Даже самое интересное по содержанию выступление может оставить слушателей равнодушными, более того, может вызвать утомление, раздражение и даже глухой (возможно, неосознанный) протест и впоследствии - противодействие, если интонационный строй речи уныл и однообразен, речь монотонна и утомительна. Чтобы избежать этого, целесообразно знать и разумно пользоваться интонационными средствами, делающими речь более выразительной, а следовательно, более запоминающейся, убедительной.
Естественное желание менеджера - чтобы после его выступления идеи, мысли, высказанные точки зрения разделялись теми, кто его слушал, - подчиненными, руководством, партнерами. Содержание речи, обоснованность идей ориентированы на "рассудочное" восприятие. Его можно подкрепить эмоциональным, для этого и существуют интонационные средства выразительной речи;
I. Логическое ударение, которое выражается в том, что нужное слово (или связка слов) произносится повышенным тоном или, наоборот, пониженным. Средством ударения может быть остановка речи до или после слова, требующего логического (смыслового) ударения
2. Еще одно интонационное по смыслу средство – логическая пауза. Речь состоит из слов, объединенных по смыслу в группы, которые отделяются логическими паузами одна от другой. Паузы далеко не всегда точно соответствуют знакам препинания. Логические паузы и логические ударения подчеркивают значимость высказанной мысли, заставляют слушателей обратить на нее внимание.
3. Средством интонационной выразительности является также в разной степени повышение или понижение голоса, т.е. изменение его высоты. (Именно таким образом обозначаются вустной речи знаки препинания.)
Яркая, выразительная, эмоционально окрашенная речь оказывает наилучшее воздействие на служащих, привлекая и заставляя их активно воспринимать содержание того, о чем говорится.
Существует ряд средств (кроме рассмотренных ранее интонационных), позволяющих придавать речи выразительность, экспрессивность. Перечислим их.
А. Тропы
Тропами называются такие речевые обороты, в которых слова, словесные конструкции употреблены в переносном смысле; этим достигается эстетический эффект выразительности речи.
К тропам относятся эпитеты, метафоры, гиперболы, метонимии, литоты, перифразы, сравнения, синекдохи, олицетворения, аллегории и др.
Эпитет - слово, подчеркивающее то или иное свойство, признак или характерную черту явления или процесса.
Например: "Яркая, впечатляющая речь депутата потрясла присутствующих". Слово "яркая" является в данном тексте эпитетом.
Метафорой называется слово или словесная конструкция, употребляемая в переносном значении и подчеркивающая сходство двух явлений или процессов.
Например: "В настоящее время наблюдается вымывание дешевых товаров из торгового ассортимента". Здесь "вымывание" - метафора. В предложении "Они купили подходящих размеров дом, выпотрошили его и построили по проекту Джона совершенно новый современный интерьер" слово "выпотрошили" - метафора.
Метафора может быть простой, т.е. в одной фразе, и развернутой, т.е. опирающейся на несколько ассоциаций.
Чаще всего употребляются метафоры, основывающиеся на ассоциациях по сходству, поскольку именно эти ассоциации являются несложными и легко возникающими в сознании как говорящего, так и его слушателей.
Например: "Сделав сильный скачок в сторону увеличения полей шляпы, мода как бы остановилась перед другими требованиями: высокие прически, высокие воротники..." (Журнал для хозяек. - Москва. - 1916. - № 22).
Гипербола- стилистическая фигура, образное выражение, имеющее своей целью преувеличение качества, свойства, особенности какого-либо предмета, процесса или явления. Гипербола позволяет выделить главное, подчеркнуть мысль, нужную докладчику, обратить на нее особое внимание слушателей.
Метонимия представляет собой наложение прямого смысла слова и его переносного значения, причем то и другое связаны между собой не сходством, а смежностью, соседством. Употребляется метонимия обычно для придания речи разговорно-бытового стиля, например: "Я три тарелки съел1." (И.А. Крылов, басня "Демьянова уха").
Литота - стилистическая фигура, смысл которой в преуменьшении какого-либо свойства или качества предмета, явления, процесса, например: "Денег ~ кот наплакал ".
Перифраза - словесная конструкция, описательный оборот речи, смысл которого в том, что подлинное название предмета, процесса, явления, человека, заменяется на его описание, определение, причем данные описание и определение должны исключать иное толкование, например: "Солнце русской поэзии" - имеется в виду А.С. Пушкин, и только он.
Сравнение - сопоставление двух процессов или явлений; как правило, то явление (процесс), с которым сравнивают, должно быть или более выразительным, или более знакомым слушателям, например:
"Тогда все жители, и малый, и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен московских поднялися
Как из улья пчелиный рой".
(И.А. Крылов, басня "Ворона и курица".)
Синекдоха - разновидность тропа, представляющая выявление целого через его часть или употребление одного числа вместо другого. Например: "Швед, русский - колет, рубит, режет" (А.С. Пушкин).
Олицетворение - изобразительный прием, с помощью которого неодушевленные предметы или абстрактные понятия наделяются свойством или признаками предметов одушевленных. Например:
"В прихожей, на полу,
В углу.
Пустой мешок валялся,
У самых низких слуг
Он на обтирку ног нередко помыкался;
Как вдруг
Мешок наш в честь попался,
И весь червонцами набит.
.,. Мешок завеличался,
Заумничал, зазнался,
Мешок заговорил и начал вздор нести.
О всем и рядит он и судит."
(И.А. Крылов, басня "Мешок".)
Аллегория - иносказание; чаще всего применяется при изображении абстрактного, отвлеченного понятия. С помощью аллегории облегчается восприятие этого отвлеченного понятия, поскольку оно передается с помощью реального, хорошо знакомого образа, например: "Капиталы приходят в движение". Это название статьи об операциях коммерческого банка.