Основные этапы становления и модели информационного общества

Середина 90-х гг. XX века ознаменована тем, что Интернет из военной сети, стал глобальной. С этого момента понятие об информационном обществе, которое основывалось на возможности всего лишь обрабатывать информацию, внезапно стало реальностью.

В первый раз об обществе, организованном на работе с информацией, начали говорить в начале 50-х гг минувшего столетия. Понятие информационного общества стало распространенным намного позднее - к концу XX столетия, в пору «всеобщей информатизации и компьютеризации».

Первопроходцами информационного общества были американские ученые-кибернетики - Норберт Винер, Клод Шеннон, Алан Тьюринг, Джон фон Нейман, и советский математик - Андрей Николаевич Колмогоров. Их работы и исследования совершили бум компьютерных технологий. Говоря о философском корне информационного общества, следует упомянуть Карла Поппера, Жана Бодрийара, так же как и Збигнева Бжезинского, Дэниэ-ла Белла и Фрэнсиса Фукуямы, которые выдвинули тезис о появлении идущего на смену о индустриальному обществу «постиндустриального». Билл Гейтс, основатель компании «Microsoft», также принимал не малое участие в становлении этого термина.

Сейчас в мире происходит переход к социально-экономической стадии, социуму, который вберет в себя множество всемирных инфраструктур. Условно обозначают две существенные модели формирования информационного общества - западная и восточная. Западная модель выбирает европейский путь развития, восточная же-Китай(КНР).

Главным моментом политики стран ЕС является отыскивание баланса между контролированием государства и принципами рынка. Этот момент был отмечен в постановлении ЕС от 1993 года, где говорилось о необходимости баланса социальной и рыночной ориентаций.

В создании модели формирования информационного общества не последнюю роль играют мировые культурные особенности. Во многом именно они устанавливают спрос в государстве на информационные технологии. Например, сейчас стало известно, что в Европе отправка e-mail с мобильного телефона не прижилась. А в Японии такой услугой на данный момент пользуются 22,7 млн, которые в большинстве используют телефон именно для e-mail.

В американском пути формированияинформационного общества свойства государства минимальны, а функционирование частных лиц - максимальна. К примеру, США солидарна с Великобританией, что сначала необходимо выстроить информационные пути, на основе которых на будет развиваться сфера услуг. В сфере культурного воздействия подходы расходятся. США делают упор на развитие методом «домашних развлечений», а в Великобритании спроса на данные изделия нет.

В основе восточной модели (Тайвань, Южная Корея, Гонконг и Сингапур) - сотрудничество рынка и государства, установление связи между культурными ценностями социальными модификациями. Успех основан на участии государства в принятии решений в сфере значительных вложений личного капитала. К проблемам это модели относят стабильно растущую конкуренцию в производстве и внедрение новейших информационно-коммуникационных приспособлений. специального внимания заслуживает Сингапур, который разработал план под названием «Интеллектуальный остров». В его намерения входит идея, становления одной из главной стран в мире с информационной инфраструктурой, которая обеспечивает связь компьютеров на рабочем месте, школе, доме.

Современный социум проходит один из самых неоднозначных моментов своего формирования. На замену постиндустриального общества является информационное, где глобальность - это один из важнейших моментов. Уровень готовности к полному переводу в эпоху знания, модель его установления в большой степени определены величиной социально-политического развития социума, и не все государства могут быть всецело готовыми к новейшей ступени человеческой эволюции. Так или иначе, глобализация экономических взглядов и НТР дозволяют сделать минимальными расходы государств на приготовление к этому периоду развития. Использование новейшихинформационно-телекоммуникацион-ных гаджетов завоевывает определяющее значение при повышении экономики. Роль новейших технологий, Интернета, будет заметно усиливаться.

Понятие информационного общества достаточно широко и содержит в себе, прежде всего, мировую информационную индустрию, которая развивается на фоне растущей роли информации. Ход информационных реформ в мире необратим, но им облечены далеко не все страны. Создается новейшая карта мира, информационная, показывающая состояние предоставленной среды в каждом регионе. В соответствии ей, самая высокая плотность информации достается сегодня, в первую очередь, на страны ЕС, США, и Японию. В остальных местах эти показатели существенно ниже, а в каких-то местах сходят на нет. Но даже в данных развитых государствах общество очень далеко от того, чтобы его с полной уверенностью можно было назвать «информационным». Даже сейчас большое число людей в этих странах занимаются простым трудом, многие сферы используют давние технологии, и страдают от недостаточной развитости коммуникационной инфраструктуры.

3 вопрос

1. Информационные продукты и услуги

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и так далее.

Информационный продукт - совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Услуга - результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.

Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.

При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами - предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение.

Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.

Пример 1. Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:

· предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;

· выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);

· получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);

· организация научно-технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции и т.п.);

· выдача результатов информационного исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).

Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.

База данных - совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.

Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п.

С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных, и соответственно расширяется круг информационных услуг.

Рассмотрим классификацию баз данных с позиций их использования для систематизации информационных услуг и продуктов.

Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.

Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.

Небиблиографические базы данных имеют множество видов:

· справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т.п.;

· полного текста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.;

· числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.;

· текстово-числовые, содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленной продукции, фирмам, странам и т.п.;

· финансовые, содержащие финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т.п.;

· юридические, содержащие правовые документы по отраслям, регионам, странам.

Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг представлена на рис. 1.1.

Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библиографических и других указателей; реферативных сборников; обзорных изданий; справочных изданий.

Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.

Ретроспективный поиск информации - это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.

Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.

Рис. 1.1. Основные виды информационных услуг

Традиционные услуги научно-технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя:

- подготовку обзоров в виде рукописей;

- подготовку переводов текстов.

Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря:

· все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;

· высокой оперативности предоставления услуг;

· возможности отказа от собственных информационных систем.

Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.

В основном эти услуги предоставляются специальными организациями, называемыми вычислительными центрами коллективного пользования, располагающими мощными ЭВМ с внешней памятью более сотен гигабайт и лазерными принтерами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам. Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации.

Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:

- непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его облученности работе в коммуникационной среде. В противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями;

- косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения

интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;

- услуга Downloading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;

- регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.

Подготовка и оказание информационных услуг:

1. связь (телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг;

2. и обработка данных в вычислительных центрах;

3. программное обеспечение;

4. разработка информационных систем;

5. разработка информационных технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: