Общие закономерности и принципы воспитания

При разных принципах не найти общего языка.

Конфуций.

Сущность воспитания как общественного явления, имеющего своим назначением формирование у подрастающего поколения отношений к окружающему, и его специфика, состоящая в том, что он представляет собой процесс развития этих отношений, неизменно приводят к ясному видению того, что есть определенные закономерности, определяющие характерные признаки воспитания и предписывающие воспитателю их учитывать.

Единых точек зрения о трактовке закономерностей воспитания в современной педагогике пока нет. Но знание закономерностей позволяет педагогу работать легко, красиво, радостно и успешно. Несоблюдение их ведет к хаосу, неопределенности, трудоемкости воспитания.

Определить закономерность – значит выявить основу идеального плана педагогической деятельности, получить общие регуляторы воспитательной практики.

Пренебречь закономерностями – значит заведомо обречь профессиональную деятельность педагога на низкую продуктивность.

Рассмотрим закономерности и принципы воспитания, выделяемые Смирновым В.И.

Общие закономерности воспитания Общие принципы воспитания
1. Цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства и правящих классов, этническими нормами и традициями. потребности, нормы, правила общества, интересы государства цели, содержание воспитания 1. Принцип общественной направленности воспитания – соответствие характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, национальным традициям и нормам.
2. Принцип субъектности – развитие способности ребёнка осознавать своё Я во взаимоотношениях с людьми и миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противостоять негативному влиянию.
2. Результаты воспитания обусловлены согласованностью педагогических воздействий, влияния объективных и субъективных факторов. педагогическое воздействие и влияние факторов результат воспитания 3. Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций.
4. Принцип учёта индивидуальных и половозрастных особенностей, личностных характеристик и возможностей детей.
5. Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий.
3. Позитивная реакция личности на педагогическое воздействия обусловлена учётом её потребностей, интересов и возможностей, уважительным и требовательным отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития. учет потребностей, возможностей и уважение личности позитивная реакция личности на педагогическое воздействие 6. Принцип личностно ориентированного подхода в воспитании.
7. Принцип гуманистической направленности воспитания – гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, предъявление посильных и разумных требований…
8. Принцип опоры на положительное в человеке.
4. Эффективность воспитания обусловлена степенью собственной активности личности, содержанием и способом организации деятельности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельности детей. активность личности, мотивы участия в деятельности, характер педагогического руководства эффективность воспитания 9. Принцип деятельностного подхода в воспитании.
10. Принцип стимулирования активности личности, её участия в социально полезной и субъективно значимой деятельности.
11. Принцип сочетания педагогического руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
12. Принцип вариативности деятельности, соответствия её содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности.
5. Эффективность воспитания в подростковом и юношеском возрасте обусловлена способностью воспитателей понять стремление растущего человека к самостоятельности и независимости и отказаться от прямых способов педагогического воздействия. 13. Принцип сотрудничества, партнёрства в воспитательных взаимодействиях, предполагающий обеспечение недидактического, «скрытого» характера воспитательных воздействий.
14. Принцип активизации нравственно-волевых сил подростков с возбуждением непосредственного интереса к делу.
6. Эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей организацией системы воспитательных воздействий и взаимодействий. признание личности как ценности эффективность воспитания 15. Принцип целостного подхода в воспитании.
16. Принцип единства воспитания и развития.
17. Принцип ориентированности педагогической деятельности на формирование в единстве сознания и опыта деятельности.
18. Принцип эстетизации детской жизни.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: