Метод – это подход к изучению реальной действительности, способы исследования природы и общества.
Методы позволяют вскрыть причинно-следственные взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными показателями; установить конкретные факторы, оказывающие влияние на те или иные показатели; наиболее точно измерить степень влияния каждого фактора; выявить имеющиеся резервы, использование которых повышает уровень эффективности деятельности предприятий.
Методы экономического анализа
Под методом экономического анализа понимается способ изучения и подхода к производственной деятельности предприятия. Наиболее часто применяемые приемы (рис. 2.1):
Рис. 2.1. Методы экономического анализа
Применение тех или иных методов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов. Чем глубже аналитик проникает в сущность изучаемых явлений, тем более точные методы исследования ему требуются. Эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов, теории игр, методов линейного и выпуклого программирования, теории массового обслуживания, а также математических методов в экономическом исследовании, что делает анализ более глубоким и точным.
|
|
Способ сравнения в АХД
Сравнение, как один из научных способов познания, используется в АХД наиболее широко. Сущность его состоит в сопоставлении однородных объектов для нахождения черт сходства либо различий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются изменения в уровне исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития.
В анализе применяются следующие типы сравнений.
1. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов. Здесь сравнивают результаты сегодняшнего дня со вчерашним, текущего месяца, квартала, года с прошедшими. Это дает возможность оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов.
2. Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми. Такое сравнение необходимо для оценки степени выполнения плана, определения неиспользованных резервов предприятия.
3. Сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов (материалов, сырья, топлива, энергии, воды и т.д.). Такое сравнение, широко используемое в практике аналитической работы, необходимо для выявления экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, для оценки эффективности их использования в процессе производства и определения утерянных возможностей увеличения выпуска продукции и снижения себестоимости.
|
|
4. Сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники. Это позволяет выявить передовой опыт и новые возможности предприятия.
5. Сравнение показателей исследуемого предприятия со среднеотраслевыми данными или средними по министерству, объединению, концерну и др. Такое сравнение требуется для определения рейтинга анализируемого предприятия среди других субъектов хозяйствования данной отрасли, более полной и объективной оценки уровня развития предприятия, изучения общих и специфических факторов, определяющих результаты его хозяйственной деятельности.
6. Сравнение параллельных и динамических рядов. Оно используется в АХД для определения и обоснования формы и направления связи между разными показателями.
7. Сравнение разных вариантов решения экономических задач. Это позволяет выбрать наиболее оптимальный из них и тем самым полнее использовать возможности предприятия.
Необходимыми условиями для сравнения являются:
– соблюдение качественно однородных сравниваемых показателей;
– применение единых измерителей продукции;
– единство методики расчетов;
– одинаковые географические условия;
– одинаковое количество рабочих дней, периодов сравниваемых предприятий.
Сравниваться могут как абсолютные, так и относительные величины. Сравнение дает возможность выявить резервы повышения эффективности хозяйствования, узких мест в работе, способствует обмену опытом и распространению наиболее прогрессивной организации управления производством.
Например: сравнение плановых и фактических показателей в таблице 2.1.
Сравнение плановых и фактических показателей
Таблица 2.1.
№ п/п | Показатель | План | Факт | Отклонение | % выполнения плана | |
Абсолютное (+;-) | Относительное, % (+; -) | |||||
1. | Выпуск товарной продукции (тыс. руб.) | 49 000 | –2000 | -4 % | 96% | |
2. | Реализация продукции (тыс. руб.) | +6 % | 106% | |||
3. | Средняя заработная плата (руб.) | +50 % | 150% | |||
Расчет | Vпл. | Vф | Vф - Vпл. = ±∆ V | = ±∆ V % | = Квып |
Сравнивая плановые показатели с фактическими, видим, что выпуск продукции в фирме снизился на 4 % (100% – 96 %). Это может быть из-за того, что у предприятия отсутствует сырье (дорогое, потеряли поставщиков) или из-за того, что на предприятии ввели новую технологию, которая требовала меньшее количество материала или механической обработки.
Реализация продукции увеличивается потому, что увеличивается спрос и характеризуется тем, что заработная плата одного рабочего увеличилась на 50 % (за счет сокращения численности рабочих, благодаря новой технологии).
Вывод: предприятие работает хорошо, т. к. стремится улучшить благосостояние рабочих за счет введения новой технологии.
Таким образом, значимость (весомость) прироста реализации по факту продукции предприятия выше, чем выпуск продукции. Следовательно, взятый абсолютный или относительный показатель может очень односторонне отразить изучаемый процесс, в то время как рассмотрение относительных и абсолютных показателей в их единстве устраняют такую односторонность.
Способы приведения показателей в сопоставимый вид
Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, — необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины.
Несопоставимость показателей может быть вызвана различными причинами: разным уровнем цен, объемов деятельности, структурными изменениями, неоднородностью качества продукции, различиями в методике расчета показателей, неодинаковыми календарными периодами и т.д. Сравнение несопоставимых показателей приводит к неправильным выводам по результатам анализа. Поэтому прежде чем проводить сравнение, надо привести показатели в сопоставимый вид. Сопоставимость достигается тем, что сравниваемые показатели приводятся к единой базе по уровню перечисленных выше факторов.
|
|
Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем стоимостной оценки, то для нейтрализации данного фактора их уровень выражают в одних и тех же ценах.
Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структуре, необходимо фактический объем производства продукции пересчитать на структуру базисного периода:
ВП0 = Σ(Vобщ.0·Уд ì0 ·Ц ì0)
ВПусл = Σ(Vобщ.1·Уд ì0 ·Ц ì0)
где Vобщ. - общий объем производства продукции; Уд ì - удельный вес ì-го вида продукции в общем выпуске продукции; Ц ì - цена ì-го вида продукции.
Объем и структура производства продукции
Таблица 2.2.
Вид продукции | Цена, тыс. руб. | Объем производства, шт. | Удельный вес | ||
план | факт | план | факт | ||
Шубы натуральные | 0,5 | 0,6 | |||
Шубы искусственные | 0,5 | 0,4 | |||
Итого | - | 1,0 | 1,0 |
ВПпл= 10000 *0,5* 30 + 10000 *0,5* 6 = 180 000 тыс. руб.
ВПусл = 9000* 0,5* 30 + 9000* 0,5 *6 = 162 000 тыс. руб.
В приведенном примере в обоих случаях структура производства и цены одинаковы, разный только общий выпуск продукции. Это позволяет правильнее оценить прирост физического объема продукции.
Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины. Нельзя, например, сравнивать без учета производственной базы предприятия такие абсолютные показатели, как объем производства продукции, сумма прибыли и т.д. Но если вместо абсолютных показателей взять относительные, например производство продукции на одного работника, сумма прибыли на рубль активов, то их можно сравнивать. В некоторых случаях для обеспечения сопоставимости показателей используются поправочные коэффициенты.
|
|