Каковы основные отличия психики человека от психики животных?

Формирование и развитие человеческой психики и со­знания подчиняются не биологическим законам эволюции, а законам общественно-исторического развития.

• У животных предмет деятельности и биологический мотив всегда совпадают; у человека, в силу социальной организации совместной деятельности, мотив и предмет деятельно­сти разделяются.

• Развитие потребностей (и мотивов) у животных происхо­дит через расширение круга используемых предметов, имеющих биологическое значение в природной среде оби­тания; у человека — через производство новых предметов в социальной деятельности.

Эти фундаментальные различия, лежащие в основе фор­мирования и развития психики животных и человека, конк­ретизируются во множестве психологических теорий, разра­ботанных в рамках деятельностного подхода к анализу и объя­снению психических явлений (см. ниже).

Петр Кузьмич Анохин (1898— 1974)

Теория функциональных систем в организации

жизнедеятельности живых организмов

1. Что выступает в качестве системообразующего фак­тора в процессах организации жизнедеятельности у живых ор­ганизмов?

Системный анализ естественных явлений необходимо требует выделение системообразующего фактора, который детерминирует формирование и функционирование систе­мы.

Для живых систем такими системообразующими факто­рами выступают полезные приспособительные эффекты в от­ношениях «организм среда», достигаемые в результате про­цессов функционирования и развития организма.

2. Что выступает основным фактором, детерминирую­щим развитие и функционирование живых организмов, а так­же отдельных физиологических систем в составе организма?

В качестве основной детерминанты функционирования или развития живой системы выступает не прошлое собы­тие, а подготовка к еще не наступившим событиям, которая обеспечивается прогнозированием результатов предстоя-

щих действий на основе опережающего отражения и меха­низмами целеполагания.

J. Как формируется способность к опережающему отра­жению и целеполаганию у живых организмов в процессе эволю­ции?

Целенаправленность живой системы основана на опере­жающем отражении, которое появилось с зарождением жиз­ни на Земле и является отличительным свойством живого.

• Опережающее отражение заключается в активной избира­тельной подготовке к будущим изменениям пространст­венно-временной структуры среды, которые представляют собой повторяющиеся ряды событий.

• Опережающее отражение в процессе эволюции формиру­ется путем развития и ускорения в миллионы раз цепей хи­мических реакций, которые в прошлом возникали как следствия повторяющихся изменений среды.

• Опережающее отражение в разных формах представлено на каждом уровне как филогенетической, так и онтогене­тической организации живых организмов.

4. Что лежит в основе различных форм поведенческой ак­тивности живых организмов?

Для объяснения активности живого организма следует изучать не функции отдельных органов и систем организ­ма, а функциональные системы — координированное взаи­мосодействие органов и систем органов, направленное на получение конкретного результата в будущем. Активность живого проявляется не в ответе на прошлое событие, а в подготовке и обеспечении возможных результатов в буду­щем.

• Поведение живого организма представляет собой непре­рывную последовательность (континуум) взаимосвязан­ных результатов, достигаемых на протяжении индивиду­альной жизни, а отдельный поведенческий акт — это от­резок такого континуума от одного результата к другому.

5. Какие механизмы образуют функциональные системы?

Любой поведенческий акт живого организма обеспечива­ется рядом системных механизмов и процессов, которые ор­ганизуются в функциональную систему.

Механизм афферентного синтеза, обеспечивающий при­нятие решения о том, что, как и когда необходимо делать для получения полезного результата на основе: а) домини­рующей мотивации (что делать?); б) прошлого опыта (па­мяти); в) обстановочной афферентации (как делать?);

г) пусковой афферентации (когда делать?).

Механизм принятия решения, который включает процессы экстраполяции будущего, вероятностное прогнозирова­ние и построение программы действий. Принятие реше­ния завершается формированием акцептора результатов действия, который включает: программу действий, про­гнозирование параметров будущих результатов и механизм их сличения с реально достигнутыми результатами.

Механизмы и процессы последовательной реализации дейст­вий при постоянном контроле и корректировке их выпол­нения на основе обратной афферентации (обратных связей) о достигнутых результатах, которые сопоставляются с ак­цептором результатов действия.

Механизмы оценки результатов, санкционирующие пере­ход к следующей фазе поведения.

6. Каковы закономерности эволюционного и онтогенетиче­ского формирования и развития функциональных систем?

У каждого вида живых организмов в процессе филоге­неза складываются и проявляются специфические гетеро­хронии в закладке и темпах развития различных функций в онтогенезе. Это связано с необходимостью формирования целостных функциональных систем, обеспечивающих до­стижение общеорганизменных целей во взаимосвязях с окружающей средой на каждом этапе онтогенетического развития.

Николай Александрович Бернштейн (1896— 1966) Теория организации целенаправленных действий и поведения на основе механизмов сенсорных коррекций

Теория организации целенаправленных действий и поведе­ния на основе механизмов сенсорных коррекций Н. А. Бернш-тейна одна из наиболее часто упоминаемых психологами фи­зиологических теорий. Теоретический подход Н. А. Бернштей-на к объяснению механизмов организации целенаправленных действий часто называют также «физиология активности». Со­держание основных объяснительных оснований, заложенных в основу этого теоретического подхода, может быть изложено в форме ответов на ряд вопросов.

7. Какой принцип лежит в основе организации целенаправ­ленного поведения живых организмов?

Для объяснения целенаправленных действий живого ор­ганизма необходимо опираться на принцип активности. Ак­тивность, характеризующая поведение живых организмов, предполагает наличие внутренних механизмов программи­рования и организации поведения, которые обеспечивают непрерывный циклический процесс взаимодействия внут­ренней среды организма с внешней средой.

• Представления о стимул-реактивной или условно-рефлек­торной организации поведения на основе автоматизиро­ванных цепей элементарных ответных реакций на внеш­ние раздражители является ошибочным.

• Поведение живых организмов следует исследовать как целостные активно организуемые целенаправленные акты.

2. Какие психофизиологические механизмы необходимы для организации целенаправленного поведения?

Организация активных целенаправленных действий необходимо предполагает наличие у живых организмов механизмов построения «модели потребного будущего» на основе вероятностного прогнозирования, механизмов

программирования действий, механизмов коррекции дей­ствий по ходу их исполнения.

• Понятие «рефлекторная дуга» необходимо заменить поня­тием «рефлекторное кольцо», которое фиксирует факт ре­гуляции и контроля всех отправлений организма по прин­ципу обратной связи на основе непрерывного потока аф­ферентной сигнализации контрольного и коррекционного назначения.

J. Что лежит в основе активной организации поведения и действий живого организма?

Поведение и действия живого организма определяются прежде всего задачей, которая предполагает:

• активную постановку цели на основе внутренних механиз­мов целеполагания, а также планирование способа ее до­стижения в соответствие с предметными условиями ситуа­ции;

• реализацию действий, направленных на достижение цели, организация, координация и коррекция которых осущест­вляется на разных психофизиологических уровнях при участии разных афферентных систем.

Двигательные задачи могут представлять собой: а) локо­моторные акты; б) предметно-манипулятивные действия (у высших животных); в) символические действия (у челове­ка).

4. С какими трудностями сталкиваются позвоночные животные при организации выполнения двигательных дей­ствий?

Опорно-двигательная система позвоночных — это система подвижно сочлененных звеньев скелета. Сочленения звеньев скелета образуют кинематические цепи, мера подвижности ко­торых определяется числом степеней свободы в каждом суста­ве.

Увеличение степеней свободы подвижности до двух и бо­лее ведет к необходимости их ограничения при организации

движений. Устранение избыточных степеней свободы дви­жущегося органа есть координация движений, которая осу­ществляется путем:

• целесообразного выбора траектории движений на основе ограничения избыточных степеней свободы;

• постоянной компенсации: а) реактивных сил; б) инер­ционных сил, образующихся в результате любых движе­ний и передающихся на все звенья кинематической сис­темы;

• постоянной координации между силами, действующими на организм из внешнего мира, и внутренними силами, возникающими при сокращении мышц.

5. Как организуется регуляция и координация предметного исполнительного действия? Что представляет собой меха­низм сенсорных коррекций?

Любое двигательное действие реализуется на основе непрерывно осуществляемых сенсорных коррекций, кото­рые обеспечиваются различными органами чувств (аффе­рентными, рецепторными системами), следящими за вы­полнением движения и обеспечивающими возможность его эфферентной регуляции. При этом рецепторные сис­темы выполняют две основные функции:

• сигнальную связь организма с внешним миром (ориенти­ровка во внешней среде);

• обеспечение координированной работы органов, реализу­ющих двигательные действия (ориентировку в организа­ции собственного поведения).

6. Как организуются сенсорные коррекции в процессе выпол­нения двигательного действия?

Сенсорные коррекции протекают по формуле «рефлек­торного кольца», зависят от характера двигательной задачи, осуществляются целостными синтезами, которые представ­ляют собой несколько иерархически взаимосвязанных уров­ней.

• Разные двигательные задачи в зависимости от своего со­держания и смысловой структуры обеспечиваются качест­венно различающимися, формирующимися на протяже­нии индивидуальной жизни целостными синтезирован­ными комплексами сенсорных коррекций.

• Такие синтезируемые комплексы сенсорных коррекций лежат в основе разнообразных навыков и умений.

7. Чем характеризуются разные уровни регуляции действий на основе сенсорных коррекций?

Каждый уровень организации сенсорных коррекций ха­рактеризуется:

• нейрофизиологической локализацией и анатомическим субстратом (определенными типами рецепторов и типами чувствительности, проводящими нервными путями, цент­рами в ЦНС);

• ведущей афферентацией — особенностями сигналов, ко­торые поступают от органов чувств и обеспечивают вос­приятие результативности собственных движений и дейст­вий;

• специфическими характеристиками и свойствами движе­ний, которые преимущественно регулируются данным уровнем сенсорных коррекций;

• набором самостоятельных движений, которые преиму­щественно организуются и управляются данным уров­нем;

• фоновой (вспомогательной) ролью уровня в двигательных действиях, управляемых вышележащими уровнями;

• дисфункциями и патологическими синдромами.

<?. Какие функционально-структурные уровни сенсорных коррекций включаются в состав организации и регуляции раз­личных действий?

В соответствии с указанными основаниями выделяются следующие уровни организации сенсорных коррекций, на основе которых организуется и регулируется выполнение разных по сложности действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: