Проектно-композиционный раздел

На этапе планирования должны быть сформулированы основные задачи, которые необходимо решить в про­цессе проектирования, прежде всего назначение и функции проектируемых объектов графического дизайна, конструктивные и технологические требования к ним.

Разработка концепции объектов должна быть связана как с конкретными проект­ными задачами, так и с основными тенденциями развития графического дизайна. Дизайнер должен соединить воедино все сведе­ния, отобранные при предпроектном анализе и создать образ продукта. Дизайнером создаются и оцениваются альтернативные концепции продукта, и одна или более концепций отбираются для дальнейшей разработки. При выборе следует обратить внимание на то, что при разработке следует отказаться от тех стереотипных решений, которые в большом количестве представлены на рынке. Основой концепции может быть инновация самого продукта графического дизайна или же новизна в позиционировании бренда.

При выполнении проектно-композиционного раздела в случае возникновения ситуации «творческого кризиса» рекомендуется применение методов и приемов эвристики, что позволяет упростить процесс создания дизайнерских решений. Базовыми для генерации новых дизайнерских решений являются следующие эвристические методы: мозговой штурм и синектика, которые относятся к командным методам, а также такие «индивидуальные» методы, как морфологический анализ, метод «подвижных столбиков» и метод биссоциаций.

При мозговом штурме важно количество идей, а не их качество. Команде проектировщиков объясняется проблема, и они садятся вокруг стола, стараясь выработать как можно больше идей и включить их в список не­зависимо от их значимости. Считается, что, если существует лишь единственное решение проблемы, то тот, кто его выдвинул, всегда будет его защищать. Если позднее выяснится, что это решение ошибочно, проектировщик не сможет выдвигать новые идеи, бессознательно пытаясь предлагать только вариации первоначальной мысли. Идеи анализируются по нескольким критериям (например, актуальность, реализуемость, новизна).

Синектической команде требуется сильный лидер; кроме то­го, необходимо, чтобы каждый проектировщик в команде разбирался, по меньшей мере, в двух областях знаний. В отличие от моз­гового штурма и синектики, морфологический анализ – метод индивидуального решения проблем. При его использовании решение проблемы представляется не как единое целое, а как набор некоторых параметров. Каждый параметр характеризуется определенным набором значений. Анализ случайных комбинаций параметров позволяет дизайнеру мыслить новыми, необычными способами. В случае, когда количество параметров не более трех для реализации метода производят построение морфологической матрицы (куба). В других же случаях используются «подвижные столбики». Для этого каждый параметр представляется в виде списка (столбика) значений. Все столбики располагаются слева направо последовательно друг за другом и могут смещаться относительно других столбиков вверх или вниз. В результате формируются различные комбинации параметров, на основе анализа которых будут синтезироваться новые решения.

В основе метода ассоциативных цепочек или биссоциаций лежит принцип ассоциативного мышления. Задачей дизайнера является построение ассоциативных цепочек между случайно отобранным словом-ответом и объектом проектирования. В результате построения такой цепочки может возникнуть одна или несколько новых идей.

При выполнении курсовой работы возможно применение и других, не указанных выше методов. В тексте работы должно быть приведено краткое описание процесса и результата применения эвристического метода.

На этапе синтеза дизайнер применяет различные методы формообразования. В зависимости от выбранной концепции могут изменяться и тенденции формообразования: например, при рассмотрении концепции «конструктивизм» целесообразно применить геометрический подход к формообразованию, используя при этом в качестве художественных средств плоские или объемные первичные геометрические формы: их сочетания станут основой ком­позиции графических объектов (приложение Д).

Для разработки и представления своих идей дизайнерами могут применяться такие методы проектирования, как моделирование и макетирование.

Несомненным достоинством метода макетирования является его наглядность. Макеты выполняются либо в натуральную величину, либо в масштабе. При выборе материалов для макетирования учитывается тектоника и способность передать задуманную объемно-пространственную структуру объектов графического дизайна.

Наряду с использованием различных видов моделирования, таких как компьютерное, ретроспективное и другие, в работе возможно применение методик художественно-образного моделирования. Художественно-образное моделирование, в отличие от логического, основывает­ся не на рациональном учете всех факторов и требований к проекту, а прежде всего на эмоциональном, целостном видении конечного результата творчества. В частности, можно рекомендовать такие рассматриваемые в литературе методики образного подхода, как «сценарное моделирование», «ситуация выставки», «ситуация музея», «отождествление себя с проектируемым объектом» (метод Альтшуллера), заимствование аналогии между выразительными особенностями дизайн-объекта и приема­ми повышения выразительности, разработанными в других областях искус­ства и культуры [1].

В завершении работы над проектно-композиционным разделом рекомендуется провести экспертную оценку дизайнерского уровня созданных объектов, выявить новизну и художественно-образную выразительность своих разра­боток в сравнении с мировыми достижениями. В качестве экспертов к работе могут быть привлечены однокурсники или студенты старших курсов. При этом применяются следующие методы: «целост­ная интуитивная оценка», когда эксперт с первого взгляда на представленную разработку интуитивно-убежденно определяет ее уровень, руководствуясь художественным вкусом, предшествующим опытом и профессиональными навыками; метод «проектной продукции», когда эксперт ставит перед собой вопрос, как бы он сам вел разработку такого проекта и к какому бы результату в итоге пришел; метод «сценарного перевоплощения», где эксперт встает на позицию автора проекта и стремится раскрыть основную идею автора; метод сравни­тельной оценки с разработками-аналогами; метод комбинированной оценки, совмещающий элементы указанных приемов.

Пример последовательности работы над созданием объектов графического дизайна приведен на рисунках 1–8. Автором курсовой работы в рамках теоретического исследования были проанализированы стилевые направления в дизайне упаковки начиная со второй половины 19 века до настоящего времени (рис.1, 2).

Рисунок 1 – Жестяная кондитерская упаковка конца XIX – начала XX вв

Рисунок 2 – Картонная упаковка 50-70е годы XX века

На основании анализа литературных источников выделены актуальные тенденции в современном дизайне упаковки, в частности, «Назад в прошлое», «Экологичность» и др. (рис.3)

а

б

а – «Назад в прошлое» (дизайнер упаковки М.Оливер);

б – «Экологичность» (дизайнер упаковки Д. Зигнверг)

Рисунок 3 – Пример актуальных направлений в современном дизайне упаковки

По результатам предпроектных исследований объектом разработки была выбрана серия упаковок для специй: красного и черного перца. Прежде чем приступать к разработке концепции и эскизов упаковки, на этапе предпроектных исследований был проведен анализ видов и функций упаковки, проанализированы принципы формообразования и приемы гармонизации композиции на примере наиболее существующих на современном рынке образцов-аналогов упаковки, наиболее полно удовлетворяющей потребности потребителей (рис.4). Раскрытие достоинств и недостатков предшествующего дизайна упаковки, помогает не допустить аналогичных ошибок при проектировании новых объектов.

Рисунок 4 – Аналоги упаковки специй

В процессе синтеза для активизации творческого поиска дизайнером был применен эвристический метод морфологического анализа, а точнее его разновидность - метод «подвижных столбиков». Метод основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается наибольшее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить новые решения. Пример таблицы морфологического анализа приведен на рисунке 5.

Материалы Форма Время использования Цвет Рисунок
стекло цилиндр одноразовая красный есть
бумага куб многоразовая черный нет
дерево параллелепипед   синий  
пластмасса шар   белый  
металл конус   оранжевый  
прозрачная пленка органическая форма   коричневый  
  многоугольник   желтый  
  трапеция   зелёный  
  прямоугольник   многоцветный  

Рисунок 5 – Пример морфологической структуры в виде таблицы «подвижных столбиков» для разработки дизайна упаковки специй (студенческая работа)

После оценки вариантов дизайнером были составлены следующие комбинации, к которым были разработаны эскизы упаковки:

Бумага – органическая форма – одноразовая – красный /черный – нет рисунка (рис.6).

Рисунок 6 – Первый вариант дизайна упаковки специй (студенческая работа)

Прозрачная пленка– прямоугольник – одноразовая – синий/ оранжевый – нет рисунка (рис.7).

Рисунок 7 – Второй вариант дизайна упаковки специй (студенческая работа)

Бумага – прямоугольник – многоразовая – красный/ черный/ белый/ желтый – есть рисунок (рис.8).

Рисунок 8 – Третий вариант дизайна упаковки специй

(студенческая работа)

Далее автором составлена краткая характеристика своих работ: «Все работы выполнены в минималистическом стиле, что соответствует модным тенденциям в дизайне упаковки. Данный стиль был выбран ввиду того, что, проанализировав аналоги, было выявлено, что большинство упаковок оформлены красочно, с множеством различных элементов и использованием фотографических изображений, следовательно, простой одноцветный дизайн будет выигрышно смотреться на их фоне» [2].

Графический дизайн можно отнести к числу художественных и профессиональных дисциплин, фокусирующихся на визуальной коммуникации и представлении. Для создания и комбинирования символов, изображений и/или слов используются разнообразные методики с целью сформировать визуальный образ идей и посланий. Графический дизайнер может пользоваться типографским оформлением, изобразительными искусствами и техниками вёрстки страниц для производства конечного результата. Варианты применения таких методов и подходов к постановке и решению задачи проектирования объектов графического дизайна представлены в приложениях Е-И.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: