Образовательные программы эколого-биологической направленности, реализуемые в УДОД, можно условно разделить на четыре направления:
♦ собственно биологическое (натуралистическое), изучающее зоологию, ботанику, общую биологию, экологию и т.д.;
♦ агробиологическое (опытническое) - овощеводство, цветоводство, агрохимия и т.д.;
♦ медицинское, изучающее физиологию, анатомию, основы медицинских знаний и т.д.;
♦ природа и творчество, включающее программы по зеленой архитектуре, флористике, цветочной аранжировке и т. д.
Основной целью данных программ является развитие навыков изучения, исследования, сохранения живой природы. Они носят теоретический, прикладной практический, опытно-исследовательский характер. В программах учитываются возрастные особенности учащихся, их познавательные и творческие возможности.
Далее в таблицах 2.1, 2.2 и 2.3 представлены разработанные критерии, показатели и формы предъявления эффективности реализации образовательных программ эколого-биологической направленности в контексте компетентностного подхода.
|
|
Таблица 2.1 Компетентность в самостоятельной познавательной деятельности
Критерии | Показатели | Форма предъявления | ||
Младшая возрастная группа | ||||
Умение проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; соблюдать правила ухода за животными и растениями на основе знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы. | Умение узнавать наиболее распространенные растения и животные своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя. Умение ухаживать за животными и растениями в живом уголке или на учебно-опытном участке; Описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты. Сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам. | Практические работы по уходу за растениями и животными. Дневники наблюдений; Изготовление простейших коллекций и гербария | ||
Проявление интереса к изучению природы, способности создавать в воображении собственный мир через знакомства с удивительным миром природы. | Умение отражать окружающую природу через рисунки, поделки, устные рассказы, инсценировки и т.д. | Продукты детского творчества: рисунки, поделки, рассказы и т. д. | ||
Проявление положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; умение действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения; соблюдение норм здорового образа жизни. | Умение сформулировать свое отношение к окружающему миру. Овладение умениями и правилами поведения в природе и в коллективе. | Стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни. | ||
Средняя возрастная группа | ||||
Умение выявлять закономерности на основе знаний о живой природе, жизнедеятельности и сре-дообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы. | Умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными. | Доклады, тесты и т.п., критический анализ газетных публикаций, телевизионных передач. | ||
Умение применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты. | Умение распознавать и описывать: на таблицах растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные. Умение ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты. Умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация). | Рефераты, самостоятельные исследовательские работы, коллекции, гербарии. |
Умение работать с различными источниками информации. | Умение препарировать и зарисовывать живые и фиксированные биологические объекты; вести наблюдения за живыми биологическими объектами Умение написания самостоятельной работы по собранному материалу и представление ее на семинаре, конференции, олимпиаде. Умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий). Умение составлять учебные коллекции. | Дневники наблюдений. Альбомы с рисунками природных объектов. |
Умение ухаживать за растениями, домашними животными в повседневной жизни. Умение заботиться о собственном здоровье, оказывать первую помощь себе и окружающим; умение оценить последствия своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей. | Умение ухаживать за растениями и животными. Умение вести себя в природе во время экскурсий, походов и экспедиций. Умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | Наличие в учебных коллективах функционирующих живых уголков, коллекций растений и т.п. Рациональное поведение в природе, например организация полевого лагеря и т.п. Связанный рассказ на тему «что плохо в моем дворе, моем городе, моей стране, биосфере и каковы пути преодоления этих недостатков. |
Старшая возрастная группа | ||
Способность к самообразованию в том числе через освоение сверхбазовых знаний по биологии. | Навыки работы с научной литературой не только на русском языке. Приобретение навыков научных публикаций. Использование разных средств коммуникаций и информационных ресурсов(е-mail, Интернет). | Конспекты по теоретическому материалу. |
Умение использовать информационные ресурсы для обеспечения своей предметной деятельности. | Умение подготовить и представить собранный материал на семинаре Адекватность в выборе методик анализа собранного материала. | Рефераты, самостоятельные исследовательские работы. Участие в конференциях семинарах и олимпиадах. |
Умение продуктивно взаимодействовать с профессиональным сообществом взрослых | Расширение социальных связей, оформление межличностных и деловых отношений. Самоопределение личностное и профессиональное | Интеграция в научное сообщество. Публикации по темам исследований. Профессиональное самоопределение |
Таблица 2.2
|
|
|
|