Отбрасывание традиционной дихотомии не означает, что феминистки полностью отрицают любые различия между частной и политической сферами. Наоборот, в феминизме провозглашается лозунг: «Личная жизнь — это политика». И этот призыв с энтузиазмом был встречен миллионами женщин разных континентов, цветов кожи и национальностей. До недавних пор женщины считали свою личную жизнь индивидуальной, домашней и частной проблемой. Теперь она стала универсальной, структурной и политической проблемой. Такое преобразование осуществлено в феминизме. А все остальные женщины должны поскорее осознать его важность.
Критика дихотомии личной и публичной жизни не значит, что феминизм отрицает разное значение данных фено-
менов и понятий. Ценность личной жизни тоже не ставится под сомнение. Зато отвергается любое унифицированное подчинение общества государству. Дело в том, что всякий переход от индивидуальных к групповым решениям связан с нарастанием трудностей. Например, материнство до сих пор было частной добродетелью. Она глубоко индивидуализована. И значительно отличается от добродетелей, которые нужны при общении с чужими людьми.
|
|
Короче говоря, отрицание дихотомии личного и политического означает, что любое действие квалифицируется как потенциально политическое. До сих пор большая часть политики конституировалась силой. Эта сила выражает отношения господства между людьми и присуща им с момента рождения. Она включает вербальные и невербальные формы поведения. Социальные убеждения и политические рассуждения и аргументы никогда не могут целиком освободиться от телесных, эмоциональных и языковых конотаций. А последние образуются в сфере личных отношений между людьми. Отсюда вытекает, что личные, глубоко интимные и семейные проблемы не являются пустыми и тривиальными. Эти проблемы должны учитываться в публичных и политических дискуссиях. Отношения между мужчиной и женщиной дома и даже в спальне в значительной степени определяют сферу политических и исторических событий.
Зависимость между личной и политической сферами является двусторонней:
1. Существование, сфера и границы личной (или частной) жизни определяются комплексом социальных решений. Они принимаются формально и неформально в законодательных, судебных и исполнительных органах власти и выражаются письменно и устно. Тем самым сфера публичных решений создает неравенство сил в семье и дома.
2. Политические предпочтения и вкусы людей первоначально формируются дома и в семье. В семейно-бытовой сфере существует домашнее разделение труда. В его рамках забота о детях квалифицируется как обязанность женщин. Этот предрассудок образует основание целого комплекса социальных
|
|
неравенств. Они характеризуются господством мужчин над женщинами.
Стало быть, феминизм стремится взломать традиционные барьеры политики. Правда, это стремление не является целиком оригинальным. Феминисты находят союзников в среде анархо-синдикалистов и сторонников производственной демократии. В данном направлении социально-политической мысли политическими считаются те решения, которые принимаются в рамках промышленных предприятий и других сообществ людей. Кроме того, феминизм пользуется результатами научных исследований в сфере сравнительной политики. Эта сфера опирается на такое понимание политического, при котором имеются в виду акты неформального сопротивления существующей власти. Наконец, в марксизме содержится идея о том, что граница между политической и частной сферой намного полезнее для развития капитала, нежели для трудящихся классов. Существующая система права регулярно укрепляет существование данной границы. К этому положению теоретики феминизма добавляют постулат: данная граница и система права ставят мужчин в привилегированное положение.