Специфика теоретического уровня познания характеризуется преобладанием рациональной стороны познавательного процесса: понятий, суждений, умозаключений, принципов, законов. Теоретическое познание отражает предметы, явления, предметы и процессы со стороны их универсальных внутренних связей, закономерностей. Они постигаются с помощью рациональной обработки данных эмпирических знаний.
К числу основных из них относятся проблема, гипотеза, теория и закон, выступающие вместе с тем как формы, «узловые моменты» построения и развития знания на теоретическом его уровне.
Проблема – вопрос/группа вопросов, решение которых представляет теор. и практич. интерес.
Проблема - знание о незнании.
Проблема возникает, если: а) недостающее знание отсутствует у общества и поэтому должно быт получено; б) неизвестен алгоритм, с помощью которого цель научного исследования может быть достигнута.
Свойства проблемы: а)в ней должно быть максимально ограничено известное от неизвестного; б) она должна быть максимально конкретной; в) в науке не должно быть проблем «вообще»; г) она должна иметь способность к развитию, уточнению; д) она должна нацеливать на свое решение.
Этапы постановки проблемы: 1) предварительная постановка; 2) анализ проблемы; 3)оценка проблемы; 4)выдвижение проекта решения проблемы.
Гипотеза – форма вероятностного знания, научнообоснованное предположение о причинах, закономерностях, явлениях природы, общества и мышления.
Требования к гипотезе: 1) не должна противоречить основополагающим принципам и законам бытия; 2) должна быть проверяема; 3)должна объяснять не только те факты, на основе которых она выдвинута, но более широкий круг фактов; 4) она должна быть не противоречивой.
Построение гипотез: 1)выделение группы фактов, которые не укладываются в существующие теории/гипотезы; 2) формулировка гипотезы; 3)выделение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий; 4) сопоставление выведенных из гипотез следствий с данными наблюдений, экспериментов, с законами; 5) превращение гипотезы в достоверное знание, т.е. теорию.
Рабочая гипотеза – не преследует цели превратиться в достоверное знание, но делает научный поиск целенаправленным. (версия)
Способы проверки гипотез: 1) прямое доказательство(когда обнаружен предполагаемый объект, свойства объекта); 2) косвенное(когда формулируется множетсво гипотез).
Закон – необходимая объективно существующая повторяющаяся связь между процессами и явлениями.
Законы по степени общности делятся на всеобщие, общие и частные.
Законы: 1)динамические – однозначные(они дают точное конкретное знание); 2) статистические.
Теория – система знаний, которые удовлетворяют требованиям непротиворечивости, логической несогласованности, простоты.
По своему содержанию она является отражением сущности явления.
Функции теории: описание; объяснение; предсказание; синтетическая; практическая; методологическая.