Термин «аттестация» происходит от латинского слова attestatia, означающего «свидетельство». В «Советском энциклопедическом словаре» [64] понятие «аттестация» трактуется как установление профессиональной квалификации работников. За рубежом аналогом аттестации выступает деятельность специальных оценочных центров, в которых для оценки применяются не только различные опросники и психологические тесты, но и практические задания, выявляющие способности испытуемого применять на практике имеющиеся у него знания. При этом особое внимание обращается не на служебные характеристики и прошлый опыт оцениваемого, а на его действия в специально смоделированных условиях (например, в случае возникновения у ребенка затруднений в освоении определенной порции учебного материала, или затруднений в общении со взрослыми и т.д.). Оценка занимает иногда несколько дней. В итоге педагог получает исчерпывающее заключение о своем профессиональном уровне и рекомендации по его совершенствованию.
|
|
Как управленческая деятельность аттестация может быть представлена в качестве типичного управленческого цикла (от целе-полагания через принятие решения к организации и аналитическому контролю за полученным результатом) [8].
Основными принципами аттестации являются: добровольность, открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к педагогическим и руководящим работникам.
Нормативную основу аттестации составляют:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства образования РФ, а также региональные и муниципальные Положения об аттестации, разработанные органами управления образованием различного уровня;
-Тарифно-квалификационные характеристики, утверждаемые в установленном порядке на федеральном уровне;
- Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы.
В соответствии с представлениями системного подхода система аттестации педагогических работников включает в себя следующие компоненты:
- цель — ожидаемые результаты аттестации;
- объект — того, кто проходит аттестацию;
- субъект — того, кто проводит аттестацию;
- процедуру — совокупность принципов, правил, методов, по которым проходит аттестация;
- показатели для оценки специалистов.
Рассмотрим компоненты управленческой системы «Аттестация педагогических кадров» более подробно.
Цель аттестации — стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности работников отрасли в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда.
|
|
К задачам аттестации относятся:
-целенаправленное, непрерывное повышение профессионального уровня педагогических и руководящих работников;
-установление соответствия между качеством и оплатой труда;
- управление качеством образования для создания оптимальных условий для развития личности.
Результатом аттестации является присвоение работнику квалификационной категории.
Квалификационная категория — это соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогического и управленческого труда, обеспечивающий работникам возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.
В настоящее время существуют три квалификационные категории: вторая, первая и высшая. Нормативно они отличаются требованиями, предъявляемыми к работнику, а по содержанию — уровнем практических задач, которые работник может решать.
Например, у ч и тел ь второй кате гор и и дает уроки, соответствующие современным требованиям, добивается устойчивых положительных результатов в обучении и воспитании учащихся, повышает свой профессиональный уровень путем самообразования и курсовой переподготовки, ведет методическую работу. Этот педагог выступает в качестве наставника молодых педагогов, известен в школе как хороший учитель.
Учитель первой категории считается хорошим педагогом не только в своей школе, но и в школах района. Его ученики, как правило, побеждают в предметных олимпиадах, на конкурсах, без труда поступают в вузы и техникумы. Он владеет индивидуальным подходом в обучении и воспитании, использует дифференциацию, обладает диагностическими умениями. Учитель этой категории ведет экспериментальную работу, апробирует новые педагогические технологии, альтернативные учебные программы и учебники, повышает свой профессиональный уровень, как в процессе этой работы, так и при самообразовании и курсовой переподготовке.
Наконец, учитель высшей категории известен как мастер педагогического труда в масштабе города. Он уверенно владеет всеми доступными методиками, имеет в своем технологическом багаже огромное количество методических приемов, в совершенстве применяет различные варианты педагогической поддержки учеников в образовательном процессе. Такой педагог осуществляет активную инновационную деятельность на городском или межшкольном уровне, является автором рабочих учебных программ, пособий для учеников, методических рекомендаций для учителей. Его работы публикуются в известных профессиональных журналах. Педагог высшей категории успешно участвует в различных профессиональных конкурсах и побеждает в них. К нему за помощью могут обратиться учителя из других школ, его педагогический опыт изучается и распространяется в городском педагогическом сообществе. Как правило, он является экспертом при аттестации. Свою квалификацию такой учитель повышает как в процессе экспериментальной работы, так и обучаясь на республиканских курсах, участвуя в работе проблемных семинаров, проводимых Российской Академией образования, учась в аспирантуре.
Выступая стимулом и способом оценивания педагогического работника, аттестация играет роль внешнего фактора, усиливающего или понижающего внутреннюю мотивацию, при этом она меняет характер ведущих мотивов педагогической деятельности как деятельности трудовой.
|
|
Объективно аттестация служит средством материального и морального стимулирования и мотивации, с помощью которого достигается соответствие педагогического работника предъявляемым отраслью требованиям, формируются устойчивые мотивы трудовой активности.
Структура основных мотивов педагогического работника приведена в таблице [8]. В левой части таблицы отражена иерархия человеческих потребностей (на нижнем уровне — потребности в материальном благополучии, обеспечивающие физиологические нужды, на верхнем — потребности в саморазвитии), а в правой ее части представлены мотивы деятельности, способные побудить работника к активному труду. Это и есть ожидаемые результаты, предлагаемые при аттестации.
Объектом аттестации являются педагогические работники.
Одни и те же мотивы будут иметь для педагогических работников разную ценность. Поэтому всех потенциальных участников аттестации по их доминирующей ориентации в совокупности мотивов можно разделить на три группы, отличающиеся стратегиями поведения.