Авторитаризм и этатизм

Авторитаризм и этатизм («государственничество») — это современные версии абсолютизма. На протяжении всей истории абсолютизм был наиболее распространенной идеологией и политической практикой большинства правительств мира. Доктрина божественного происхождения и прав абсолютной власти была главным религиозным основанием абсолютизма вплоть до нового времени.

В новое время эта доктрина приняла светскую форму. Она включает легитимистскую и прагматическую разновидности. В первом случае делается упор на права наследования абсолютной власти. При этом наследование понимается буквально — как передача собственности в виде власти и в соответствии с принципом кровного родства. Сторонники династии Стюартов в Англии XVII в., династии Бурбонов во Франции XIX в., современные российские монархисты, продолжающие спор о том, кому из наследников семьи Романовых должен принадлежать престол, — все это исторические разновидности легитимизма.


В прагматической модификации абсолютизма признаком сверхъестественных прав считается власть как таковая. Особенно власть государства над подданными сухопутной и морской территорией, а в настоящее время и над космосом. Главные аргументы в пользу такого толкования власти содержатся в

«Левиафане» Гоббса. Он сформулировал теорию рационального подчинения властителю. Каждый гражданин и население в целом обязаны подчиняться правителям в двух случаях:

• если их авторитет продолжается до тех пор, пока они обладают властью его реализации на практике;

• если правитель обладает властью, позволяющей защищать подданных во всеобщей «войне всех против всех».

Однако Гоббс не учел того факта, что первая разновидность власти может приходить в противоречие со второй. А на протяжении XX в. стало ясно, что государственная власть не столько защищает, сколько уничтожает своих подданных, а не только врагов. Кроме того, полицейские органы государства не в состоянии защитить собственных граждан от уголовных посягательств на их жизнь и имущество. Несмотря на это, авторитаризм и этатизм стали всеобщей характеристикой политического опыта XX в.

Эти политические идеологии обычно принимают форму военных и партийных диктатур (Примо де Риверы и Франко в Испании, Пилсудского и Ярузельского в Польше, Дольфуса в Австрии, Салазара в Португалии, генсеков от Сталина до Горбачева в СССР, Пиночета в Чили и т.д.). Авторитаризм и этатизм сходны с фашизмом в том, что используют чрезвычайные средства и сверхконституционные меры (типа постановлений партийных съездов или указов первого лица государства), которые не считаются с традицией. В то же время авторитаризм и этатизм не тождественны тоталитаризму. Для авторитаризма и этатизма главной политической ценностью является военно- бюрократический порядок. Однако для поддержания такого порядка государство не обязано проникать во все поры общественной жизни. Но поскольку авторита-


ризм и этатизм могут обходиться без законов и конституции, а также подчинять гражданские права государственным, постольку эти политические идеологии не являются формой консерватизма.

Отношение авторитаризма и этатизма к фашизму зависит от обстоятельств. Так, партийная диктатура Сталина сотрудничала с фашистами, а затем воевала с ними. Тогда как для военных диктатур 1930- х гг. было характерным сдержанное отношение к фашизму. Франко в период гражданской войны в Испании сотрудничал с фашистами, а затем от этого отказался. Диктатуры Пилсудского в Польше и Метаксаса в Греции не пошли на сотрудничество с фашистами и воевали с ними.

Наряду с военно-бюрократическим порядком авторитаристы и этатисты высоко ставят безопасность — государственную, экономическую, технологическую и т.п. В этом смысле они являются эпигонами Гоббса, поскольку английский мыслитель считал гражданский мир первым

«естественным правом». Но для Гоббса это право зависело от обстоятельств, при которых безопасность подвергалась угрозе извне и изнутри. Авторитаристы и этатисты толкуют безопасность не как средство защиты граждан, а как основание для легитимизации деятельности военных, репрессивных и разведывательных структур. Эти звенья государственного аппарата обладают неискоренимой тенденцией претендовать на ведущую роль в государстве. При консерватизме у них такой претензии нет.

Авторитаризм и этатизм обычно отказываются от строгой формулировки собственной идеологии. Наиболее распространенным жанром авторитарно- этатистской литературы являются речи и выступления вождей. Как правило, в них преобладает патриотическая риторика. Правда, авторитаризм и этатизм могут выступать в качестве альтернативы парламентарной демократии, если она неэффективна и коррумпирована. В этом случае популярность авторитаризма и этатизма возрастает. Ситуация в сегодняшней России в очередной раз подтвердила это правило.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: