Яркой иллюстрацией возможностей проектного воображения авторов может служить известный мультфильм про пластилиновую ворону. Меняющийся на глазах контекст происходящего с «вороной, а может быть, собакой, а может быть, коровой» не меняет смысла хорошо известного сюжета, подчеркивая универсальность ситуации и неизбежность конечного результата для глупого, самодовольного существа, кем бы оно ни было.
С проблемой включения проектного воображения сопряжена педагогическая проблема развития и формирования культуры восприятия действительности в рамках проектирования. Использование соответствующих диагностических процедур, владение исследовательскими умениями позволяют получать адекватное реальности первоначальное представление о сфере проектирования.
Особенности проектного мышления проявляются в умении промысливать будущее, используя для этого определенные процедуры. В частности, это касается структурирования и переструктурирования информации об объекте, о ситуации его развития, его внешних и внутренних связях, будущем состоянии. Есть несколько основополагающих типов проявления такого мышления. Среди характеристик, которые «отвечают» за порождение новых мыслей, идей, решений, особо выделяют латеральность, критичность, креативность, методологичность, проблемность мышления.
|
|
Латеральное (параллельное) мышление предназначено для генерирования неконкурирующих идей. Оно способно предлагать параллельно различные варианты решения практической задачи или теоретической проблемы, работая тем самым в режиме мозгового штурма. Включая латеральное мышление, участник проекта использует поступающую информацию не как самоценность, а как средство получения оптимального результата. Этому типу мышления могут быть свойственны ошибки, но в итоге оно ведет к правильному решению. Оно помогает усомниться в любом выводе, каким бы оправданным и обоснованным он ни казался.
Критическое мышление рационально и продуктивно. Его носитель способен к отстранению, отчуждению от ситуации, от авторитетных мнений. Критическое мышление тяготеет к оценивающей позиции, в которой необходимо выразить свое отношение к чему-либо и сформировать собственное суждение. Оно основано на сравнении и выборе наиболее целесообразных и продуктивных вариантов из уже имеющихся компонентов. Причем критичность в данном случае распространяется не только на оценку полученных данных, но и на собственную позицию, на состояние проектной готовности, на проектные действия.
Креативное (творческое, продуктивное, эвристическое) мышление отличает поисковое начало, способность генерировать идеи, создавать концепции, воспринимая явления и процессы окружающей действительности в необычных сочетаниях, с необычной стороны, в новом контексте. Для подобного типа мышления характерно стремление к поиску нестандартных подходов к решению проблемы, переживание удовольствия от самого процесса думания над проблемой. Если креативность мышления проявляется как способность порождать новые идеи, взгляды, подходы к известной проблеме, то проблемность характеризуется умением отыскивать и формулировать новые проблемы, а также распознавать их природу.
|
|
На практике участники проектирования сталкиваются с наличием разноуровневых проблем. Практические проблемы порождаются противоречием между наличием прикладной задачи и отсутствием способов ее решения. Научно-методические — связаны с противоречием между теоретическим замыслом организации деятельности и отсутствием надежных, продуктивных путей его осуществления. Теоретические проблемы возникают, когда в противоречие вступает понимание сущности явления (процесса) и форм ее проявления либо обнаруживается рассогласование самих сущностей (например, оказывается, что объект по-разному проявляет себя в разных контекстах или способы осуществления процесса противоречат объективной логике эффективного получения результата). Методологические проблемы отражают противоречия между предметом преобразования и методом его познания, между информацией о предмете и непониманием того, как ее использовать при взаимодействии с ним. Для решения каждого типа проблем требуется активизация различных способностей.
Проектное мышление носит методологический характер. Слово «методология» обычно пугает специалиста-практика, ибо он не улавливает смысла этого понятия. А смысл очень прост — «знание о способе», «осознание пути», «постижение метода», которым изучается и преобразовывается действительность, умение определить основания для деятельности, в данном случае проектной. Обозначив методологические основания, человек проявляет для себя содержательно-смысловые рамки возможных действий и их последствий. Методология предполагает процедуру осмысленного отбора центральных положений и ведущих идей, которыми мы пользуемся, принципов, которыми мы руководствуемся.
Характеристики и функциональное назначение методологического мышления многообразны (см. табл. 2).
Таблица 2. Характеристики и функциональное назначение методологического мышления
Функции | Влияние на деятельность |
Мировоззренческая | Определяет общие концептуальные подходы и позицию в проектной деятельности |
Исследовательская | Обеспечивает самостоятельное получение знаний, необходимых для выработки стратегии и тактики реализации проекта, облегчает работу с источниками информации; дает возможность самостоятельного выхода за пределы известного знания, создает предпосылки к непрерывному самообразованию |
Информационно-организующая | Помогает систематизировать информацию на единой концептуальной основе, в единой логике; свертывать, хранить, передавать ее другим |
Интегрирующая | Позволяет обобщать, синтезировать знания об объекте проектирования из разных областей, обеспечивая выход на новый уровень осмысления теоретических и практических проблем |
Прогностическая | Обеспечивает опережающее видение ситуации проектирования, тех трудностей и противоречий, которые могут возникнуть в проектной деятельности |
Ориентировочно-регулятивная | Помогает в выработке целей и принципов проектной деятельности, определяет целенаправленность и устойчивость действий |
Конструктивно-преобразующая | Делает возможной коррекцию своих действий в проекте, позволяет осознанно совершенствовать ход проектирования |
Поисково-эвристическая | Обеспечивает выдвижение новых проблем |
Оценочно-селективная | Позволяет выработать критерии и показатели оценки проектных продуктов |
Специфика дизайн-деятельности, отраженная в основных категориях профессионального мышления дизайнера - «образ», «функция», «морфология», «технология» - и в их особом, профессионально-дизайнерском содержании, проявляет себя в конкретных целях, реализуемых в процессе проектирования объекта.
|
|
Цели дизайнерского проекта структурированы категориями «образ», «функция», «морфология», «технология». Эта структура целей дизайн-проекта предполагает соответствующую структуру самого дизайн-процесса: цели должны найти адекватное выражение в процессе.
Аспекты дизайн-процесса
Базисом проектной деятельности является технологическое, морфологическое и функциональное проектирование. Специфика дизайн-деятельности, включающей в себя эти три элемента, определяется также художественно-образным проектированием. Технологическое, морфологическое, функциональное и художественно-образное проектирование в дизайне выступают единым блоком. Включение этих элементов в дизайн не подменяет специализированных форм проектирования - конструкторского, технологического и пр.
Важно подчеркнуть, что технологическое, морфологическое, функциональное и художественно-образное проектирование не автономные процессы - процесс един, целостен. Различение этих аспектов носит методический характер и основано на различении целей проектирования. Тот или иной аспект может преобладать над другими как в работе в целом, так и на отдельных ее этапах, но все они сведены в общий дизайн-процесс. Так, сосредоточив внимание на художественной проблематике, дизайнер основывается на определенной функции вещи; в свою очередь образ и функция материализуются в морфологии; наконец, никакое морфологическое решение не мыслимо вне материала и технологии - последние выступают по отношению к нему в роли своего рода языка, палитры средств.
|
|
Механизм дизайн-процесса
Для того чтобы объект и субъект пришли во взаимодействие и процесс проектирования состоялся, необходимо наличие трех исходных установок субъекта:
- познавательной;
- критической (ценностной);
- преобразовательной (творческой, проектной).
Познавательная установка направляет дизайнера к изучению, познанию объекта (социально-культурной ситуации).
Критическая установка - к переосмыслению объекта (ситуации), к выявлению его негативных сторон, она обеспечивает ценностное отношение дизайнера к объекту, задает идеал и способствует формированию проблемы и целей проектирования.
Преобразовательная установка приводит в движение творческий потенциал дизайнера, актуализирует его способность переформирования объекта.
Этапы дизайн-процесса
В последовательном развитии дизайн-процесса та или другая позиция дизайнера становится в определенный момент доминирующей. Этой сменой доминанты дизайн-процесс структурируется по этапам.
Типизация дизайн-процесса по этапам находит выражение и оформление в различных нормативных материалах: стандартах, инструкциях, методиках. Эти материалы отражают представление о дизайн-процессе как о последовательном выполнении типизированных этапов со своими задачами и результатами - так называемое нормативное представление.
Нормативами определены следующие стадии разработки дизайн-проектов.
Первая стадия - проведение предпроектных исследований и разработка дизайнерской документации технических предложений.
При этом предусмотрено выполнение следующих работ:
- сбор, обработка и анализ исходных данных для проектирования: изучение прототипов и аналогов (в т.ч., при необходимости, их экспертиза), технической и патентной информации, технологии производства, условий потребления (эксплуатации) проектируемого изделия, формулирование проектной концепции и задач;
- разработка и обоснование проектных требований и эргономики к изделию, упаковке, графическим элементам и товаросопроводительной документации;
- разработка дизайнерских предложений (в графических изображениях и поисковых макетах);
- выбор основного варианта дизайнерского предложения;
- составление отчета о проведенных предпроектных исследованиях и дизайнерских предложениях;
- согласование дизайнерской документации и уточнение технического задания на разработку дизайн-проекта.
Вторая стадия - разработка дизайнерской документации эскизного проекта. При этом предусмотрено выполнение следующих работ:
- проработка вариантов объемно-пластического и цветофактурного решений;
- разработка и обоснование эргономического решения;
- выбор конструкционных и защитно-декоративных материалов и технологии отделки;
- разработка чертежей и дизайнерских моделей;
- выбор основного варианта дизайнерского, эргономического и цветофактурного решений;
- составление пояснительной записки;
- согласование дизайнерской документации.
Третья стадия - разработка ХКД технического проекта. При этом предусмотрено выполнение следующих работ:
- окончательная проработка принятого варианта дизайнерского решения;
- разработка эргономической; схемы;
- выполнение оригиналов графических элементов;
- выполнение 3D макета (макетного образца);
- составление карты цветофактурного решения;
- дизайнерская экспертиза проектного варианта изделия;
- составление пояснительной записки (обоснование проектного решения, включая социально-экономическое обоснование и обоснование латентной чистоты дизайнерского и эргономического решений, вариантов цветофактурного решения и выбора декоративно-конструкционных материалов и технологии отделки);
- согласование дизайнерской документации с заказчиком.
Разработка дизайн-концепции
Разработка дизайн-концепции - центральный этап во всем процессе разработки дизайн-проекта.
Дизайн-концепция - это замысел дизайн-проекта, обобщенно и конструктивно излагающий идею решения актуальной, научно обоснованной проблемы и пути достижения поставленных целей.
В структуру дизайн-концепции входят следующие смысловые блоки:
- профессиональная идеология, определяющая ценностные ориентации дизайн-проекта, задающая художественный идеал проектируемого объекта и культурные образцы-носители художественной программы формообразования системного объекта;
- система принципов дизайнерского проектирования объекта;
- принципиальная проектная модель - образ объекта, представляющая собой конкретизацию типологических и классификационных моделирующих пространств;
- предварительное социально-экономическое обоснование эффективности решения проблемы.
В промышленном дизайне выстраивают послойную иерархию проектной концепции.
В основе расположены проектные проблемы, которые отражают объективно существующие противоречия, лежащие в области социо-культурных отношений общества.
Выводы, сделанные по результатам проектного анализа, формулируются как проектные задачи, указывающие направление действия дизайнера. Важно, отметить специфику проектных задач в зависимости от:
- вида (жанра) дизайна,
- объекта проектирования,
- типа выполняемых проектных работ,
- специфических профессиональных целей проектировщика.
Проектные требования отражают объективные ограничения, существующие в реальной предпроектной ситуации.
В основе дизайн-концепции лежит принцип проектных классификаций: общих и частных (инструментальных).
Одна из наиболее общих классификаций, используемых в практике дизайна, - классификация объектов по сферам их назначения. Она применяется на самых начальных стадиях проектирования: при постановке проектных задач и определении общей стратегии проектной работы. Каждая из основных сфер назначения - производства, массового обслуживания, индивидуального (личного) потребления - задает свои целевые требования к вещи, в каждой из них вещь предстает как результат достижения этих целей. Попеременно занимая точку зрения производства, потребления и сферы массового обслуживания, дизайнер изменяет зависимости между целевыми требованиями.