Метод группировки

Группировка используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

Группировка - это расчленение совокупности данных на группы с целью изучения ее структуры или взаимосвязей между компонентами. В процессе группировки единицы совокупности распределяются по группам в соответствии со следующим принципом: различие между единицами, отнесенными к одной группе, должно быть меньше, чем различие между единицами, отнесенными к разным группам.

В общем случае процесс группировки данных включает несколько этапов:

1. Выбор группировочного признака.

2. Упорядочивание совокупности по этому признаку.

3. Определение (тем или иным способом) количества групп.

4. Определение границ интервалов (обычно производится округление формально полученных данных).

Проблема применения метода группировки - выбор интервала группировки. Существуют два основных подхода (метода) к его решению.

Первый подходпредполагает деление совокупности данных на группы с равными интервалами значений. При определении длины интервала i целесообразно пользоваться формулами Стерджеса:

(1)

где х m ах - максимальное значение признака в изучаемой совокупности;

x min - минимальное значение признака в изучаемой совокупности;

k - число групп;

N - число наблюдений.

Знаменатель дроби численно равен количеству групп или интервалов, на которое разбивается исходная совокупность.

Согласно второму подходу интервалы группировки можно выбрать и неравными (возрастающими или убывающими). Этот подход обычно применяется при большой вариации и неравномерности распределения признака по всему интервалу его изменения.

Пример.

Торговая фирма имеет 34 торговых точек. Выручка 34 торговых точек за август отчетного года представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Выручка фирмы по торговым точкам (август отч.г.),тыс.р.

Торговая точка Выручка Торговая точка Выручка Торговая точка Выручка Торговая точка Выручка
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Рассчитываем длину интервала:

Округлив этот результат, в качестве длины интервала группировки выберем 66. Группировка будет иметь вид в таблице 3.

Таблица 3 – Группировка торговых точек

Интервал группировки 97-163 164-230 231-297 298-364 365-431 432-500
Количество единиц в группе            

Рассчитанная группировка не отражает реальную структуру совокупности. Торговые точки, принадлежащие фирме, можно условно разделить на четыре типа: торговая точка в крупном супермаркете (бутики), отделы в специализированных магазинах, отделы на рынках города и стационарные магазины. Исходя из представления о том, что совокупность объектов следует разделить на четыре группы, интервал группировки можно определить следующим образом:

Округлив, возьмем длину интервала группировки равной 100. Тогда группировка примет вид в таблице 4.

Таблица 4 – Группировка торговых точек

Интервал группировки 97-200 201-300 301-400 401-500
Количество единиц в группе        

В этой группировке уменьшилось количество групп, что улучшит контроль за исследуемым показателем.

В экономическом анализе используются в основном два вида группировок: структурные и аналитические.

Структурные группировкипредназначены для изучения структуры и состава совокупности, происходящих в ней сдвигов относительно выбранного варьирующего признака. Структурная группировка оформляется, как правило, в виде таблицы, объектом которой находится группировочный признак, который отражается через показатели, характеризующие структуру совокупности либо в динамике, либо в пространстве. Этот вид группировки характеризует структуру совокупности по какому-то одному признаку Изменение структуры группировки чаще всего описывается одним из двух показателей.

1. Показатель среднего абсолютного изменения структуры рассчитывается по формуле:

(2)

где w1, w0 – доли i-й группы в базовый и отчетный периоды;

k- количество групп.

2. Показатель среднеквадратического изменения структуры рассчитывается по формуле:

(3)

Чем более значительны структурные сдвиги, тем больше значения этих показателей. При отсутствии структурных сдвигов оба они равны нулю. Квадратичный коэффициент реагирует на изменение структуры чуть более чутко. При расчете этих показателей следует помнить о том, что количество групп в группировке и в базовом, и в отчетном периодах должно быть одинаковым.

Аналитические группировкипредназначены для изучения взаимосвязей между двумя и более показателями, характеризующими исследуемую совокупность. Один из показателей при этом рассматривается как результативный, а остальные - как факторные. По аналитической группировке можно рассчитать силу связи между факторами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: