Вопрос об истинности знаний, получаемых в научных исследованиях, один из центральных для методологии науки. В истории науки выдвигались различные критерии для отнесения определенных знаний к категории «научных» или «ненаучных». При этом «научность» эмпирически регистрируемых данных не вызывает у ученых особых противоречий, если такие данные потенциально воспроизводимы в определенных экспериментальных или «приборных» ситуациях. Противоречия между учеными чаще всего возникают при объяснении одних и тех же фактов с разных теоретических позиций. Поэтому установление истинности, обоснованность научных теорий является постоянной и неизбежной методологической проблемой. История развития методологии науки показала, что обсуждение этой проблемы может быть плодотворным, когда речь идет об установлении относительной, а не абсолютной истинности теорий. Для установления относительной научной достоверности (относительной истинности) теоретических объяснительных принципов в качестве критериев принимались следующие процедуры.
|
|
Принцип верификации (Огюст Конт): теория считается относительно истинной, если ее положения и предсказания подтверждаются, согласуются с фактами.
Последующее развитие научного знания и накопление научных теорий, которые альтернативно объясняли одни и те же факты и явления, показало, что этот принцип недостаточно надежен. Альтернативный принцип был выдвинут Карлом Поппером.
Принцип фальсификации: научным признается только такое теоретическое знание, которое потенциально может быть отвергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. При этом следует считать, что для опровержения теории достаточно одного опровергающего факта. Научной не признается теория, содержание которой невозможно эмпирически проверить.
• О причинах, лежащих в основе различных явлений, возможно выдвижение бесконечного числа объяснительных гипотез.
• Ученый заранее не знает, какие объяснительные гипотезы верны, а какие ошибочны.
• Проблема разрешается путем эмпирического исключения (опровержения) гипотез.
В последующем принцип фальсификации в различных методологических подходах формулировался более мягко. Так, развивая и обобщая идеи К. Поппера, И. Лакатос сформулировал методологию исследовательских программ:
1. Научное исследование реализуется в рамках исследовательской программы, которая включает:
• ядро программы - совокупность основных теоретических принципов, принимаемых конвенционально;
• совокупность методологических правил, которые ориентируют исследователя в выборе проблем и путей их решения (позитивная эвристика);
|
|
• совокупность правил, направленных на предохранение теоретических принципов от опровержения путем выдвижения вспомогательных гипотез (негативная эвристика).
2. Исследовательская программа находит свое осуществление в серии взаимосвязанных теорий разного уровня обобщенности, возникающих на основе исходных теоретических принципов (ядра программы) по конвенциональным правилам эвристики.
3. Теории, реализующие исследовательскую программу, могут обеспечивать:
• «прогрессивный сдвиг» в решении проблем, когда каждая новая теория позволяет прогнозировать новые факты, существование которых подтверждается экспериментально;
• «регрессивный сдвиг» в решении проблем, когда строится вспомогательная теория для объяснения фактов, опровергающих исходную теорию. При этом вспомогательная теория, как правило, не позволяет предсказывать и прогнозировать новые факты.
4. Фальсификация теории возможна только при появлении новой теории, а не на основе эмпирических опровержений.
В науке существуют другие, еще более мягкие позиции. Например, принцип «взаимного прояснения» (Лоренц, 1998): научная теория - это система тщательно проверенных гипотез, поддерживающих друг друга по принципу «взаимного прояснения». Гипотезы могут опровергаться только другими гипотезами, которым подчиняется большее число фактов, а не единичными не согласующимися с ней фактами.