Эколого-биологическая направленность

Образовательные программы эколого-биологической направленности, реализуемые в УДОД, можно условно разделить на четыре направления:

собственно биологическое (натуралистическое), изучающее зоологию, ботанику, общую биологию, экологию и т.д.;

агробиологическое (опытническое) - овощеводство, цветоводство, аг­рохимия и т.д.;

медицинское, изучающее физиологию, анатомию, основы медицин­ских знаний и т.д.;

природа и творчество, включающее программы по зеленой архитек­туре, флористике, цветочной аранжировке и т. д.

Основной целью данных программ является развитие навыков изучения, ис­следования, сохранения живой природы. Они носят теоретический, прикладной практический, опытно-исследовательский характер. В программах учитываются возрастные особенности учащихся, их познавательные и творческие возможности.

Далее в таблицах 2.1, 2.2 и 2.3 представлены разработанные критерии, по­казатели и формы предъявления эффективности реализации образовательных программ эколого-биологической направленности в контексте компетентностного подхода.

Таблица 2.1 Компетентность в самостоятельной познавательной деятельности

Критерии Показатели Форма предъяв­ления
Младшая возрастная группа
Умение проводить на­блюдения, опыты и изме­рения, описывать их ре­зультаты, формулировать выводы; соблюдать пра­вила ухода за животными и растениями на основе знаний о многообразии объектов и явлений при­роды; связи мира живой и неживой природы. Умение узнавать наиболее распро­страненные растения и животные своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять на­звания растений и животных с ис­пользованием атласа-определителя. Умение ухаживать за животными и растениями в живом уголке или на учебно-опытном участке; Описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты. Сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам. Практические ра­боты по уходу за растениями и жи­вотными. Дневни­ки наблюдений; Изготовление простейших кол­лекций и гербария
Проявление интереса к изучению природы, спо­собности создавать в во­ображении собственный мир через знакомства с удивительным миром природы. Умение отражать окружающую при­роду через рисунки, поделки, устные рассказы, инсценировки и т.д. Продукты детско­го творчества: ри­сунки, поделки, рассказы и т. д.
Проявление положительно­го эмоционально-ценно­стного отношения к приро­де; умение действовать в окружающей среде в соот­ветствии с экологическими нормами поведения; соблю­дение норм здорового об­раза жизни. Умение сформулировать свое отно­шение к окружающему миру. Овладение умениями и правилами поведения в природе и в коллективе. Стремления дей­ствовать в окру­жающей среде в соответствии с экологическими нормами поведе­ния, соблюдать здоровый образ жизни.  
Средняя возрастная группа  
Умение выявлять законо­мерности на основе зна­ний о живой природе, жизнедеятельности и сре-дообразующей роли жи­вых организмов; человеке как биосоциальном суще­стве; о роли биологиче­ской науки в практиче­ской деятельности людей; методах познания живой природы. Умение объяснять: роль биологии в формировании современной естест­веннонаучной картины мира, в практи­ческой деятельности людей; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере со­поставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни чело­века и собственной деятельности; взаи­мосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими живот­ными. Доклады, тесты и т.п., критический анализ газетных публикаций, теле­визионных пере­дач.  
         

Умение применять био­логические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности соб­ственного организма; использовать информа­цию о современных дос­тижениях в области био­логии и экологии, рабо­тать с биологическими приборами, инструмен­тами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами и состоянием собственного организма, биологические экспери­менты. Умение распознавать и описывать: на таблицах растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культур­ные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные. Умение ставить биологические экспе­рименты, описывать и объяснять ре­зультаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, по­ведением животных, сезонными изме­нениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты. Умение определять принадлежность биологических объектов к определен­ной систематической группе (класси­фикация). Рефераты, само­стоятельные ис­следовательские работы, коллек­ции, гербарии.
Умение работать с раз­личными источниками информации. Умение препарировать и зарисовывать живые и фиксированные биологические объекты; вести наблюдения за живыми биологическими объектами Умение на­писания самостоятельной работы по со­бранному материалу и представление ее на семинаре, конференции, олимпиаде. Умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: на­ходить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках не­обходимую информацию о живых орга­низмах (в том числе с использованием информационных технологий). Умение составлять учебные коллекции. Дневники наблю­дений. Альбомы с рисун­ками природных объектов.
Умение ухаживать за рас­тениями, домашними жи­вотными в повседневной жизни. Умение заботиться о соб­ственном здоровье, ока­зывать первую помощь себе и окружающим; уме­ние оценить последствия своей деятельности по от­ношению к природной среде, собственному орга­низму, здоровью других людей. Умение ухаживать за растениями и животными. Умение вести себя в природе во время экскурсий, походов и экспе­диций. Умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Наличие в учеб­ных коллективах функционирую­щих живых угол­ков, коллекций растений и т.п. Рациональное по­ведение в приро­де, например организация полево­го лагеря и т.п. Связанный рас­сказ на тему «что плохо в моем дво­ре, моем городе, моей стране, био­сфере и каковы пути преодоления этих недостатков.
Старшая возрастная группа
Способность к самообра­зованию в том числе через освоение сверхбазовых знаний по биологии. Навыки работы с научной литерату­рой не только на русском языке. Приобретение навыков научных публикаций. Использование разных средств ком­муникаций и информационных ресурсов(е-mail, Интернет). Конспекты по теоретическому материалу.
Умение использовать ин­формационные ресурсы для обеспечения своей предметной деятельности. Умение подготовить и представить собранный материал на семинаре Адекватность в выборе методик анализа собранного материала. Рефераты, само­стоятельные ис­следовательские работы. Участие в конференциях се­минарах и олим­пиадах.
Умение продуктивно взаимодействовать с про­фессиональным сообще­ством взрослых Расширение социальных связей, оформление межличностных и дело­вых отношений. Самоопределение личностное и профессиональное Интеграция в научное сообщество. Публикации по темам исследований. Профессиональное самоопределение


Таблица 2.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: