет ясного понима­ния места и роли каждого в общей работе, снижается эффективность коллективной деятельности. Всем спе­циалистам коллектива нужно знать требования к взаи­мозависимой деятельности, к своему поведению при выполнении стоящих задач. Владея информацией, не­обходимой для быстрой оценки перемен в трудовой об­становке и собственной деятельности, коллектив смо­жет своевременно изменить свое поведение, найти вы­ход из сложной ситуации, творчески решить задачу.

Навыки коллективной деятельности — результат ос­воения норм, правил и условий успешного взаимодей­ствия между специалистами, выполнения общей зада­чи. Это зафиксированные специалистами требования к темпу и ритму общей деятельности. Эти навыки обеспе­чивают синхронность, согласованность и эффективность работы всего коллектива. Коллективу нужны также навыки деловых и нравственных взаимоотношений, быстрого взаимопонимания. Умения коллективной дея­тельности заключаются в правильном использовании коллективом знаний и навыков, творческом примене­нии средств профессиональной деятельности при выпол­нении задач в различных условиях.

БАРЬЕР ОБЩЕНИЯ — психологическое состояние, переживаемое человеком как неадекватная пассивность, препятствующая общению. Он может возникать как в связи с эмоциональным состоянием общающихся лиц, так и в связи с несовпадением смыслов высказываний, просьб, приказов и т.п. В состоянии субъекта при воз­никновении барьеров наблюдаются усиленные отрица­тельные переживания (например, переживание стыда, вины, страха, тревоги, снижение самооценки и др.).

В целом барьеры общения можно подразделить на ба­рьеры эстетические, моральные, эмоциональные. Напри­мер, человек, задержанный в грязной одежде, вследствие эстетического барьера заранее воспринимается как по­тенциальный правонарушитель, хотя, разумеется, за ним может и не быть никаких противоправных поступков.

Барьеры в общении связаны с предвзятостью и бес­причинностью негативных установок, возникающих в ряде случаев по первому впечатлению. Отрицательные установки могут вводиться в опыт человека кем-то из людей. У застенчивых сильным препятствием в обще­нии становятся ожидания непонимания или беспокой­ство о том, будет ли общение успешным. В отношениях людей разных поколений возникают барьеры возраста. Иногда человек сам создает себе препятствия в обще­нии в силу своих неверных представлений о других лю­дях (см. также Трудности общения, Барьеры коммуни­кации).

БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИ­ЧЕСКИЙ, ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ) — взаимонепо­нимание между людьми — представителями различных этнических общностей и культур, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различное смысло­вое значение и неодинаковое толкование в силу языко­вых различий, принадлежности к разным национальным культурам.

Так, в некоторых восточных странах принято сни­мать обувь перед входом в жилище. В европейских же государствах, наоборот — гостя пропускают в дом в обуви. То же самое относится и к жестам. Движе­ния головой, плечами, руками, походка, взгляд в од­нотипных ситуациях означают не одно и тоже. На­пример, во Франции, Турции, США, Италии и т.д. В связи с этим в новой национальной среде человек может попасть в пикантное положение. Так, для ис­панца прикосновение собеседника к мочке уха — ос­корбление. Для грека таким же оскорблением будет поднятая рука с открытой ладонью в его сторону. Говоря “да”, грек, турок, болгарин будут поворачи­вать голову вправо и влево, что для большинства ев­ропейцев равнозначно “нет”. Африканцы и азиаты считают на пальцах не так, как это делают в Пари­же и Вашингтоне. Японец начинает с открытой руки, загибает большой палец на счет “один”, указатель­ный — на счет “два”, и так далее. Когда все пальцы загнуты, начинается обратный процесс — отогнутый мизинец — “один”, безымянный палец — “два”... Или другой жест, имеющий различные толкования: большой и указательный пальцы сложены в виде кольца. Для американца — это “о'кей”, для жите­лей французского Средиземноморья — “ноль” или “ничто”, для тунисца — “я тебя убью”, для токий­ца— “деньги”. Указательный палец, приложенный к виску, выражает глупость во Франции, ум — в Гол­ландии. С точки зрения итальянца из Флоренции палец у века — проявление доброжелательности, а вот для испанца этот жест означает недоверие; француз же посчитает, что его принимают за лжеца.

БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ — это психологичес­кие препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению. В ходе коммуни­кации могут возникать различные барьеры.

Можно говорить о существовании барьеров пони­мания (непонимания), барьеров социально-культур­ных различий и барьеров отношения. Возникновение барьера понимания обычно связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Напри­мер, он может возникнуть из-за погрешностей в са­мом канале передачи информации — это так называ­емое фонетическое непонимание. Барьер фонетического непонимания порождается таким фактором, как не­выразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов. Су­ществуют также семантические барьеры непонимания, связанные прежде всего с различиями в системах зна­чений (тезаурусах) участников общения. Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной ком­муникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи комму­никатора и ситуации общения или стиля речи и ак­туального психологического состояния реципиента и др. Существует также и логический барьер непони­мания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Можно говорить о суще­ствовании “женской” и “мужской” психологической логики, о детской “логике” и т.д.

Причиной непонимания могут служить барьеры соци­ально-культурных различий. Это — социальные, поли­тические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профес­сии, определенной национальности пола и возраста. Например, большое значение для уменьшения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

Барьеры, отношения — это уже чисто психологичес­кие феномены, возникающий в процессе общения ком­муникатора и реципиента, к которым можно отнести возникновение чувства неприязни, недоверия к своему коммуникатору, влияющим и на передаваемую инфор­мацию. Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле ком­муникативный барьер — это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между уча­стниками.

ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — это пись­менная и устная речь, используемые в качестве знако­вых систем.

Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованнос­ти человека. Письменная речь громоздка, часто содер­жит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста. Письменная речь не допускает различных толкований предложений, по­этому ее и предпочитают в науке, деловых и юридичес­ких отношениях. Преимущества письменной речи ста­новятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользо­ваться письменной речью, нужно обогащать свой сло­варный запас, требовательно относиться к стилю.

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной ре­чью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т.е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благода­ря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность. На­пример, одно и то же предложение допускает различные толкования. Преимущества устной речи проявляются там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, в условиях дефицита времени защищать свою честь и до­стоинство (см. также: Невербальные средства общения).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг мальных потребностей. Взаимная заинтересованность в удовлетворении аномальных потребностей сужает взаи­модействие членов группировки рамками взаимодей­ствия, сотрудничества в удовлетворении данной потреб­ности. Как правило, в контакт не вовлечена вся струк­тура личности, а лишь те ее стороны, которые связаны с аномальными потребностями. Проявление данного вида отношений — взаимное участие, помощь в удовлетворе­нии аномальных потребностей, при поиске объектов потребности, взаимная стимуляция потребности. Член­ство в группировке, время ее существования, характер взаимоотношений всецело обусловлены возможностями и желанием удовлетворить общую для данных партне­ров потребность.

Каждое из описанных взаимоотношений людей отлича­ется собственными функциями, глубиной вовлечения личности, критерием выбора партнеров, содержания отно­шений, их проявлением. Это дает основание считать их самостоятельными видами межличностных отношений.

ВИДЫ ВНУШЕНИЯ — типологические составляю­щие, позволяющие правильно оценить его сущность, содержание и полноту проявления.

Внушение можно классифицировать по различным основаниям:

* по способу внушающего воздействия; ” по наличию средств воздействия;

* по временному периоду между воздействием и от­ветной реакцией;

* по длительности эффекта воздействия;

* по содержанию воздействия.

Во-первых, по способу воздействия внушение может быть открытым или закрытым. Открытое (прямое) внушение — это внушение с конкретной, четко обозна­ченной целью. Например, людей призывают к соверше­нию определенных действий. Открытое внушение отли­чается прямой направленностью на конкретный объект воздействия. Закрытое (косвенное) внушение характе­ризуется неявностью цели или не имеет прямой направленности на того, кто является истинным объектом воз­действия.

Во-вторых, исходя из наличия средств воздействия внушение может быть контактным или дистантным. Контактное воздействие ведется в условиях непосред­ственного общения с объектом и имеет место, главным образом, во время индивидуальных и групповых бесед, митингов, собраний, вечеров вопросов и ответов, раз­личных культурно-развлекательных мероприятий. Кон­тактное воздействие считается наиболее эффективным, поскольку характеризуется наличием прямой обратной. связи с аудиторией, но не всегда может применяться. Дистантное воздействие осуществляется с помощью средств устной, печатной, радио и телепропаганды. В этом случае прямая обратная связь между субъектом и объектом внушающего воздействия затруднена или во­обще исключена.

В-третьих, по временному соотношению между вну­шающим воздействием и ответной реакцией объекта различается непосредственное и отсроченное внуше­ние. При непосредственном внушении ответная ре­акция объекта появляется сразу после восприятия внушающего воздействия. При отсроченном внуше­нии между воздействием и ответной реакцией объек­та существует тот или иной временной разрыв. У объекта создается установка на то, что внушение сра­ботает в будущем.

В-четвертых, по длительности внушающее воздействие может быть кратковременным и длительным. Кратков­ременное внушение характеризуется небольшим перио­дом эффективности воздействия. Например, во время просмотра фильма ужасов люди могут в течение непро­должительного временного интервала испытывать чув­ство страха. Длительное внушение характеризуется со­хранением воздействия в течение достаточно длитель­ного времени.

Наконец, в-пятых, по содержанию внушающее воз­действие может быть неспецифическим и специфичес­ким. Их конечная цель — своеобразное изменение поведения индивида или группы в соотв с целями психологического воздеиития

Под специфическим внушением понимается иниции­рование у людей конкретной мотивации с целью заме­щения у них существующих установок и вызова опре­деленных поведенческих реакций. Например, распуская слухи о предстоящем ухудшении экономического поло­жения в стране, можно заставить ее население беспоря­дочно скупать продукты в магазинах. Неспецифическим является внушение, при котором в соответствии с це­лями воздействия у его объекта инициируются опреде­ленные психические состояния. Так, можно использо­вать запугивание для активизации у людей состояний страха (паники), депрессии апатии (см. Способы и при­емы внушающего воздействия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: