Закономерности воспитания по Столяренко Л.Д

1. Воспитание ребёнка совершается только путём активности самого ребёнка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей.

2. Содержание деятельности детей в процесса их воспитания определяется на каждый момент развития актуальными потребностями ребёнка. Если не учитывать возрастных изменений потребностей ребёнка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается.

3. Соблюдение пропорционального соотношения усилий ребёнка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребёнка, затем активность ребёнка возрастает и на заключительном этапе ребёнок всё делает сам под контролем педагога.

4. Только в условиях любви и защищённости ребёнок свободно и вольно выражает свои отношения, полноценно развивается.

5. Организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребёнок. Положительное подкрепление – самое общее условие создания ситуации успеха.

6. Воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений, не должны постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям.

7. Целостность личности предписывает педагогам целостность воспитательных влияний.

Принципы воспитательного процесса – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методом, организации воспитательного процесса.

Принцип воспитания – общие руководящие положение, требующее «постоянство действий» при различных условиях и обстоятельствах.

Принцип – положение, проистекающее из цели воспитания и из природы воспитания

Принцип – мостик из теории в практику. Его реализация – воплощение теоретических основ.

Принципы – это очень высокое степень обобщения, иначе принцип не может быть реализован в частных ситуациях Общий характер позволяет руководствоваться принципом всегда и везде, профессионально выстраивать тактику работы.

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспита­тельных задач.

Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам:

Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного вопло­щения в практику. Грубое и систематическое нарушение прин­ципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть при­влечен даже к судебному преследованию.

Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспита­тельного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

Равнозначность. Принципы воспитания как общие фунда­ментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую оче­редь, и таких, осуществление которых можно отложить на завт­ра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

В то же время принципы воспитания — это не готовые ре­цепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Говоря о принципах, необходимо отметить, что в современности выделяются три основных принципа воспитания:

  • принцип ориентации на ценностные отношения;
  • принцип субъектности;
  • принцип принятия ребёнка как данность.

Педагог должен знать, что:

· Принципы воспитания - это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику.

· Принципы воспитания требуют комплексного использования - не поочередно, не поэтапно, не изолированно, а одновременно и фронтально следует их применять.

· Принципы воспитания не бывают главными и второстепенными - они все важны.

Принципы воспитания - это не рецепты и не правила, они не заменят знаний, опыта, мастерства педагога.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

1. Общественная направленность воспитания;

2. Связь воспитания с жизнью, трудом;

3. Опора на положительное в воспитании;

4. Гуманизация воспитания;

5. Личностный подход;

6. Единство воспитательных воздействий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: