ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
СИСТЕМАМИ
Допущено
Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) «Педагогика»
ACADEMIA
Москва
Издательский центр «Академия» 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Глава 1. Системный подход в управлении образованием
1.1. Системный подход как управленческий феномен
1.2. Среда как системный фактор, детерминирующий управление образовательными системами
1.3. Образовательная система как объект управления
Глава 2. Управление как феномен создания, функционирования и развития образовательных систем
2.1. Становление и развитие научных основ управления
2.2. Управление как система, процесс, деятельность
2.3. Педагогический менеджмент как феномен управления в образовании
Глава 3. Принципы управления образовательными системами
3.1. Традиционная классификация принципов управления образовательными системами
|
|
3.2. Принципы педагогического менеджмента
Глава 4. Основные функции педагогического управления
4.1. Классификация функций управления образовательными системами
4.2. Традиционная классификация функций управления в образовании
4.3. Обновление функций управления образовательными системами
Глава 5. Образовательное учреждение как система и объект управления
5.1. Школа как системный объект
5.2. Общеобразовательная школа как объект управления
Глава 6. Государственно-общественная система управления образованием в Российской Федерации
6.1. Государственная система управления образованием
6.2. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами
6.3. Нормативно-правовое обеспечение государственно-общественного управления образованием в Российской Федерации
Глава 7. Управленческая культура руководителя общеобразовательного учреждения
7.1. Требования ксовременному руководителю
7.2. Стили управления
7.3. Показатели качества управления
Глава 8. Повышение квалификации и аттестация работников образовательного учреждения
8.1. Система повышения профессионального уровня педагогов
8.2. Аттестация как управленческая деятельность и фактор профессионального роста педагогов
Практикум
Приложение
Ивану Ивановичу Проданову,
создателю Сочинской муниципальной
системы образования, талантливому
руководителю и ученому, посвящается
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое учебное пособие позволяет приобрести элементарные знания в области управления образовательными системами. Оно знакомит читателя с управлением как условием создания, функционирования и развития образовательных систем, педагогическим менеджментом как современным видом социального управления, классическими принципами и функциями педагогического менеджмента; дает представление о школе как образовательной системе и объекте управления; помогает разобраться в различных моделях организационных структур управления школой. Управленческие проблемы в пособии рассматриваются с позиций системного подхода.
|
|
Материал пособия может быть использован в качестве активизирующего средства обучения как на лекциях, так и на практических занятиях. Он посвящен основам управления образовательными системами. Материал каждой главы сопровождается заданиями для самостоятельной работы.
В пособие включен практикум, в котором дается описание практических занятий. Все практические занятия построены по следующему плану:
1) подготовка к практическому занятию — студент должен самостоятельно ознакомиться с предлагаемыми материалами по теме (осуществляется во внеурочное время);
2) актуализация знаний — студент повторяет материал соответствующей лекции и отвечает на вопросы по ней (осуществляется в начале практического занятия и завершается беседой преподавателя и студентов по прочитанному);
3) выполнение заданий — результаты выполнения заданий к практической работе обсуждаются совместно с преподавателем и группой (проводятся на занятии).
В приложении представлен материал, посвященный становлению и развитию инновационной муниципальной системы образования. Он позволяет оценить ход развития и результативность управления развитием и может быть использован при проведении лекций и практических занятий по управлению образовательными системами, а также для самостоятельного изучения студентами при подготовке рефератов, докладов и сообщений.